Волонтерский лагерь "Ветер Перемен" 10 июля - 24 июля 2017

Sep 10, 2017 19:45

Ергаки - природный парк на юге Красноярского края, расположенный на полпути между столицами республик Хакасии и Тувы - Абаканом и Кызылом. Попасть в волонтерский лагерь «Ветер перемен» в Ергаках впервые мы попытались еще в 2015, но тогда нам не ответили на заявку. В 2016 году подтверждение пришло слишком поздно, и мы уже подписались на проект в Башкирии, который выпал на те же даты. Однако виденные мной фотографии из парка и отзывы других знакомых волонтеров заставили нас попытаться снова. В этом году все, наконец, получилось.
В наивном ожидании внезапных скидок или каких-нибудь чудесных аттракционов неслыханной щедрости от авиакомпаний мы так долго тянули с покупкой авиабилетов, что в итоге стоимость максимально удобного для нас перелета Москва - Абакан выросла до каких-то совершенно неприличных размеров и продолжала прибавляться чуть ли не ежедневно. И вместе с отказом от этого варианта мы упустили и предоставляемый парком бесплатный трансфер из Абакана. В итоге выбор пал на перелет Победой до Красноярска и рейсовый автобус, который  за каких-то десять часов домчал нас до места прямо от выхода из аэропорта через всю республику Хакасию. По итогам затрат на дорогу - это самый дорогостоящий волонтерский проект, в котором мне приходилось участвовать.

На автобусных остановках неподалеку от дороги торчали кустики конопли, в придорожных кафе продавался хан-чай (соленый чай с молоком) из пакетиков три в одном. Каждый раз, перед тем как тронуться, угрюмые водители проходили по салону и строго проверяли, все ли пристегнуты. Немного смущало, что на вопрос, во сколько мы будем проезжать Ергаки, оба недоуменно пожимали плечами и отворачивались, мол, какие еще Ергаки, это что, вообще, такое? Это казалось странным. Взаимопонимание пришло где-то третьей попытки, когда я просто сказал, что нам нужен 614-й километр и визит-центр. То есть о том, что там находится природный парк краевого значения, далеко не все в курсе.

Ближе к вечеру за окном показались горы и остроконечные узкие пирамидки сибирских елей. Одновременно с тем, как стало темнеть, дорога начала сильно забирать вверх - и поднялись мы, видимо, прилично, потому что в какой-то момент у меня с непривычки даже заложило уши. Ведь в горах я до этого никогда не был. Уже в ночи изрядно измотанные дорогой мы вывалились из автобуса на обочину трассы и потопали на свет фонарей в предполагаемом направлении визит-центра. Направление оказалось правильным, нас встретили, усадили в буханку и уже через пять минут мы выгрузили наши рюкзаки у гостевого дома, в котором уже находились все остальные волонтеры.

Наш дом

Длительность лагеря - две недели. Количество волонтеров - пятнадцать человек, что довольно много для того, чтобы в первые несколько дней всех хотя бы просто запомнить. Наша работа - разметка туристических маршрутов, прокладка эко-тропы, уборка мусора.

Прокладка тропы - ежегодный волонтерский ритуал, который исполняется в Ергаках уже десятый год. Каждая новая группа кладет где-то около сотни метров - с учетом того, что этот маршрут четырехкилометровый, работы волонтерам хватит еще на долгие годы. Собственно, тропа во вполне пригодном состоянии сама по себе и так имеется. Мы только приближали ее состояние к идеальному. Ломом и лопатами выковыривали мешающиеся камни, чуть углубляли по контуру, в углубление укладывали эко-ткань, сверху засыпали щебенкой. Такую тропу не размоет дождем, через ткань не прорости сорняку, а идти по ней гораздо комфортней, чем по просто протоптанной.

Первые дни, пока не закончилась отведенная на наш участок щебенка, мы возились с тропой и не совершали подъемов. Но в какой-то момент у нас случилось свободное время, и мы решили прогуляться на гору Тушканчик.

Это восхождение нельзя назвать удачным, хотя было весело - где-то в середине пути вдруг началась гроза, а к тому моменту, как мы достигли вершины, все настолько затянуло облаками, что никаких красот мы так и не увидели, только плотную стену серого тумана вокруг. Еще я дико устал. Впрочем, главная ценность этого выхода была в том, что это был мой первый подъем, и я смог банально понять, что это такое, оценить свои возможности, потому что дальше нам все равно предстояло делать примерно то же самое, но иногда еще и с рюкзаками.

После того как с тропой было покончено, наш отряд выдвинулся в место под названием Каменный город на очистку скал от надписей типа «Танзыбей 1978» или «здесь был вася». Видимо, краска в 1978 году была очень хорошая - отчищалась даже после обработки химикатами с большим трудом. Каменный город - природный памятник, гряда слоеных каменных образований странной формы, которые отдаленно напоминают собой башни или фрагменты крепостной стены. Помимо этого, с тропы, которая петляет между покрытых мхом скал среди елей и могучих кедров, открываются потрясающие виды на зеленое царство сибирской природы.

