Петербург туристический

Sep 22, 2016 09:00



Санкт-Петербург - это город вопреки. На месте где он сейчас стоит были болотные топи, строить город, а тем более столицу государства в такой местности было безумием. Все приближенные отговаривали Петра от этой затеи, но царь был непреклонен - городу быть. Так и случилось, на болотистых островах Финского залива вырос город-сад, на строительство которого работала вся империя, ценой ему были сотни тысяч человеческих жизней, за что Питер часто называют городом на костях.

На широте, на которой расположен Петербург, и севернее в мире нет ни одного города с населением более миллиона человек, а здесь живет 5 миллионов. Исторический центр северной столицы включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, практически все здания здесь построены в XVIII-XIX веках - это один большой музей под открытым небом. На часах 7 утра, решил прогуляться по Петроградскому острову в сторону Биржевого моста:



Часовня во имя Александра Невского была возведена в 1886 году в память об убийстве императора Александра II. В советское время в ней сделали табачный киоск, затем магазин "Цветы", после распада СССР часовня была восстановлена за счет союза реставраторов, сегодня приписана к Князь-Владимирскому собору:



Сам собор находится неподалеку - через сквер от часовни. Это один из первых пятиглавых храмов в Петербурге, освящен 1 октября 1789 года:



Голуби греются на утреннем солнце в Провиантском сквере на Мытнинской площади:



Вдали виднеется шпиль Петропавловской крепости:



Именно здесь на Заячьем острове, на котором расположена крепость, 16 мая 1703 года Петр I выложил дерном крест на песке и сказал: "Здесь быть городу". Ближайший сподвижник царя Александр Меншиков указал на следы последнего наводнения - водоросли, повисшие на сосне выше человеческого роста, и возразил: "Государь, люди - не рыбы, под водой не живут". Петр ответил: " Где та сосна, там твой дом будет":



Часы Петропавловской крепости показывают без пяти 8 утра:



Через Неву отсюда виден Зимний дворец:



Скульптура Нептуна на фронтоне Биржи и купол Исаакиевского собора:



Бывшее здание таможни, в котором теперь располагается Пушкинский дом, учрежденный в 1899 году к столетию со дня рождения поэта:



Ростральные колонны перед зданием Биржи:



Свое название они получили благодаря рострам - наконечникам носовой части кораблей, которыми украшены стволы:



Колонны были построены в 1815 году и выполняли функцию фонарей, на верхних площадках находятся факелы, которые зажигали ночью и в туман:



Подножия колонн украшают известняковые скульптуры, символизирующие божеств моря и коммерции:



По Дворцовому мосту выхожу на некогда главную площадь страны - Дворцовую:



Здесь всегда многолюдно, гуляют жители и гости северной столицы:



Посреди площади стоит Александровская колонна. Она была воздвигнута в 1834 году по приказу Николая I в память о победе Александра I над Наполеоном. Её прообразом послужила колонна Траяна в Риме, а архитектором выступил Огюст Монферран, тот самый, что возводил Исаакиевский собор:



Монферран был истинным гигантоманом, а абсолютная монархия Российской империи, не ограниченная в денежных средствах, давала ему возможность воплощать в жизнь свои самые смелые идеи. Колонны Исаакиевского собора до сих пор остаются самыми большими в истории монолитами, использованными в колоннаде здания. Гранитный ствол Александровской колонны с момента установки и по сей день - самый высокий и тяжелый монолит когда-либо установленный вертикально. Его вес - 600 тонн, при общей массе всего монумента в 704 тонны, при такой массе не было нужды крепить его к фундаменту - монумент стоит под собственным весом. Пьедестал украшен барельефами, на лицевой стороне, обращенной к Зимнему дворцу, выбита надпись "Александру I благодарная Россия":



Венчает колонну скульптура ангела, давящего крестом бронзового змея. Композиция символизирует победу Александра I над Наполеоном, лицу ангела скульптор придал черты российского императора:



На южной стороне площади находится здание Главного штаба со знаменитой аркой, посвященной победе в Отечественной войне 1812 года. Я попал в Петербург в день Алых парусов - праздника выпускников, вид на триумфальную арку закрывала сцена:



Венчает арку скульптура триумфальной колесницы, запряженной шестью лошадьми, на ней стоит богиня победы Ника, лошадей сдерживают римские воины, вооруженные копьями. Изначально скульптуру планировали сделать цельнолитой, однако в таком случае ее общий вес превысил бы 80 тонн, на такую нагрузку арка не была рассчитана, поэтому из чугуна был выполнен каркас, который впоследствии обшили медными листами:



Зимний дворец был построен итальянским архитектором Растрелли по заказу дочери Петра I Елизаветы в 1762 году. Елизавета до окончания строительства не дожила, обустройством внутренних помещений занималась уже Екатерина II:



Дворец вышел очень большим и очень помпезным, с огромным количеством излишеств таких как, например, скульптуры, установленные на крыше дворца и практически незаметные с улицы:



Во дворце более тысячи комнат, его площадь превышает 60 тыс. м². Строительство, длившееся более восьми лет, опустошило казну, но подарило городу один из красивейших архитектурных ансамблей, который сегодня очень выигрышно смотрится на фоне стены из биотуалетов:



С момента постройки и до начала XX века Зимний дворец был главной резиденцией российских монархов, после Революции в нем был размещен Эрмитаж - один из крупнейших и богатейших, наряду с парижским Лувром, музейных комплексов в мире. Изначально, для коллекции музея были построены два здания - Малый и Новый Эрмитажи, которые находятся у восточной стены Зимнего дворца. Новый Эрмитаж знаменит своим портиком, своды которого поддерживают десять атлантов:



Высота скульптур - 5 метров, каждая высечена и цельного куска редкого сердобольского гранита:



Анатомическая точность, с которой выполнен каждый атлант, просто поражает воображение:



Ювелирная работа, гранит - очень твердый материал, он сложен в обработке, а здесь из цельных глыб вытесаны 10 абсолютно одинаковых скульптур, малейшая ошибка, лишний скол - и все пришлось бы начинать заново:



Над созданием атлантов 150 каменотесов трудились более двух лет:



Проработана каждая деталь - даже вены, который вздулись на ногах от тяжелой ноши:



Несмотря на то, что атланты визуально поддерживают свод портика, изначально несущей функции они не несли. К сожалению, почти сразу после строительства Нового Эрмитажа, его фундамент стал оседать, в результате крена здания и деформации портика на плечи атлантов легла реальная нагрузка, к которой они не были готовы, в итоге веса здания скульптуры не выдержали. Самыми тонкими элементами скульптур являются голени, в них и появились трещины:



Напротив Нового Эрмитажа на четной стороне Миллионной улицы находится здание архива Государственного совета, построенное в 1887 году:



От Дворцовой площади иду по Адмиралтейскому проспекту вдоль Александровского сада, здесь напротив здания Адмиралтейства в 1907 году была открыта первая в Петербурге трамвайная остановка:



С тех пор линия трамвая разрослась настолько, что долгое время Питер удерживал мировое лидерство по длине трамвайных путей. На месте первой остановки восстановили около десяти метров первоначальной колеи:



Башня Адмиралтейства с одним из самых узнаваемых шпилей России - уже четвертое здание, построенное на этом месте. После пожара 1783 года Екатерина хотела перенести его в Кронштадт, однако Адмиралтейств-коллегия выступила против и выставила заведомо неподъемную смету, которую царица посчитала избыточной. В итоге Адмиралтейство оставили в Петербурге, а строительство здания, которое мы видим сегодня, началось только через 10 лет после смерти Екатерины - в 1806 году:



Кораблик на шпиле Адмиралтейства давно стал одним из символов Санкт-Петербурга:



На гранит в Питере явно не скупятся, бордюры в Александровском саду сделаны по-богатому, но архаичная запретительная надпись портит все впечатление:



Хотя, судя по количеству отдыхающих на газоне, на надписи никто давно не обращает внимания:



Грунтовая дорога выводит из сада на Сенатскую площадь:



К главному символу Петербурга - Медному всаднику:



Это монумент знаком каждому человеку, который хоть раз слышал о существовании Санкт-Петербурга. О нем говорено-переговорено, писано-переписано и, кажется, известно всё, но я постарался найти интересные, при этом малоизвестные факты из истории бронзового Петра. Начнем с пьедестала, основой для него стал Гром-камень - огромная гранитная глыба, привезенная с другого берега Невской губы, за 15 километров от места установки. На месте котлована, который остался после извлечения камня, образовался пруд площадью 3 гектара, сегодня он находится на территории Ольгинского лесопарка. Однако самое интересное даже не это, Гром-камень - самый тяжелый монолит за всю историю человечества, который удалось переместить с места на место. До обработки его масса составляла 1500 тонн, ни до, ни после строительства Медного всадника человек не передвигал столь тяжелые объекты. На дворе XXI век, появилась современная техника, сверхтяжелые краны и лебедки, а рекорд, поставленный 250 лет назад, до сих пор не побит:



Другая история связана с самой скульптурой. Французский скульптор Этьен Фальконе, которому было поручено изготовление памятника, подошел к работе со всей ответственностью и отлил конную статую максимально реалистично. Этой особенностью в XIX веке активно пользовались курсанты военных училищ Петербурга, в ночь перед экзаменами у них была традиция натирать до блеска гениталии коня, чтобы при восходе солнца они сверкали на всю Сенатскую площадь:



Сегодня яйца коню не натирают, но с памятником все равно вышел конфуз: венок императора облюбовали птички, белое гуано стекает бурными потокам по черному лицу Петра со лба до самого подбородка. Такое количество фекалий пернатые оставили явно не за один день, почему главный памятник города стоит перед туристами со всего мира в таком виде осталось загадкой:



На Сенатской площади в декабре 1825 года произошло восстание декабристов, об этом гласит табличка на стене Сената и Синода:



Сегодня в этом здании находится Конституционный суд РФ:



А также Президентская библиотека им.Ельцина:



Выхожу на Английскую набережную к Сенатской пристани, отсюда Нева открывается во всей красе, на противоположном берегу видно здание Академии художеств, заложенное в присутствии Екатерины II:



Чуть восточнее - здание Академии наук и Кунсткамера:



От Сенатской пристани катера на подводных крыльях возят всех желающих в Петергоф, следующий пост будет оттуда:



Напоследок покажу два интересных храма, которые также попали в объектив, это Троице-Измайловский собор, купол которого полностью сгорел во время реставрации в 2006 году, кадры пожара облетели тогда всю страну:



И храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала, построенный в 1894 году в честь бракосочетания Николая II с Александрой Фёдоровной, колокольня церкви находилась на реставрации:



Петербург производит удивительное впечатление, когда гуляешь по его центру, не покидает ощущение, что листаешь учебник истории. Восстание декабристов, дуэль Пушкина, гибель Александра II - места этих событий, о которых знаешь с детства, сохранились почти в первозданном виде, по ним ежедневно проходят тысячи человек, не обращая на живую историю никакого внимания. Наверное, чтобы привыкнуть к этому в Питере нужно долго-долго жить.

Посты о России:

01. Смоленск. Обзорный пост
02. Смоленск. Тайны крепости
03. Михайловское. Прогулка по имению Пушкина
04. Петербург Туристический
05. Петербург Транспортный
06. Петербург. Вот парадный подъезд...
07. Исаакиевский собор. Взгляд сверху и снизу
08. Кронштадт. Замо́к Петербурга
09. Петергоф. Российский Версаль
10. Выборг. Шведский город на русской земле
11. Катынь. Мемориал сталинских репрессий
12. Москва. Дом Мельникова на Арбате

Подписаться на обновления

Санкт-Петербург, путешествия, архитектура, Россия

Previous post Next post
Up