А ещё бумажные иконки прикладывают к чудотворному оригиналу. На массовых торжествах прикладывают целыми пачечками, не распечатывая. Я вот в детстве интересовался, а та, которая непосредственно соприкасалась - она святее остальных из пачки?
А ещё была традиция нательный крестик прикладывать к мощам - иконам. А ещё я встречал специальную сшитую из парчи подушечку, набитую ватой, предназначенную для прикладывания к святыням.
Я не думаю, что кто-то заморачивается по поводу "гения места". Это какая-то особенность психики, предпочитающая частное/уникальное общим понятиям. Эта же логика заставляет людей всё трогать в музеях. (не мыть руку, которую пожал президент)))
Могу сказать о себе. Я не тащу в дом земельку и песочек, щепочки и маслица. Зато я тащу камни. У меня есть камень с самой высокой точки Эльбруса, докуда удалось подняться. Есть камень с берега Валаама, где я провёл два прекрасных летних "стройотряда". Есть камни с Синая и берега Галилейского озера. Есть и ещё парочка. Эти камни вовсе не геологические экспонаты. И я не вижу в них никакой мистики. Но для меня они как зацепки памяти. Свидетели моего соприкосновения с этими местами. И да - мне всегда просто необходимо потрогать в музее статую или древнюю лодку. Всё что могу, я трогаю. Без тактильного контакта любое рассмотрение отдаёт виртуальщиной.
Свидетели моего соприкосновенияmessaggieraMarch 18 2024, 07:24:03 UTC
Полностью согласна. Тоже тащу отовсюду, откуда можно, камни, и трогаю в музеях всё, до чего можно прикоснуться безнаказанно. И это абсолютно нерациональные побуждения. Можно интерпретировать такое человеческое стремление как попытку застолбить себя в сугубо материальном мире, можно - наоборот, как попытку войти в мистический контакт с вещами - как угодно. Суть одна - человеку для любой его осмысленной деятельности нужны свидетели, которые эту деятельность удостоверяют (собственно, в этом и есть функция церкви. Но не только церкви - либо церковь надо трактовать очень расширительно). Христианство почему-то забыло, что верит в воплотившегося бога. Того, кого можно было потрогать. Схоласты пытались приподняться к абсолютному умозрению (давайте решим, есть ли у крота глаза, но ни в коем случае не пойдем смотреть на этого крота в сад). Православие плоть откровенно презирало. В итоге - человеческое стремление найти гармонию с материей приняло какие-то стихийные, ужасающие формы. Про подушечки для прикладывания к святым местам слышу в первый раз, остальное наблюдала неоднократно.
А ещё была традиция нательный крестик прикладывать к мощам - иконам.
А ещё я встречал специальную сшитую из парчи подушечку, набитую ватой, предназначенную для прикладывания к святыням.
Я не думаю, что кто-то заморачивается по поводу "гения места". Это какая-то особенность психики, предпочитающая частное/уникальное общим понятиям. Эта же логика заставляет людей всё трогать в музеях. (не мыть руку, которую пожал президент)))
Могу сказать о себе. Я не тащу в дом земельку и песочек, щепочки и маслица.
Зато я тащу камни. У меня есть камень с самой высокой точки Эльбруса, докуда удалось подняться. Есть камень с берега Валаама, где я провёл два прекрасных летних "стройотряда". Есть камни с Синая и берега Галилейского озера. Есть и ещё парочка. Эти камни вовсе не геологические экспонаты. И я не вижу в них никакой мистики. Но для меня они как зацепки памяти. Свидетели моего соприкосновения с этими местами.
И да - мне всегда просто необходимо потрогать в музее статую или древнюю лодку. Всё что могу, я трогаю. Без тактильного контакта любое рассмотрение отдаёт виртуальщиной.
Reply
Можно интерпретировать такое человеческое стремление как попытку застолбить себя в сугубо материальном мире, можно - наоборот, как попытку войти в мистический контакт с вещами - как угодно.
Суть одна - человеку для любой его осмысленной деятельности нужны свидетели, которые эту деятельность удостоверяют (собственно, в этом и есть функция церкви. Но не только церкви - либо церковь надо трактовать очень расширительно).
Христианство почему-то забыло, что верит в воплотившегося бога. Того, кого можно было потрогать. Схоласты пытались приподняться к абсолютному умозрению (давайте решим, есть ли у крота глаза, но ни в коем случае не пойдем смотреть на этого крота в сад). Православие плоть откровенно презирало.
В итоге - человеческое стремление найти гармонию с материей приняло какие-то стихийные, ужасающие формы. Про подушечки для прикладывания к святым местам слышу в первый раз, остальное наблюдала неоднократно.
Reply
Leave a comment