Часть 1
Проектные изыскания, связанные с определением направлений железных дорог в Минской губернии, проводились с 1866 года. Мнения Комитета железных дорог о направлении Смоленско-Брестской железной дороги разделились: большинство (8 членов) отдавало предпочтение Бобруйскому направлению, меньшинство (5 членов) отрицало стратегическое значение линии, проходящей через Бобруйск и Пинск, и настаивало на торговых преимуществах дороги через Минск. Железнодорожную судьбу Минска 11.03.1868 решил царь Александр II, наложивший высочайшую резолюцию: «Исполнить по мнению меньшинства».
25-летнюю концессию на строительство дороги без конкурсных торгов получило частное акционерное Общество Московско-Брестской железной дороги.
Первоначально местом строительства железнодорожной станции в Минске рассматривалось пересечение Игуменской и Койдановской почтовых дорог в расстоянии с полверсты от города, близ провиантских магазинов (ныне там здание Мингорисполкома). Однако местом для площадки строительства товарной станции и вокзала выбрали участок за Койдановской заставой в урочище Добрые Мысли.
Остановочный пункт «Институт культуры». 23.11.2021. Яндекс.
На снимке местность в историческом урочище Добрые Мысли, где более 150 лет назад был возведен первый минский вокзал Московско-Брестской железной дороги (МБЖД). Интересно, что вокзал назвали Брестским, а улицу, ведущая к нему из города, - Московской.
Слева на съезде с Московской улицы к бывшему здесь вокзалу - Суражская улица. На заднем плане Бетонный мост, соединяющий улицы Московскую и Чкалова; за ним бизнес-центр «Аякс» (Могилевская, 1). Справа путепровод к железнодорожной станции «Минск-Сортировочный» (Брест-Литовская, 7).
Закладка станции Минск совершена 23.08.1870. Строительство железной дороги продвигалось довольно успешно. Официальной датой ее открытия является 16.11.1871, когда началось регулярное движение, что ознаменовало окончание строительства МБЖД.
Спустя два года, в 1873 году, в пригородном урочище Уборки построили вторую станцию Минск Ландварово-Роменской железной дороги, которая соединила Прибалтику с Украиной. «Короткий» соединительный путь между двумя минскими железнодорожными станциями, судя по следующей газетной заметке, составлял 6-7 верст.
Петербургский листок. - 02.12.1882.
«15 ноября [1882], в 7 часов вечера, со станции Минск, Либаво-Роменской железной дороги, отправлен был по соединительному пути к станции Минск, Московско-Брестской железной дороги, товарный поезд с машинистом и двумя кондукторами. Поезд, быстро пробежав короткий путь (6-7 верст), наскочил на стоявшие у станции нагруженные вагоны. Удар был до того силен, что три из них разбиты в щепки. Один из кондукторов, сдавленный между тендером и платформою, всего полчаса показывал признаки жизни. Другой кондуктор отделался легким ушибом».
Схема железных дорог в окрестностях Минска. 1890.
На схеме обозначена отдельная ветка ЛРЖД, соединявшая две станции Минск двух железных дорог (Брестский и Виленский вокзалы). Минск стал узлом железнодорожного сообщения, что содействовало экономическому подъему города.
Спустя 25 лет, 01.07.1896 Московско-Брестская железная дорога выкуплена казной. 04.05.1912 она переименована в Александровскую (в честь императора в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года). В мае 1918 года дорога передана в введение Наркомата путей сообщений. В 1922 году расформированы Управления Александровской и Московско-Балтийской железных дорог и создана Московско-Белорусско-Балтийская железная дорога (МББ).
Строительство железных дорог не только изменило уклада жизни минчан, но явилось мощнейшим толчком для бурного развития всей городской инфраструктуры, стремительного расширения городской застройки. Уже 19.01.1873 высочайше утвержден новый план «на распространение г. Минска с показанием на нем кварталов, в которых предполагается на будущее время допустить одни каменные постройки». Город начал стремительно расти, да так, что власти не успевали следить за прокладкой и застройкой новых улиц. В окрестностях вокзалов начали возводиться служебные постройки - склады, сторожевые будки, небольшие жилые дома железнодорожников.
К тому же, для прокладки новых улиц городской думе приходилось договариваться с землевладельцами. Об этом свидетельствуют архивные дела, например, об уступке владельцем имения Петровщизна Казимиром Чарноцким земли в собственность города напротив ворот Московско-Брестской ж.д. под улицу, об открытии переулка через землю Чарноцкого между владениями Волпова и Рудзинской.
Согласно отчету городской управы за 1890-1891 годы, население 4-й привокзальной части Минска «самое бедное, состоящее частию из служащих на железных дорогах, частию из мелких торговцев. Строения также почти все деревянные, улицы немощеныя, исключая улиц ведущих к вокзалам». Хотя официально район относился к 4-й полицейской части города, минчане чаще называли его Залинейным, потому что он находился за линиями железной дороги.