… а знаменный распев - не музыка.
Скандалы - интриги - расследования! Православные вступились за знаменное пение!
Процитированная в прошлом постинге статья Льва Игошева, как оказалось, имела большой резонанс. А всего-то делов: автор задал правомернейший вопрос - нравилось ли знаменное пение прихожанам? Было ли оно им эстетически и интонационно близко? Музыка, как таковая, как воздействовала - как своя, или как чужая?
Как и ожидалось, любой поворот дискуссии о церковном искусстве в сторону аксиологии наталкивается на сопротивление (скрепы не выдерживают таких вопросов). Некто А. Волков
отвечает (курсив мой, орфография авторская):
Музыкальность или хейpономическое искусство действительно могут пpисутствовать в хpаме в той или иной меpе, но не они являются основными моментами богослужебного пения, и уж точно не они опpеделяют его качество.
Очевидно одно, клирошане должны отбираться не художественным руководителем по степени музыкальности, а руководителем духовным -- согласно духовному росту.
Семиография и акт ее певческой реализации не должны уводить исполнителя от его духовных задач в область искусства. Запись должна помогать исполнителю оставаться в русле аскетической практики, всячески удерживая его в молитве, как костыли во время ходьбы человека хромого или увечного. Такими костыликами и являются знаки крюковой нотации, содержащие в себе не только музыкальную, но и семантическую, молитвенно-смысловую, богословскую информацию - это как???.
Кpюковая семиогpафия /…/ духовно свидетельствует о истинности нашей веpы в конце песнопения, pасшиpяя певческий смысл музыкального феpмато до богословского Аминь - это о чём, вообще???.
Размышляя о принципе исполнения, очевидным становится, что певческие усилия поющих не должны перебрасывать их из области Богослужения в область искусства, когда на первый план становится безукоризненное музыкальное воплощение богослужебного текста.
Наконец, шах и мат!
Удел знаменного пения в искусстве настолько же мал, насколько мало место неопpятного штопанного подpясника или сбившихся в кpовь мозолей от молитвы в опеpе или театpе. И если мы не находим знамени в музыкальном твоpчестве славянофилов или пpосто любителей стаpины, это делает только честь знаменному pаспеву и лишний pаз свидетельствует о его инопpиpодности музыкальной культуpе как таковой - ну почему, почему духовность у них - это обязательно неопрятный подрясник??? Если опрятный и новый - это уже бездуховный, что ли?
Короче говоря, с такими защитниками и врагов не надо!
ПС: с некоторых пор, выражение «падший мир» в около-христианских рассуждениях для меня признак антихристианской гностической позиции. Ибо что есть пренебрежение миром воплощённого Слова, как не ересь?