Не так всё просто. Насколько я понимаю, отношение к Евхаристии как центру, в братстве осталось. Но появилось некое убеждение, что евхаристическая благодать причащения Телу и Крови может преподаваться И иным образом - например, на литургии Слова. о.Георгий часто говорил, что это происходит из опыта "духовного причастия", когда он с 12 братчиков (как символично!) был неправедно отлучен от причастия. Возможно, в последствии этим благодатным опытом стали злоупотреблять, т.к. современное положение братства нельзя приравнивать к тому, что было в период гонений кон. 90-х.
Не вижу ничего ненормального, что братство служит утреню Великого Четверга, вместо того, чтобы идти на литургию, которая вместе с вечерней съехала на утро. Утреня на своём месте, а литургия нет. Для братства это принципиально - единство формы и содержания, "духа и смысла". Не вина братства, что им не дают совершать Евхаристию в положенное время.
Но появилось некое убеждение, что евхаристическая благодать причащения Телу и Крови может преподаваться И иным образом - например, на литургии Слова.
Это уже очень опасное, на мой взгляд, убеждение, открывающее дорогу чуть ли не бесповству. Так и до настоящего раскола недалеко!
А что такое, кстати, "Литургия Слова" - можно подробнее?о.Георгий часто говорил, что это происходит из опыта "духовного причастия", когда он с 12 братчиков (как символично!) был неправедно отлучен от причастия.
Да, слышал про такое - то ли в "Православной Общине" об этом писали, то ли я даже сам был на соответствующей проповеди на Покровке в один из своих редких визитов туда в конце 90-х. Кстати, я о подобном опыте слышал и от других никак с о.Георгием не связанных, так что сам по себе этот опыт может быть и вполне доброкачественным.Возможно, в последствии этим благодатным опытом стали злоупотреблять, т.к. современное положение братства нельзя приравнивать к тому, что было в период гонений кон. 90-х.
Вот именно! Самое главное - это опыт харизматический, а "Дух
( ... )
"Литургия Слова" в данном случае - это литургия без анафоры, с особым акцентом на чтении Писания и целовании мира. С одной стороны равенство с обычной литургией всё-таки не ставится, с другой стороны, отношение к ней как - к особому таинству. Развёрнутое богословское обоснование этого опыта о.Георгий не даёт по понятным причинам. Меня смущало, что братская агапа возможна после обеих литургий.
Полагаю, что институализация "литургии Слова" являтся следствием "институализации" подвешенного положения братства, не имеющего своего прихода.
Да агапы - это самая лучшая тусня, которая есть в братстве. Почему бы им не быть после чего угодно? Не надо там искать каких-то мистических глубин. Но с новым "таинством" - это крутой улет.
Тут зависимость другая. Если отвлечься от идеологии ("литургия слова", "возрождение" и всё такое) и обратиться к социальной практике, то действия о. Г. вполне логичны: он может осуществлять эффективный контроль через те практики, в которых он уникален ("община-братство"), а литургию-то любой может служить, он тут не эксклюзивен. Значит литургия - "не главное".
Между прочим, если присмотреться, подобные "фишки" есть во всех подобных структурах. У кого-то "самое правильное" богословие, у кого-то аскетические упражнения, у кого-то "уставное" богослужение и т.п.
он может осуществлять эффективный контроль через те практики, в которых он уникален ("община-братство"), а литургию-то любой может служить, он тут не эксклюзивен. Значит литургия - "не главное".
Вы все правильно говорите, но надо учитывать, что это все итог. Но можно ли утверждать, что о. Георгий ставил такие цели изначально? Не думаю - мне кажется, что он поначалу был просто искренне увлеченный своими идеями человек, вокруг которого собрался круг энтузиастов. Ну а постепенно, что называется, "власть его испортила", хотя судя по его характеру, предпосылки к тому были изначально (но только предпосылки). Но вот когда именно испортила
( ... )
был ли о. Георгий уже в 1997 году готов потерять храмbabanjkaMay 21 2012, 13:18:28 UTC
Миш, я вот не знаю. Вроде как не похоже, что сознательно был...
А, с другой стороны. Меня больше всего во всей той истории с о.Михаилом поразил следующий факт, о котором стало известно позже (от тогда отлученных братьев). Оказывается, о.Г. получил письмо (или устное обещание) от благочинного, что о.Михаила переведут из нашего прихода. Это был последний день его служения.
Ну, и понятно, что и сам о.М. расстарался на полную катушку. Т.е. провокация была - каковой еще не бывало. Непонятно, почему о.Г. не сказал всем что-то типа "потерпите, сегодня - последний раз..."
Re: был ли о. Георгий уже в 1997 году готов потерять храмmikhail_zelenyMay 21 2012, 14:26:17 UTC
Миш, я вот не знаю. Вроде как не похоже, что сознательно был...
