Волонтерский лагерь "Сенокосное раздолье"

Aug 28, 2016 20:25




Едва успев разобрать рюкзаки, простирать и высушить вещи после возвращения из Башкирии практически сразу пришлось проделывать всю процедуру в обратном порядке, потому что пришло время для второго летнего волонтерского лагеря в нашем любимом Кенозерском парке.

И вот мы уже на перроне Ярославского вокзала пытаемся распознать в суетной толпе пассажиров поезда Москва - Северодвинск и их провожающих наших будущих товарищей.

Высматриваем одухотворенные лица и большие туристические рюкзаки, впрочем, с одним из них мы уже знакомы - Аня из Перми, с ней мы познакомились несколько недель назад в волонтерском лагере в Башкирии, где и выяснилось, что у нас впереди еще один совместный проект. Она догоняет нас как раз у входа в наш вагон. Уникальный человек, который путешествует через всю страну налегке - с рюкзачком чуть большего размера, чем дети носят с собой в школу, и свернутой в рулон пенкой.




С остальными участниками знакомимся уже на следующий день на станции Плесецкая, где нас встерчает автобус национального парка. Естественно, оказывается, что в Москве или в поезде почти все всех видели - а кто-то и вовсе ехал в одном вагоне - и правильно друг про друга подумали, но подойти и познакомиться постеснялись. Итого в автобусе нас одиннадцать человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Казани, Таганрога и Костаная - предполагалось, что будет на одного человека больше, но двенадцатый в автобусе участник так и не появился, в окрестностях вокзала обнаружен не был и на связь не вышел. Что в будущем послужило богатым материалом для внутреннего фольклора нашей группы - на протяжении двух недель лагеря товарищ незримо был с нами, оживая то в приблудившейся к лагерю собаке, то в ком-то из случайно встреченных людей или в качестве объяснения какого-нибудь явления мистического или природного характера.




В Кенозерье все, кроме нас, едут впервые. Автобус везет нас в деревню Вершинино - место, с которого когда-то началась наша волонтерская история, три года назад в кромешной ночи мы ехали по этой же самой дороге в этом же самом автобусе в наш первый лагерь. В первый день в Вершинино нас ждет баня, ужин в трактире и несколько экскурсий. После ночевки в гостевом доме и завтрака мы грузим вещи в экскурсионный катер и отправляемся на место работ в деревню Зехново, до которой можно добраться только по воде. Население деревни даже в летний период, пополняясь за счет «дачников», насчитывает, кажется, не более двух десятков человек, а живут здесь круглогодично только в четырех домах.




Именно здесь была отснята часть сцен «Почтальона Тряпицина», так не любимого в Кенозерье фильма Кончаловского, - однако, как говорят сотрудники парка, несмотря на свои недостатки фильм все-таки оказался небесполезным, интерес к месту с его выходом вырос. И действительно, только за первые два дня мы встречаем сотрудников крупного телеканала и знакомимся молодым человеком, который снимает документальный фильм о жизни Кенозерья. И это места, которые три года назад казались мне окраиной цивилизации. Так что от факта съемок фильма на территории парка администрация не абстрагируется, о чем свидетельствует мемориал на одной из стен визит-центра Вершинино.




Вообще, жизнь в Кенозерье бьет ключом - фестивали и ярмарки народных промыслов, волонтерские и другие проекты - например, параллельно с нашим лагерем группа работников заканчивает ремонт большого дома в Зехново. В дальнейшем планируется конкурс среди нескольких заинтересованных семей, победившая должна будет заселиться в этот дом и жить там на постоянной основе натуральным хозяйством, вторая половина дома будет гостевой. Но все это мелочи по сравнению с главной новостью: совсем недавно к Кенозерскому парку был присоединен еще один сектор - Онежский, благодаря чему территория парка увеличилась сразу вдвое.




Все это я узнаю походя от сотрудников парка, пока мы добираемся до места нашего лагеря у деревни Зехново. Но  вот мы на месте, выгружаемся и ставим лагерь.




