Грузия, часть III: музей И.В. Сталина в Гори

May 21, 2017 12:03




У меня все-таки причудливые исторические интересы, отчасти диктующие маршруты для путешествий. Это, естественно, весь Древний Мир, от Геркулесовых столбов на западе и до мест, куда на востоке дошел Александр Македонский. Чем ближе к нам, тем более на восток сдвигается вектор: Византия и османы, кочевые державы Великой Степи и среднеазиатские династии мира Ислама. А вот популярная среди многих средневековая Европа мне особо сейчас не интересна, куда меньше, чем раскопки какого-нибудь древнегреческого полиса. Вторая область интересов и собственно, главный предмет чтения сейчас - история Второй Мировой и Великой Отечественной, а еще шире - вся история нашей страны в сталинскую эпоху, как апогей XX века для России и самое ее противоречивое время, во многом заложившее основу для нашей современности. Поэтому на третий день пребывания в Грузии я собрался в Гори, в музей Иосифа Сталина, как одну из главных достопримечательностей страны. Этот пост будет целиком о его экспозиции музея и его отдельных экспонатах, как материальных свидетельств эпохи. Я постараюсь написать максимально беспристрастно и не давать между строк оценку роли Вождя народов в истории России в своем очерке, и попрошу комментирующих также воздержаться от слишком бурного выражения эмоций, будь они за или против.




1. Добраться до Гори оказалось куда проще, чем я думал. Тбилисское метро до станции Дидубе, как место отправления маршруток, на выходе стояли таксисты предлагающие свои услуги как экскурсоводов по окрестностям. Нашел уроженца Гори, предложившего прокатить меня до музея Сталина и пещерного города Уплисцихе (второй пункт программы дня) и дожидаться, пока я все не осмотрю. И все это за символические 70 лари (где-то под 1700 рублей). И поехали. Таксист Зураб оказался единственным встреченным мне человеком в Грузии имевшим яростную политическую позицию по отношению к России, главным пунктом в которой было сожаление, что в 2008 году Путин не присоединил страну обратно к РФ, потому что, дословно "экономики нет, либо купи-продай, либо таксуй как я!". За этими разговорами мы быстро добрались по прекрасной дороге до Гори и подъехали к музею, явно являвшегося главной достопримечательностью города судя по количеству таксистов, иностранных туристов вокруг, и бойкой торговли сувенирами.







2. Перед музеем стоит небольшой памятник Сталину, единственный подобный из оставшихся в Гори. Был еще большой, 7-ми метровый, перед администрацией города, переживший весь Союз, но в 2010 году при Саакашвили тайно демонтированный, теперь он лежит где-то в промзоне, на месте который год идут дебаты об уместности его возвращения. Также перед музеем находится домик, с которого в 1937 году по инициативе Л.П. Берии, в бытность Первого секретаря ЦК КП(б) Грузии, начинался музей, он внутри закрывающего сверху железобетоннного саркофага. В этом доме родители Сталина снимали комнату, а в подвале отец, сапожник, ремонтировал обувь. "Здесь родился 21 декабря 1879 г. и провел своё детство до 1883 года И. В. Сталин." Внутрь не пускают, судя по фотографиям побывавших, там в оформлении интерьера использованы личные вещи семьи Джугашвили.




3. Сам главный корпус музея начали строить в 1951 году, открыли уже после XX съезда в 1957 году, Хрущев не решился препятствовать открытию мемориала после окончившихся человеческими жертвами выступлений в Тбилиси, на которых демонстранты защищали память земляка, и сбавил в ГССР обороты по компании десталинизации, ведущейся по всей стране. В Вики по поводу архитектуры музея написано причудливо: "большое палаццо в сталинистском готическом стиле", но мне лично чудится что-то восточное в мотивах.







4. На первом этаже нет ничего кроме кассы и магазинчика с сувенирами (мекка для истинных сталинистов с кружками и футболками) все справа от входа. Я не раз встречал утверждения, что там были открыты экспозиции по репрессиям, или как вариант - стенды по Пятидневной войне 2008 года. Ничего подобного не нашел, все или не существовало к моменту моего посещения, либо было закрыто. Нужно подняться по мраморной лестнице и красной дорожке наверх, на второй этаж.







5. В холле перед главными залами было несколько портретов эпохи сталиниады, ни один из которых я не видел ранее, посему приготовил фотоаппарат, благо, снимать в музее можно абсолютно все. Как вы все знаете, главным и наиболее ценным жанром живописи для человечества был, есть и будет социалистический героический реализм, который сейчас в чистом виде выжил разве только в Северной Корее, посему я два часа в основном запечатлевал прежде всего художественное выражение современников к вождю. Сам музей поделен на пять главных залов, плавно уменьшающихся в размерах по мере хронологии, самый большой первый зал посвящен жизни Иосифа Виссарионовича от рождения до победы Октябрьской революции.