Следующим пунктом шла разметка маршрутов. Разметить маршрут - значит, взять с собой краску и пройти по нему от начала и до конца. В горку, с горки и по камушкам, иногда под дождем. Отсутствие подготовки дало о себе знать, поначалу было сложно дышать, потом регулярные сигналы SOS стали подавать возмущенные таким к себе отношением колени. Однако это того стоило - было интересно, очень красиво и спортивно, хотя в этот раз забраться нам удалось далеко не везде - от некоторых восхождений мы просто отказались не будучи уверенными в своих силах. Кстати, регулярные походы в спортзал и приседания со штангой в хождении по горам с рюкзаком или без него и прыганью с камушка на камушек не сильно помогают - тут в качестве подготовки, наверное, больше подошел бы какой-нибудь кроссфит. Или просто надо чаще ходить в горы.

Мы прошли до самой известной местной достопримечательности - Висячего камня, это огромная глыба, которая невероятным образом застыла на самом краю горы и не падает. После в темпе пробежались до водопада Мраморный, на обратном пути уже в сумерках попали под дождь и видели свежие медвежьи следы на тропе. Затем, провели две ночи в палатках на озере Светлое, откуда также делали вылазки для проставления меток и в самом конце уже перед выходом были засыпаны внезапным крупным градом. Где-то в промежутках между этими делами мы, конечно же, много общались, расширяли свой кругозор в музее Охотничья избушка, выезжали на смотровые площадки провожать закат и встречать рассвет. В общем, проводили время максимально с пользой под руководством и присмотром инспектора парка и просто замечательного человека Николая Гарбина, которому отдельное спасибо за все, что он для нас делал! Впечатлений осталось масса и уже есть мысли о том, чтобы вернуться, возможно, уже следующим летом.

Ергаки - довольно оживленное и очень приспособленное место для туризма. На территории парка есть стационарные палаточные лагеря с централизованным питанием, можно заехать и поставить палатку самостоятельно, можно остановиться в гостевом доме. Проложены и размечены маршруты разной степени сложности, на некоторых подъемах даже есть лесенки. Хочешь - стой на месте, хочешь - лезь в горы, если умеешь - практикуйся в альпинизме. В общем, редкий случай, когда в парке все сделано очень для людей. Оплачивать нахождение на территории не надо, главное - отметиться в визит-центре, чтобы в случае чего знали где тебя искать. Туристов ходят целые толпы от детских групп до пенсионеров.
По старой горной традиции все друг с другом здороваются. Пока мы делали тропу, по которой мимо нас ежедневно проходило огромное количество туристов, у меня натурально язык устал от ответных приветствий, а уж здоровья после такого количества «здравствуйте» у меня должно теперь прибавиться вообще неимоверно. Как мне объяснили, когда-то Ергаки не были таким популярным местом, и по горам бродили единицы, встретить кого-то можно было не часто, отсюда и традиция здороваться с каждым встреченным.

Парк Ергаки - настоящая природная кладовая, на каждом шагу здесь открывается естественная нерукотворная красота: шумят горные реки и ручьи с прозрачной водой, лежат зеркалами небольшие горные озера, тайга сменяется горной тундрой, огромные сосны и кедры обвивают мощными корнями камни, тянутся в небо остроконечные елки-близнецы, рядом с нетающим даже летом снегом лежат ковры мха и растут какие-то волшебные цветы, а буквально из под ног разбегаются в стороны бесстрашные бурундуки и другая живность. С вершин открываются головокружительные виды и фантастические ландшафты, которые ежегодно привлекают в парк огромное количество путешественников. Эти места действительно воодушевляют. Чего стоят одни только названия: озеро Радужное и озеро Горных Духов, перевал Художников, пики Птица, Звездный, Зеркальный. И как можно не захотеть все это увидеть? А ведь это только часть…

Так что если вы хотите побывать в интересном месте и заодно попробовать себя роли волонтера - это один из самых подходящих вариантов. Хорошая организация и условия, нескучная работа, питание, проживание - все выдержано на достойном уровне. И хотя, признаюсь, это далеко не самый легкий лагерь из тех, где мне приходилось бывать, но тем не менее я готов его рекомендовать.

Если вам просто как туристу или, например, фотографу интересна природа Сибири, горы и тайга, то это тоже отличный вариант вне зависимости от наличия опыта. Добраться довольно просто, главное, подгадать с авиабилетами до Абакана.

Как обычно, спасибо всем, кто был с нами в этом приключении! А у нас на очереди Астраханский биосферный заповедник в сентябре, о котором я тоже, наверное, расскажу, если не заленюсь! Дальше много фотографий.

На рассвете

Озеро Радужое и Всячий камень

Перевал Художников, Озеро Каровое, снежник  (пожалуй, один из наших лучших дней в Ергаках)

Живность и природа

В Каменном городе

Работа

Поход на гору Тушканчик

Идем на озеро Светлое

На озере Светлое

Озеро Золотарное

Волонтерский быт

Вид с крыльца нашего дома

сибирь, каменный город, висячий камень, природный парк, ергаки, путешествия по россии, volunteers, волонтерство в россии, волонтерский лагерь, волонтеры