Я тоже думаю, что не сознательно, о чем и сказал. Но тут все могло быть на уровне подсознания...Оказывается, о.Г. получил письмо (или устное обещание) от благочинного, что о.Михаила переведут из нашего прихода. Это был последний день его служения.
Да, я об этом тоже слышал. И вроде бы как не просто от благочинного, а откуда повыше.Непонятно, почему о.Г. не сказал всем что-то типа "потерпите, сегодня - последний раз..."
Мне в истории с Дубовицким это кажется самым странным. Но, может, он не верил этим обещаниям? Основания для того, чтобы не верить, сама понимаешь, есть...
Comments 114
Reply
Ужас... Ведь это, фактически, беспоповство даже при наличии попа...
Reply
По сути дела - да, причем под это подведена "идейная база" (см. ниже коммент khorovskiy ).
Reply
Reply
Насколько я понимаю, отношение к Евхаристии как центру, в братстве осталось. Но появилось некое убеждение, что евхаристическая благодать причащения Телу и Крови может преподаваться И иным образом - например, на литургии Слова. о.Георгий часто говорил, что это происходит из опыта "духовного причастия", когда он с 12 братчиков (как символично!) был неправедно отлучен от причастия. Возможно, в последствии этим благодатным опытом стали злоупотреблять, т.к. современное положение братства нельзя приравнивать к тому, что было в период гонений кон. 90-х.
Не вижу ничего ненормального, что братство служит утреню Великого Четверга, вместо того, чтобы идти на литургию, которая вместе с вечерней съехала на утро. Утреня на своём месте, а литургия нет. Для братства это принципиально - единство формы и содержания, "духа и смысла". Не вина братства, что им не дают совершать Евхаристию в положенное время.
Reply
Это уже очень опасное, на мой взгляд, убеждение, открывающее дорогу чуть ли не бесповству. Так и до настоящего раскола недалеко!
А что такое, кстати, "Литургия Слова" - можно подробнее?о.Георгий часто говорил, что это происходит из опыта "духовного причастия", когда он с 12 братчиков (как символично!) был неправедно отлучен от причастия.
Да, слышал про такое - то ли в "Православной Общине" об этом писали, то ли я даже сам был на соответствующей проповеди на Покровке в один из своих редких визитов туда в конце 90-х. Кстати, я о подобном опыте слышал и от других никак с о.Георгием не связанных, так что сам по себе этот опыт может быть и вполне доброкачественным.Возможно, в последствии этим благодатным опытом стали злоупотреблять, т.к. современное положение братства нельзя приравнивать к тому, что было в период гонений кон. 90-х.
Вот именно! Самое главное - это опыт харизматический, а "Дух ( ... )
Reply
Полагаю, что институализация "литургии Слова" являтся следствием "институализации" подвешенного положения братства, не имеющего своего прихода.
Reply
Reply
Между прочим, если присмотреться, подобные "фишки" есть во всех подобных структурах. У кого-то "самое правильное" богословие, у кого-то аскетические упражнения, у кого-то "уставное" богослужение и т.п.
Reply
Вы все правильно говорите, но надо учитывать, что это все итог. Но можно ли утверждать, что о. Георгий ставил такие цели изначально? Не думаю - мне кажется, что он поначалу был просто искренне увлеченный своими идеями человек, вокруг которого собрался круг энтузиастов. Ну а постепенно, что называется, "власть его испортила", хотя судя по его характеру, предпосылки к тому были изначально (но только предпосылки). Но вот когда именно испортила ( ... )
Reply
А, с другой стороны. Меня больше всего во всей той истории с о.Михаилом поразил следующий факт, о котором стало известно позже (от тогда отлученных братьев).
Оказывается, о.Г. получил письмо (или устное обещание) от благочинного, что о.Михаила переведут из нашего прихода. Это был последний день его служения.
Ну, и понятно, что и сам о.М. расстарался на полную катушку. Т.е. провокация была - каковой еще не бывало.
Непонятно, почему о.Г. не сказал всем что-то типа "потерпите, сегодня - последний раз..."
Reply
Я тоже думаю, что не сознательно, о чем и сказал. Но тут все могло быть на уровне подсознания...Оказывается, о.Г. получил письмо (или устное обещание) от благочинного, что о.Михаила переведут из нашего прихода. Это был последний день его служения.
Да, я об этом тоже слышал. И вроде бы как не просто от благочинного, а откуда повыше.Непонятно, почему о.Г. не сказал всем что-то типа "потерпите, сегодня - последний раз..."
Мне в истории с Дубовицким это кажется самым странным. Но, может, он не верил этим обещаниям? Основания для того, чтобы не верить, сама понимаешь, есть...
Reply
Leave a comment