6. Музей причудливо несет на себе смесь художественного отпечатка той эпохи, в которой создавался и более современное, уровня 90-х годов в части изложения исторических фактов о жизни человека, которому все посвящено. Яркие полотна о детстве и начале революционной деятельности соседствуют с черно-белыми репродукциями фотографий и документов, большинство из который так или иначе знакомо из литературы по эпохе. Увы, не все запечатленное на снимках было удобно фотографировать, да еще с бликами от яркого солнечного дня из окон напротив.




7. Любопытно то, что собранные тут картины о юношестве вождя имеют сплошь грузинские фамилии в авторах. В Грузии ценили именно земляческие корни Сосо Джугашвили, посему есть его скульптуры молодых лет, много картин со сверстниками и земляками и даже ваза с юношеским портретом. Я старался сфотографировать и картины и подписи к ним, но далеко не у всех экспонатов были указания авторства и названия.



















8. Революционная деятельность молодого Иосифа, как известно, началась в Тбилисской духовной семинарии, своими порядками совершенно не вписывающаяся в идеи революционного брожения, уже дошедшие до царской Грузии. Есть документы об обучении, аттестаты и прошения личного характера на адрес руководства, фотографии и чудная миниатюра об исключении слушателя Джугашвили с попом и полицейским.







9. Началу революционной деятельности, еще в Закавказье также отведено много картин местных художников. У всех государственных деятелей бывает свой Тулон как место боевого крещения. От отдельных рабочих кружков Сталин достаточно быстро перешел к организации стачек и забастовок, перешел на нелегальном положении. Соответственно, документы и картины, на которых от слов переходят к делам. Эти первые пять лет XX века до начала Первой Русской Революции занимают примерно четверть всех экспонатов в первом зале.













10. Тут же - считанные вещи, использовавшиеся в доме матери или лично Кобой - чемодан и фарфор.







11. От революции до революции, от ссылки до побега. Любопытная карта ссылок и побегов революционера, а из мест ссылок почему-то главное внимание уделено Туруханскому краю, видимо, как самом далекому и "невыездному" месту ссылки - из него сбегать было просто некуда, разве что на верную смерть в тундре. Есть даже картина с домом, где жил в низовьях Енисея.










12. Заключительная треть зала - участие Сталина в событиях 1917 года и Гражданской войне. Картин тут мало, видимо, грузинские художники уже не уделяли этим событиям внимания, с которым писали полотна о революционных событиях в Закавказье. Тут уже появляются русские фамилии в авторах и начинает проявляться канон подобных работ Сталиниады, "И где каким висеть портретам - Впредь на века заведено…", в которых есть раз и навсегда заведенный перечень изображаемых персонажей, Сталин в роли мудрого советчика Ленина, где-то рядом Свердлов и Дзержинский. Например, вот картина "В кулуарах VII всероссийской (апрельской) партийной конференции", первой легальной конференции большевистской партии, где нет сошедших в нет Зиновьева, Каменева или Смилги, зато Сталин что-то советует Вождю мирового пролетариата и тот торопливо записывает в блокнотик. В музее совершенно нет какой-либо художественной точки на партийную историю в 20-х - начале 30-х годов со всей ее грызней, и в которой отразились бы репрессированные позже активные участники Октября и Гражданской.




13. А вот эта неподписанная картина неизвестного художника даже стала причиной поста-мини-расследования уважаемого Сергея periskop. По его версии, которая представляется достаточно аргументированной: Ленин возвращается в Питер из Цюрих и на станции Белоостров к нему подсели товарищи из петербургского комитета большевиков. Несколько отличная от канона подобных работ, на ней есть, кроме вождей, Инесса Арманд рядом со Сталиным и сидящая в шляпке Александра Коллонтай (?). Но точного названия и автора установить так и не удалось.




14. Распространенный, особенно в скульптуре, сюжет Ленина и Сталина здесь тоже представлен одной работой... на ковре. Вообще, дальше я покажу полдесятка подобных портретов, словно все ткачи Союза соревновались в подобном. Отдельно еще заснял невиданную ранее фотографию Ленина с бревном на субботнике.







15. Второй зал - Сталин во главе государства в 1930-е годы, картины с полностью оформившимся каноном вождя народов. Художественные экспонаты зала полностью затмевают документальные, я уже толком не могу вспомнить общий характер приведенных там документов об индустриализации, коллективизации и репрессиях. Одновременно со мной проходит англоязычная экскурсия.










16. Эта картина висела в предбаннике, но относится к этому периоду, и наверное, наиболее интересная из всех - Сталин в окружении делегатов компартий на VII конгрессе Коминтерна, 1935 год. Опознал стоящего слева у столика Димитрова, с вождем беседует Готвальд в сером костюме, за ним седая дама - Долорес Ибаррури, а рядом опирается на плечо непонятного персонажа Куусинен. Кто кого опознает - пишите в каментах.




