Минские усадьбы. Дворцово-парковый комплекс в Лошице

Apr 17, 2017 18:00



Лошицкая усадьба - уникальный для Беларуси объект садово-парковой архитектуры, в нем сохранились следы всех эпох этого искусства за последние 500 лет. Первое упоминание об усадьбе относится к 1557 году, тогда ею владели князья Толочинские, с тех пор у имения сменилось больше десятка владельцев.



Археологические исследования показали, что первый усадебный дом был построен на горе у слияния рек Лошицы и Свислочи еще в XV веке:



Однако первое документальное упоминание об усадьбе появилось лишь сто лет спустя. Сегодня доподлинно известно, что в первой половине XVI века эти земли принадлежали князю Василию Толочинскому. Он умер бездетным в 1546 году и оставил усадьбу в наследство своей жене Марии. Через четыре года после смерти первого мужа Мария вышла замуж повторно, но и этот брак оказался для нее бездетным, в 1559 году она умерла. Лошицкая усадьба перешла во владение князей Друцких-Горских, которые распоряжались ею на протяжении следующих 160 лет. В 1719 году князь Михаил Антоний Друцкий-Горский продал имение графу Ежи Антонию Прушинскому.

При Прушинских начинается активное благоустройство усадьбы, в 1724 году Ежи Антоний построил на старом фундаменте бревенчатый дом, который простоял до 2009 года:



В 1788 году у въезда в усадьбу была построена часовня-усыпальница рода Прушинских, она имела форму восьмигранной ротонды, выполненной в стиле виленского барокко. В 1810 году весь комплекс усадьбы был запечатлен в акварели польским художником Юзефом Пешкой, слева на берегу реки видна часовня, справа - господский дом, еще без двухэтажной пристройки:



Прушинские владели усадьбой полтора века, последний представитель рода граф Евстафий Станиславович умер в 1877 году, детей он не оставил, поэтому имение перешло в наследство его племяннику - Ивану Любанскому, а от него последнему владельцу Лошицкой усадьбы - Евстафию Любанскому. В середине 1880-х Любанский расширил жилые помещения - слева к одноэтажному деревянному дому был пристроен двухэтажный каменный:



В 1895 году в имении случился большой пожар, уничтоживший большинство строений. Господский дом не пострадал, а хозяйственные постройки пришлось спешно восстанавливать, почти все они сохранились до наших дней. Это флигель управляющего с кухней и комнатами для прислуги:



Сторожка охранника, поставленная у ворот усадьбы в том же 1895 году:



Спиртзавод с ректификационным цехом, построенный на другом берегу реки Лошицы в 1896 году:



И большая мельница из красного кирпича, которую поставили в полукилометре к востоку от усадьбы на берегу реки Свислочь в 1901 году:



Конец XIX - начало XX века стали периодом максимального расцвета и одновременно лебединой песней усадьбы. Предприимчивый Любанский активно занимался благоустройством дома, строил промышленные объекты, увлекался ботаникой - высаживал на территории имения редкие виды деревьев и кустарников, был популяризатором велосипедного спорта, при нем усадьба стала одной из самых передовых в Минской губернии. Однако в 1905 году случилась трагедия - в возрасте тридцати пяти лет умерла его жена Ядвига, по непотдвержденным данным утонула в реке. Смерть супруги сильно подкосила Любанского, он почти перестал заниматься усадьбой, а в 1912 году забросил имение и уехал на Кавказ, где вскоре умер при невыясненных обстоятельствах.

После Октбрьской революции территория усадьбы была национализирована, на ней разместилось белорусское отделение Всесоюзного института растениеводства. Во время войны здесь была организована ставка немецкого командования, в это же время комплекс понес свою первую потерю - была разрушена часовня-усыпальницы Прушинских. В своем первоначальном виде она простояла до 1920-х:



В богоборческие 30-е усыпальницу пытались взорвать, но она устояла. То что не получилось у коммунистов, довершили фашисты, в итоге от былой ротонды остались только две кирпичные стены со следами штукатурки:





После войны в 1946-1947 годах в усадьбе размещалось управление ЮНРАА - Администрации помощи и восстановления Объединённых Нациий:



После сворачивания миссии ООН здесь восстановили отделение Всесоюзного института растениеводства. В конце 1980-х усадьба стала приходить в запустение, последующие 20 лет парк зарастал, а строения медленно разрушались. Затем процесс пошел быстрее - в 2009 году усадьба попала в жернова белорусской "реставрации", бревенчатый дом, построенный Ежи Прушинским в 1724 году, признали аварийным и полностью уничтожили:



На его месте из современных материалов соорудили муляж:



В апреле 2015 года усадьба открылась после "реставрации":



Каменная пристройка, поставленная Любанским в 1880-е сохранилась, всё остальное - новодел:



О восстановлении интерьеров речи, естественно, не шло, сделали сказку "по мотивам", как могло бы быть:



При сносе господского дома строители обнаружили под полом остатки купальни, ее восстановили в первоначальном месте:



Помимо купальни в доме был и унитаз с умывальником, все нечистоты сливались по общей трубе в большую выгребную яму:



Мебель для музея предоставили коллекционеры, она датирована XIX веком, но никакого отношения к усадьбе в целом и к Любанским в частности, конечно же, не имеет:





От былого убранства сохранились только камины, этот был изготовлен на заказ в Риге в конце XIX века:



В каменной пристройке часть интерьеров сохранилась, у подножия лестницы, ведущей на второй этаж в стене сделали вот такой зондаж, судя по кафелю это обратная сторона камина:



Лестница тоже сохранилось, на время работ ее не демонтировали, просто закрыли защитным коробом, а потом отреставрировали:



Коридор второго этажа оформлен в ярко-красных цветах:



Интерьер комнат сделали намного спокойнее, здесь выставлена фотоэкспозиция, рассказывающая об истории института растениеводства, который размещался в усадьбе в советские времена:



В синей тумбе под стеклом выложены археологические находки, сделанные во время строительных работ:



Теперь зайдем во флигель. В отличие от господского дома его сохранили, из новодела только башня, которую восстановили по старым фотографиям:



Внутри экспозиция крестьянского быта конца XIX - начала XX века:



Евстафий Любанский увлекался благотворительностью и очень хорошо относился к подчиненным, поэтому даже флигель для прислуги был обставлен хорошей мебелью:



В коридоре первого этажа после вскрытия полов был обнаружен оригинальный клинкерный паркет, выложенный из обожженного кирпича:



На нем сейчас выставлена каретная экспозиция - сани и бричка, на похожих, возможно, ездила прислуга Любанских:





Экспозиция самоваров и утюгов рубежа XIX-XX веков:





Во флигеле сохранилась оригинальная лестница, ведущая на второй этаж, ей уже более 120 лет:



Это лестница в подвал, подземелья сохранились с XVIII века. По одной из версий на фундаменте, который сегодня служит основанием флигеля, когда-то стоял господский дом:



Вход в подвал со стороны улицы:



Промышленные постройки, расположенные на противоположном берегу реки Лошицы представляют собой печальное зрелище:



Спиртовой завод в советские годы использовался как жилой дом, затем стоял заброшенный, в 2000-е сгорел, все что можно было вынести вынесли, содрали даже оригинальную чугунную табличку с датой постройки, которая еще совсем недавно висела над входом. Вот уже несколько лет здание безуспешно пытаются продать за несколько миллионов долларов:





Напротив спиртзавода стоит белая мельница, в советские годы ее тоже приспособили под жилье, еще в начале 2000-х в ней жили люди, но сегодня здание заброшено и ждет реставрации:



А вот красной мельнице, которую Любанский построил на другой стороне усадьбы в 1901 году, судя по всему, стоять осталось недолго:



От некогда капитального трехэтажного строения остались только внешние стены:



Перекрытия и крыша давно обрушились:



Руины этой мельницы, вроде как, находятся под охраной государства, но на деле их активно разрушает местная молодежь:



Пацанва лазит по оконным проемам, цепляясь за выступы, куски кладки под ними отваливаются, весь пол внутри усыпан осколками кирпичей:





Оконные проемы дышат на ладан:



После того как они обрушатся, здание долго не простоит:



Рядом строит хозяйственная пристройка, судя по всему, ровесница мельницы, юные альпинисты доламывают и ее:



Лучше всего сохранилась сторожка у входа в усадьбу, внешне она практически не изменилась с 1895 года, сегодня в ней работает кафе:



По итогу парк оставляет двоякие ощущения - природы здесь шикарная, даже не верится, что находишься в городской черте, в полукилометре от крупного завода и загруженной магистрали:



Но разваливающиеся на глазах памятники архитектуры и качество белорусской "реставрации" удручают:



Сегодня Лошицкая усадьба входит в состав Музея истории города Минска, стоимость посещения - 7 белорусских рублей (≈$3,5), но, если честно, платить эту сумму за просмотр фантазийного новодела я считаю нецелесообразным. Для тех кто считает так же в музее есть день бесплатного посещения - это последняя среда каждого месяца. По самому парку можно гулять бесплатно хоть каждый день, его, в отличие от усадьбы, отлично реконструировали, любителям природы и спокойного отдыха здесь определенно понравится.

Посты о Минске:

01. Минск с X по XIX век. История самых древних сооружений
02. Неизвестный Минск. Тюремный замок Пищаллы
03. Неизвестный Минск. Архиерейское подворье и Дом 300-летия Романовых
04. Неизвестный Минск. Костёл св. Роха
05. Неизвестный Минск. Костел Воздвижения Святого Креста на Кальварии
06. Минск. Солнечная прогулка по парку Янки Купалы
07. Минский зоопарк
08. Минск на банкнотах
09. Поезд в Национальный аэропорт
10. Самая короткая улица Минска
11. Сжатый Минск
12. Воскресенский храм в Зеленом Луге
13. Минск. Чёрные пятна Зелёного луга
14. Куропаты. Мемориал сталинских репрессий
15. Минск. Встреча в Нормандском формате
16. На льду Цнянского водохранилища

Подписаться на обновления

Беларусь, архитектура, 950!, Минск

Previous post Next post
Up