Волонтерский лагерь "Легенды Башкирии"

Jul 09, 2016 22:02

Памятуя предыдущие неудачные опыты, в этом году мы начали мониторить предложения по участию в волонтерских программах сильно заранее и разослали свои анкеты сразу в несколько готовящихся лагерей еще в первых числах марта. Подтверждение нашего участия в проекте «Легенды Башкирии» пришло в рекордно короткие сроки, так что мы успели сделать необходимые прививки от клещевого энцефалита и скорректировать свои планы на лето.

Местом лагеря стала окраина села Нугуш, добраться до которого, не имея собственного автотранспорта, довольно проблематично. Мы остановились на следующем варианте: самолет Москва - Уфа (4 500 руб.) плюс поделенное на троих такси прямо от аэропорта до места (2 700 руб., нужно заказывать за сутки). Для желающих сэкономить на трансфере из Уфы доступна схема из двух автобусов с пересадкой, билеты на которые также придется покупать заранее онлайн.

В компании еще одного московского волонтера Насти, с которой мы познакомились перед поездкой в сети и разделили расходы по трансферу, мы оказались на месте будущего лагеря самыми первыми. Нас встретила приятная новость, что вместо заявленных в условиях проживания палаток мы можем разместиться в удобных деревянных домиках на территории бывшей турбазы на берегу Нугушского водохранилища. После небольшой прогулки по селу мы получили все необходимые инструкции и продукты и занялись приготовлением плова в ожидании других участников, которые ехали на проект из Челябинска, Перми, Тюмени и Казани. Ближе к вечеру наша группа, наконец-то, была в сборе, и все более-менее перезнакомились.

Честно говоря, оказавшись в Нугуше я испытал некоторое разочарование: огромное количество турбаз и гостевых домов - от выживших с каких-то незапамятных времен полуразвалин до обнесенных высокими заборами вип-зон отдыха, увенчанных логотипом Газпрома, с пятницы по воскресенье это еще и мангалы, музыка из открытых багажников и носящиеся по всему водохранилищу моторки с «бананами». На фоне всей этой кутерьмы даже зеленые горы на противоположном берегу выглядят какими-то блеклыми и ненастоящими. Казалось бы, стоило ли ради этого покидать родное Строгино?

Утром следующего дня мы загрузились в буханку и отправились на противоположный берег на очистку и разметку маршрута. Открывшаяся картина была еще более печальной - местные жители называют это место Шанхай - неряшливый и частично пьяный кемпинг на берегу водохранилища, фанерные палатки с пивом и мороженым, красные осоловелые лица и прочие атрибуты бюджетного пляжного отдыха по-русски. Так что если вы причисляете себя к любителям спокойного и более-менее уединенного времяпрепровождения на природе, побережье Нугушского водохранилища - это однозначно не ваш выбор.

Однако, оставив это безобразие чуть позади, мы упираемся в шлагбаум КПП Национального парка «Башкирия», который гостеприимно поднимается, чтобы пропустить нас на почти заповедную территорию. Здесь тоже есть платные туристические стоянки, но на адекватном расстоянии друг от друга, и в целом дела обстоят значительно лучше, хотя это все еще во всех смыслах цивилизация, подтверждением чему стали два больших мешка с мусором, собранных нами на берущем начало прямо от пропускного пункта эко-маршруте во время обновления его разметки. Главной наградой за работу стали замечательные виды и чаепитие на вершине горы Бейек-Тау.

Аналогичную работу, к которой добавилось окашивание тропы, мы проделали на следующий день на экскурсионном маршруте по горе Таллы.

Жизнь в лагере и взаимоотношения внутри волонтерской группы приобретают выраженные очертание как обычно где-то на третий день. Примерно в это время к нам присоединилась семейная пара волонтеров из Сургута. Итого нас двенадцать человек в возрасте от 13 до шестидесяти лет. Наш быт быстро вошел в колею, причем настолько, что даже назначение дежурных носило, скорее, фиктивный характер. Приготовление еды часто происходило почти спонтанно и коллективно или добровольно, потому что кто-то вдруг захотел что-то приготовить. Тушенка вкусная, погода хорошая, вода рядом, организаторы выдали трехлитровую банку липового меда - жизнь прекрасна! В поселке работают магазины и даже есть банкомат. Вот только хочется свалить куда-нибудь подальше от банкоматов, магазинов и шумно отдыхающих людей. И вот оно! Следующий участок работ - водопад Куперля. И это уже намного интересней.

Часть пути до водопада мы проделываем на катере - пересекаем водохранилише и поднимаемся, насколько это возможно, по реке Нугуш.

Далее семь километров также вверх по течению, но уже пешком, потому что в это время года река слишком мелкая для катера - в некоторых местах почти по колено. Мы делаем неплохой марш-бросок в довольно интенсивном темпе под палящим солнцем, при этом не рискуя расстаться хотя бы с частью одежды, потому что в этих местах есть большой шанс поймать на себя клеща (к несчастью, как раз где-то на этом маршруте это случилось с одним человеком из нашей команды), пересекаем вброд реку, которая к этому моменту уже больше похожа на быстрый широкий ручей, и оказываемся у подножья горы.

