Святость и благообразие

Jan 29, 2018 17:41


Взято у nomen-nescio в Еврейство попалось на тот же крючокВо множестве случаев оно, как и другие религии и идеологии, путает святость с благООбразностью и велелепностью. Подумайте о любом аспекте еврейской жизни, который ассоциируется у вас со святостью. Субботняя трапеза, праздничная молитва, внешний вид духовного руководителя...
А на самом деле: например, все видевшие р.Ицхака Зильбера согласятся, что понятие "святость" к нему применимо. И все согласятся, что этой самой благообразности в нём не было ни на копейку.
Не знаю, кто такой р. Ицхак Зильбер и чем он знаменит, но, что называется, попадание в "десятку" - есть склонность (и как следует из оргинального поста, это внеконфессионально) путать святость с благообразностью (это к недавним дискуссиям о дневниках о. Иоанна Кроштадского применимо: оказалось, что в дневниках - о ужас! он не так благообразен, как ожидается). А что сила Божия в немощи совершается - об этом мы забываем (можно вспомнить недавнее чтение о мытаре и фарисее: оправданным ушел как раз тот из двух персонажей, кто был явно неблагообразен, а вот благообразный оказался осужден.). Максимум, кому мы это простить готовы - так это юродивым, да и то лишь потому, что им это положено по статусу, что называется.

Понятно, что неблагообразие - это ни в коей мере не путь к святости и обычно не её плод (исключение - как раз те самые юродивые или случаи юродствования святых, формально юродивыми не являющимися: неблагообразие скорее всего здесь является просто средством для того, чтобы достучаться до тех, до кого иначе не достучишься: "юродством проповеди спасти", что называется). Обычно святой свят не благодаря своему неблагообразию, а вопреки ему, несмотря на него. Меня в Фейсбуке спросили - "Может ли святой быть непорядочным человеком? Может ли святой быть авторитарным? Может ли святой, в конце концов, быть чудаком на определенную букву?". Ответ - да, в определенных случаях может, несмотря на всё это, т.к. святость - это именно явление силы Божией, а не просто запредельное совершенство (это уже плод действия силы Божией, которого может и не быть). Если несмотря на вопиющее неблагообразие человек всё-таки открыт действие этой силы - он свят, а нет этой открытости - то невелика цена и благообразию.

иудаизм, христианство, аскетика

Previous post Next post
Up