Фундаментальное

Jan 01, 2020 16:06

Надо было об этом уже давно написать, но я не знала как. Знала, что когда начнёшь писать, то самое главное ускользнёт, оно невыразимо, это надо бы в стихах как-то, но я не умею. Я о себе и об Античности.
Лет до десяти никто, никто, никто мне об этом не говорил. О том, откуда я есть, откуда этот мир, в котором я живу, почему я смотрю на него именно так и имею именно такие суждения.

А в 10 лет… О, это было удивительное время 90-х, когда могли осуществляться самые безумные проекты. И моей тёте с единомышленниками пришла в голову мысль организовать нечто в пику советской образовательной системе. В затерянном дальневосточном городе сначала появился Детский эстетический центр для дошкольников. Это сейчас таких центров на каждом углу, а тогда он был первый и единственный, альтернатива детскосадовским стишкам про Ленина к 22 апреля… Потом на базе центра организовался Лицей как альтернатива школе. Ну понятно, начало 90-х, «россия, которую мы потеряли», всё вот это. Обращение к ученикам «господа лицеисты», классы по 15 человек, 20-балльная система оценок, усиленный английский, отличающийся от вечного LenaStogova's Family, дополнительные предметы типа ритмики, истории искусств. В каникулы - культурные, развлекательные и отдыхательные поездки. В учителях - самые лучшие, продвинутые, горящие новыми идеями и свободами люди города…Только это всё великолепие было не там, где жила я (в ещё более затерянном дальневосточном городе). Но однажды, в шестом классе (мне было как раз десять) по осени мама меня устроила туда на две недели поучиться, а потом на осенние каникулы съездить со всеми в, как бы это назвать, что-то типа детского лагеря.

Мой культурный шок не поддаётся описанию. Я даже не подозревала, что можно ТАК. Это оказался просто другой мир, начиная с людей. Кроме учителей иного уровня, понятно, что и в школьниках там были не «ребята с нашего двора», а дети самых образованных и интеллектуально живых родителей. Ну и такие мелочи, как то, что в классе стоял проигрыватель, на котором в перемену школьники слушали Цоя… как то, что мальчик ушел с занятий, потому что одноклассница, в которую он был влюблен, заболела, и он пошёл к ней, потому что сильно переживал. И такой факт считался нормальным и уважительным.
И вот в контексте всего этого со мной случился урок МХК, на котором я узнала про Античность. Этот урок почти дословно я помню до сих пор. Схема Акрополя со всеми зданиями и храмами (я её потом ещё долго воспроизводила на последних страницах всех тетрадок, когда было скучно на уроке), слайды с Куросами, Афродитой Книдской, Дискоболом Мирона, Менадой Скопаса и Корами Эрехтейона. Куча новых имён - Иктин и Калликрат, Фидий, Перикл, Пракситель - воспринимались как музыка, ну или как пропуск в какой-то божественный мир. Понятие о курватуре Парфенона меня просто заворожило: я поняла, что логика, мировосприятие этих людей, живших так давно, намного мудрее и правильнее, чем моё собственное. И что мне надо - вот туда, к ним, что там обязательно будет что-то важное для меня.
Продолжение следует...

воспоминания, история, трансцендентное, с чего начинается Родина, красота, детство, искусство, античность, счастье, личное, метанойя

Previous post Next post
Up