Часть 2. Вокзал МБЖД
«В Воскресенье 23 Августа [1870] в 12 часов совершена закладка Минской станции 2-го класса Смоленско-Брестской железной дороги (в двух с половиной верстах от г. Минска)».
Минские Губернские Ведомости. - 29.08.1870.
Строительство дороги продвигалось довольно успешно. Уже через год на прилегающей к перрону площади возведены здание вокзала и станционные постройки. 14.11.1871 после молебствия архиерея «движение открыто для публики».
Московско-Брестской ж. д. Ст. II класса, Минск. 1872.
На плане обозначены следующие помещения пассажирского здания 2-го класса: на 1-м этаже зал 3-го класса, багаж, вывоз багажа, касса, дежурному телеграфисту, телеграф, зал 1-го и 2-го классов, дамская, комната нач. станции, ламповщику и сторожу, на 2-м этаже квартира начальника станции и комната телеграфистам.
Брестский вокзал. 1871.
Александровский вокзал. 1918.
Известные снимки выразительного по архитектурному решению 1-2-этажного с башенкой деревянного здания пассажирского вокзала II класса с промежутком 47 лет. На верхнем снимке вид в сторону каменных железнодорожных мастерских, где позднее застроилась Железнодорожная улица. На нижнем снимке вид благоустроенного перрона в сторону Бетонного моста - эстакады над железной дорогой, соединившей Московскую улицу и Койдановский тракт.
Здание вокзального буфета. 1880.
На известном снимке общий вид отдельно стоящего деревянного здания вокзального буфета из трех срубов, соединенных между собой галереями, украшенного резными наличниками.
К тому же уже в 1883 году «на Московско-Брестском вокзале в д. железно-дорожной больницы» вольно практиковал врач Иофа Симеон. Это означает также то, что больница размещалась на вокзале в отдельном доме. Она содержалась на средства Общества МБЖД и предназначалась для обслуживания своих работников. Позднее заведующим больницей упоминался врач С. Иоф (?!). В 1912-1914 годах в районе станции Минск-Товарный построена новая железнодорожная больница, однако она так и не была открыта, т.к. в связи с началом войны здание было отдано под военный госпиталь для раненных солдат.
По свидетельству этнографа Исаака Сербова, в 1912 году при раскопках около вокзала МББ железной дороги под глубокими напластованиями моренных глин и песков найден целый скелет мамонта - этого постоянного спутника первобытного человека, который странствовал тут в ледниковый период за сотни тысяч лет до нашего времени.
Александровский вокзал МБЖД. 1914-1916.
Снимок военной поры .
День (Петроград). - 30.07.1917.
«На Александровской дороге, близ станции Минск, [29.07.1917] товарный поезд налетел на почтовый № 4. В результате столкновения 10 человек убито. Смертельные ушибы получили два кондуктора и заведующий почтой. Причина катастрофы невыяснена».
Макет Александровского вокзала.
На снимке макет Александровского вокзала из музея истории Белорусской железной дороги (Чкалова, 7). Вид с Суражской улицы на небольшую привокзальную площадку для извозчиков.
Во время германской оккупации города в 1918 году на Товарной станции находился лагерь, куда было согнано до 3 тыс. человек. По распоряжению немецкого коменданта Минска полковника фон Франкенберга эти люди были отправлены на принудительные работы в Германию.
С установлением советской власти в 1919 году в правлениях Белорусских железных дорог обсуждался вопрос об объединении работы местных вокзалов на одной станции Минск Западных ж.д. На вокзале МББ ж.д. предполагалось оставить только товарную станцию. Проводились изыскания по постройке новой ветки для захода московских пассажирских поездов на ст. Минск Зап. ж.д. По этой же ветке должны были отправляться поезда в Москву. Польско-советская война отодвинула эти планы.
На пепелище станции Минск. 19.08.1920.
На снимке руины вокзала МББ железной дороги, сожженного вместе с другими станционными постройками в июле 1920 года отступающими польскими оккупантами.
Из прессы (1927): «Вагзал заступлены, на скорую руку, часовага характару дрэўляным будынкам». «Вокзал. Странный вокзал. Деревянный, почти сарай. Был он когда-то каменным, но, подобно многим зданиям города, был разрушен в годы войны. Другой минский вокзал, вокзал харьковской ветви, был тоже разрушен, но его удалось восстановить».
К тому же значение Минского железнодорожного узла упало после установления в 1920 году советско-польской границы. Резко сократились товарные перевозки, намного уменьшилось пассажирское движение.
Станция Минск. 1925.
На снимке общий вид со станции Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги (МББ).
Весной 1926 года на станции Менск МББ ж.д. намечалось строительство нового каменного здания вокзала в белорусском национальном стиле. Проект, составленный архитектором этой железной дороги Струковым, комиссия признала весьма удачным. Однако планам не суждено было сбыться. После восстановления пассажирский вокзал работал до 01.10.1928, когда два минских вокзала объединили новой веткой длиной 700 м. Участок Менск - Радошковичи Западной ЖД передан в ведение МББ ЖД.