То, что в горах наблюдаются непонятные явления, связанные с расстоянием и наклоном местности, знает каждый. Например, есть участки дорог, по которым машина сама катится, хотя дорога идет вверх. (Правда, уклон - зрительный, приборами никто не проверял - и так очевидно). Есть горы, которые оказываются гораздо дальше, чем кажется вначале. И вообще, на
(
Read more... )
Больше ли сейчас заходов не на тот перевал, чем раньше - я вовсе не уверен. На мой взгляд, за последние 10 лет ситуация не изменилась.
С другой стороны, думаю, что заходы не на тот перевал чаще связаны не со зрительным обманом, а с ошибками чтения карты. Думаю, что изучение типичных обманов зрения нужно в первую очередь для того, чтобы правильнее выбирать локальный путь движения. Для попадания на нужный перевал ИМХО нужно научиться пользоваться GPSом.
Кстати, оказывается, что для "чтения" горного рельефа очень важно знать законы горообразования. Простейшие законы, по сути (те самые, из-за которых высокогорье удается изображать в виде схем-хребтовок).
Кстати, еще один типичнейший обман зрения - когда одна гора частично загораживает другую, а зрительно они кажутся одной большой горой (линию, где кончается одна и начинается более дальняя за ней не заметно).
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Этот момент я не понял. До каких ребят? Почему не смог?
Насчет "на примере просек" - как раз отвечу. Я все же сомневаюсь, что за 5 занятий можно научить куче вещей, среди которых "на примере просек искать и понимать любые ориентиры". Если все 5 занятий этим заниматься - можно, видимо. Но не в режиме "и это тоже". Я читал план - там вроде не только это. А вот за это время научить человека искать именно просеки - гораздо проще. Нельзя сказать, что это будет бесполезно, но это не будет универсально.
Я не отвергаю идеи, что став классным ориентировщиком, человек научится ориентироваться хоть оп климатической карте. Вся проблема туристов в том, что им в массе своей неинтересно становиться классными ориентировщиками. Им интересно научиться решать рутинные походные задачи.
Повторю еще раз свою мысль: я считаю, что при экспресс-подготовке придется давать менее универсальные умения и ставить более узкие задачи.
Готов поверить, что я не прав, но очень хочу услышать убедительные доводы.
Reply
Мое мнение: рутинная походная задача - это умение работать по карте любого качества и любой рисовки, даже на изменившейся за многие годы местности. Этому я и учу. Поэтому уже на ближайшем занятии ребята пройдут один и тот же маршрут дважды. Первый раз - по карте рисовки 2007 года, второй раз - по карте рисовки 1986 года. Скорость движения при этом упражнении не важна.
Мне было бы интересно узнать ваше мнение о том, какие задачи в ориентировании должен уметь решать горный турист. РАсскажите, пожалуйста.
Reply
> Рутинная походная задача - это умение работать по карте любого качества и
> любой рисовки, даже на изменившейся за многие годы местности. Этому я и
> учу
Допустим, мы поставили задачу провести школу на N занятий. В "бауманке" N=5. Этому реально научить за N занятий? Если да - нормальная цель.
Если нет, то рутинной задачей может быть объявлена, например, такая:
Умение работать в горах (открытая местность, крупные ориентиры типа вершин, хребтов, перевалов, большая неровность, т.е. часть ориентиров загорожена, изменение открытых и загороженных вершин в процессе движения, ..., надо допридумать) в условиях нормальной видимости по картам генштаба 500-1000 метров, рисованным на основании аэрофтоснимков (т.е. рисующий не был на местности или был по минимуму, также использовалась информация местных жителей) с целью прохождения перевалов (от которых есть текстовые описания, где идти, и фото)Если что-то из этих ограничений лишнее (не ( ... )
Reply
Вопрос: что будет с таким обученным в горах? Он ведь не знает, как интерпретировать ("читать") карту в горных условиях!
Что предлагает школа МВТУ.
- Показать, как САМОМУ ВЫБИРАТЬ ориентиры/элементы местности, которые можно использовать, и САМОМУ ОПРЕДЕЛЯТЬ УСЛОВИЯ, при которых можно опираться на эти ориентиры/элементы местности.
- Показать, как безопасно передвигаться по любой местности.
С таким умением можно УВЕРЕННО идти в любую местность по любой карте.
Что дают пять занятий школы? - Понятие о том, что надо выучить. И ЭТО - ВСЕ!!! А что еще вы хотите за пять занятий?
Будет желание - будем учить дальше.
Reply
Reply
Reply
Reply
1. "Не готов - не ходи" - это тезис Виталия Абалакова, который этот тезис много лет ДОКАЗЫВАЛ НА ДЕЛЕ. Без исключений.
Умеющий ориентироваться - не заблудится, если будет ориентироваться. МКК проверяла группы на "контрольно-комбинированных маршрутах". Нечто похожее, но в облегченном виде, сейчас часто зовут "марш-бросками". Ориентирование, как правило, входило в программу турслетов. А еще было множество обязательных выходов с ориентированием. В нашей
Reply
Leave a comment