И здесь можно порадоваться, что наши вещи, которые ехали окольным путем отдельно в прицепе трактора, уже дожидаются нас наверху. Потому что впереди подъем на вершину, где местами приходится карабкаться чуть ли не на четвереньках, хватаясь за все, что под руку попадется, будь то камни, выпирающие из земли древесные корни, кусты или нога впередиидущего.

В итоге день получился очень спортивным. Зато после этого подъема к уже традиционной награде в виде захватывающей дух панорамы добавилась возможность освежиться в шумных потоках водопада.

На Куперлю делают экскурсии для туристов. Причем не все оказываются к этому готовы - некоторые с трудом доковыляв до самой горы отказываются подыматься наверх к водопаду. Наша основная задача - сделать подъем на вершину более комфортным. Но за отведенные на это два дня удалось сделать не так уж и много - подремонтировать старую лестницу, положить небольшой мостик, да кое-где обкопать камни, превратив их во что-то вроде естественных ступенек. Параллельно с этим часть группы занималась покраской забора.

Несмотря на то, что в течение рабочего времени приходилось перемещаться вверх и вниз по крутому каменистому склону, что было довольно утомительно, эти двое суток, кажется, стали лучшими за все время нашего проекта. Шумный Нугуш с его туристами и мангалами остался где-то далеко, а здесь нас окружала почти дикая природа - мы просыпались в палатках от пения целого хора птиц, а вместо душа вставали под ледяные струи водопада. Все это время нашу группу держал в легком напряжении единственный момент: согласно постоянно меняющимся планам организаторов обратно нам предстоял такой же путь, но уже с рюкзаками за плечами и котлами, инструментами и прочим скарбом в руках. Версия нашего возвращения на базу в Нугуш ежечасно мутировала от сложно выполнимой до почти невыполнимой, но в каждом из вариантов фигурировала одна максимально неприятная и неизбежная деталь - спуск с горы в компании рюкзака или мешка с палаткой, который с большой долей вероятности мог обернуться неудачным косплеем всем известной картины «Переход Суворова через Альпы» с поправкой на отсутствие снега. Но, к счастью, все каким-то образом разрешилось, и в итоге за нами все же прислали буханку и трактор. Из этих двух опций я выбрал поездку под открытым небом по лесам и полям - некоторые участки пути могут легко посоперничать с атракционом Американские горки.

Неделя лагеря пролетела незаметно, и вот нам остается сделать завершающий штрих - разобрать остатки здания бывшей конюшни в Нугуше. При помощи трактора растаскиваем строение на отдельные бревнышки за несколько часов. Хорошая физическая работа на свежем воздухе - альтернатива спортивному залу - разбираем тяжелые бревна, оттаскиваем и укладываем друг на друга, почти кроссфит. Когда большую часть времени на своей основной работе проводишь сидя за компьютером, естественная физическая активность воспринимается как настоящий подарок для души и тела. Работа в спортзале со штангой на столько-то подходов по столько-то раз намного скучнее работы на видимый результат, когда ты строишь деревянную лестницу для подъема в гору или сооружаешь мост через ручей на туристическом маршруте, чистишь площадку под водопадом или таскаешь тяжелые бревна. Это другая динамика и совершенно другой азарт от совместной работы в коллективе, плюс ощущение, что ты сделал что-то полезное не только для себя.

Вся работа выполнена, а у нас еще двое суток до отъезда и остатки выданных парком продуктов. Трое из двенадцати волонтеров уже едут домой. А мы в числе оставшихся девяти после недолгих совещаний загрузили все необходимое в две легковые машины и отправились осматривать природный парк Мурадымовское ущелье. Это скалистый каньон вдоль реки Большой Ик с оборудованными туристическими стоянками и минимальной инфраструктурой. Въезд на машинах запрещен, вход на территорию платный - 90 рублей. При входе можно приобрести дрова и нанять служебный транспорт, который доставит вас и ваши вещи к месту предполагаемой стоянки. Это на самом деле очень красивое и приятное место.

Здесь можно совершить экскурсию в Новомурадымовскую пещеру, к слову, делать это совершенно не обязательно - но, справедливости ради, несколько слов об этой экскурсии я все же скажу: холодно, темно и мокро. Куда большее удовольствие принесут самостоятельные прогулки с подъемом на образующие ущелье горы, с которых открываются просто восхитительные виды.

После ночевки в ущелье мы вернулись в Нугуш, где провели еще одну ночь, после чего разъехались кто куда.

Несмотря на несколько хаотичную организацию, лагерь оставил массу положительных эмоций. Закономерно, что все моменты, которые могут казаться негативными в процессе, после все равно воспринимаются лишь как неотъемлемая часть приключения. Спасибо всем, кто это приключение с нами разделил! Надеюсь, что наша волонтерская история продолжится, и мы еще встретим друг друга в будущем на других проектах. Так что до новых встреч!

Волонтеры из Салавата подвезли на работу

Разметка маршрута

Вырезаю ложку на мастер-классе

Вид с горы Таллы

Нугушское водохранилище

В Нугуше

Плывем на Куперлю

Слева по борту лик вождя мирового пролетариата - рисунку уже тридцать лет

На Куперле

В Мурадымовском ущелье

башкирия, workcamp, нугуш, национальный парк, куперля, volunteers, волонтерство в россии, легенды башкирии, мурадымовское ущелье, волонтеры