17. Традиционный для эпохи набор картин Сталина с железнодорожными рабочими/крестьянами/народными депутатами/комсомольцами/детьми. Идет смена свиты - теперь в обязательных соратниках Молотов, Ворошилов, Калинин



















18. Отдельный жанр - Сталин в дни работы или минуты отдыха. Он может проводить время за чтением газет с Горьким или даже со своей дочкой или матерью.



















19. Отдельно выделю очень интересную фотографию, прямо таки характерную для эпохи. И. Сталин, К. Ворошилов и А. Андреев, наверное, самый незаметный член Политбюро сталинской эпохи, наблюдают за полетами на Тушинском аэродроме, 1939 год.




20. С третьим залом все понятно и без слов - Великая Отечественная. Тут музей уходит почти от всего пропагандисткого материала, переходя просто к фотографиям вождя времен войны, нет даже обилия послевоенного материала сталиниады, как вдохновителя побед. Достаточно много места уделено Тегерану, Ялте и Потсдаму, как заложившим основы послевоенного устройства мира на полвека.










21. Калинин вручает Сталину орден Победы и забавное решение брянских партизан, выхваченное взглядом из представленных документов.







22. Самым интересным экспонатом зала оказалась настольная лампа. Она была подарена Сталину челябинскими конструкторами и испытателями тяжелых танков Опытно-танкового завода №100 Ордена Ленина в честь победы в Великой Отечественной Войне. Подарок вручался в присутствии Жукова, которому лампа очень понравилась. Тогда Сталин передарил лампу маршалу, который обнаружил её в своём доме по возвращении в тот же вечер. Впоследствии, в 70-е лампа была передана в дар музею семьёй Жукова. На дарственной табличке символично объединены Кремль и Бранденбургские ворота, меж которыми помещен танк ИС-2.










23. Но зал времен побед и поражений соседствует с большой затененной комнатой, четвертым залом. В нем - посмертная маска Сталина. Маска снята 6 марта, на следующий день после смерти в 4 утра скульптором Матвеем Манизером. Это пятая по счету маска, а всего их было сделано 12. Непосредственно с тела снимается только одна маска, а все последующие снимаются уже с этой "оригинальной" и каждая получается чуть меньше предыдущей.




24. Смерть вождя представлена отдельными картинами, на разный лад рисующими полотна народной скорби, как в отдельной семье, так и на целых предприятиях.







25. Последний, пятый зал - это длинный коридор с подарками вождю, как от граждан Союза, так и из-за рубежа. Это только небольшая часть от московской коллекции, как мне сказали. Отдельно надо, видимо, выделить социалистическое соревнование ткачей ковров, их с ликом Сталина набирается полдесятка, один в паре с Ворошиловым, другие - соло. Это Туркмения, Азербайджан, Узбекистан...















26. Подарков в витринах много, все не снимал, только показавшиеся интересным или оригинальным. Это и веди повседневного использования и замысловатые сувениры, вроде китайского ножа из гильзы чанкайшистов.



















27. Понравился набор для бритья, на табличке смог только разобрать название завода - "Красная Звезда"




28. На лестнице отдельно есть кабинет Сталина периода 1918-1922 гг. и его личные вещи. Например сапоги, повседневная и парадная шинели - Сталин не признавал другой одежды, кроме военной.










29. Тут также есть личные вещи, вроде ручки Потсдамской конференции или пачки сигарет "Герцогиня Флор", которые крошил в трубку вождь. Насколько помню из биографий, за несколько лет до смерти Сталин сумел бросить курить и очень гордился этим.







30. И самый большой экспонат музея находится не в самом музее. Бронированный вагон, кажется еще дореволюционной постройки - в этом вагоне Сталин ездил на конференции. Туда пускают почему-то по отдельному билету. Я из других отзывов о музее достаточно хорошо представлял себе, что увижу, но как было не зайти?







31. Длинный коридор, в купе входить нельзя, фотографировал с вытянутой с камерой руки. Сначала идут кухня, точка электрооборудования вагона и места сопровождающих










32. Личное купе вождя имеет выход в санитарный блок. В самом купе - кушетки и узкий письменный столик










33. В конце вагона - зал для совещаний. Не удержался и сделал селфи в зеркале в сталинском вагоне.







34. Часть оборудования - уже брежневских времен, вагон явно служил новым владельцам и после смерти вождя.




35. На весь музей у меня ушло полтора часа, судя по времени фотографий, экскурсии пробегают его в полчаса, но это куда менее интереснее, чем самому ходить и разглядывать артефакты эпохи. В любом случае, это одно из самых понравившихся мест в Грузии, тем более, что другие достопримечательности Гори служат скорее для галочки. Но о них - в следующем очерке.




Грузия, часть I: Общие впечатления
Грузия, часть II: Мцхета

Грузия, История, Путешествия

Previous post Next post
Up