Наша задача скрыта под обтекаемым понятием «помощь в сенокосе», в связи с которым я представлял себя отчего-то именно в белой русской рубахе с ободком из бересты на развевающихся волосах и настоящей косой в руках ловкими движениями со свистом срезающим ароматное сено. Предполагая, что ловким движениям меня непременно и очень скоро обучат. Правда жизни, как обычно, слегка отличалась от представлений о ней. Оказалось, что все уже покошено. До нас. Трактором. А мы будем ворошить и собирать скошенное сено в стога. На словах выглядит просто. На деле - в общем тоже ничего запредельного, но физически может быть довольно утомительно. Здесь впору было вспомнить детскую задачку с подвохом: что тяжелее килограмм железа или килограмм пуха? Ты берешь в руку пучок сена и подкидываешь его в воздух - оно почти невесомое, ты подымаешь на вилы хорошенькую охапку - и это уже совсем другие ощущения.




Но сначала нужно соорудить основу, вокруг которой сформируется стог или зарод (тоже стог, но продолговатой формы). Для этого надо вооружившись пилой прогуляться в лес и разжиться необходимым количеством длинных (четыре-пять местров) ровных шестов и небольшими кольями. Этим мы и занялись в первый день по прибытии в Зехново. Длинный шест называется стожар, вокруг него будет накидываться стог. Если ставится зарод, то таких шестов в землю втыкается несколько. А как втыкается: затачиваешь один конец этого шеста топориком, потом берешь его двумя руками, подымаешь перед собой строго перпендикулярно земле и быстро и с силой вонзаешь в почву, немного покачав его в получившейся ямке, чтобы немного раскатать ее края, повторяешь процедуру, с четвертого-пятого удара стожар должен войти в грунт сантиметров на тридцать-сорок и плотно обосноваться в земле. Проделать эту процедуру правильным образом удалось не всем. Мне, например, не удалось. Дубина эта весит очень прилично, сделать надо все очень быстро, потому что, если чуть задержать ее в поднятых руках, она тут же начинает раскачиваться из стороны в сторону, что сводит на нет все усилия, ибо таким образом ровно в землю она уже не вонзится. А значит, надо дать рукам отдохнуть и повторять попытку. Тем интересней было смотреть на нашего руководителя, местного невысокого, ниже меня ростом, мужичка, который после наших сомнительных манипуляций подошел почти к каждому и легкими отработанными движениями вытащил и накрепко вогнал наши стожары в землю без каких-либо видимых усилий.







Дальше проще: каждый стожар окружается небольшими колышками, на которые потом и накидывается сено. Но сначала сено нужно переворошить, собрать по всему полю и транспортировать до места формирования стога или зарода.







Если ставится стог, то наверху, подымаясь все выше и выше по мере набросов, должен стоять доброволец, чтобы утаптывать и равномерно укладывать сено. В процессе роста стога и его заострения площадка под ногами укладчика становится все уже, а в конце он спускается по прислоненной к стогу жердине.







Вот такая у нас была работа - с применением современных технологий в виде квадроцикла с пристегнутой к нему конной грабилкой и под присмотром и при участии бравых сотрудников парка, которые шутя поднимали на вилы и забрасывали на вершину стога комки сена размером с небольшую корову. И несмотря на то, что где-то рядом вместо положенной лошади периодически тарахтел квадроцикл, горячее солнце, пьянящий запах сена, ледяная родниковая вода, жужжание насекомых и окружающий пейзаж делали свое дело - добавляя работе оттенки медитации и настраивая на мысли о связи времен, утраченных корнях и жизни далеких предков.




Как мы жили. Лагерь поставили прямо на берегу озера, почти у самой воды. Большей частью продуктов нас укомплектовали еще в Вершинино, по необходимости делали заказ по телефону, и в течение суток заказанное доставлялось в лагерь моторкой. В свободное время: купание, рыбалка, игры. Игры. Их очень много: логические, карточные, в ассоциации, шпионские, умные, дурацкие, любые - самые разные игры. Как минимум половина лагеря постоянно во что-то играет.




Деревня, как и место нашей работы, находится от нас в пяти минутах ходьбы, но ее присутствия мы почти не ощущаем - жителей видим только иногда, когда они приходят, чтобы искупаться, потому что мы стоим на единственном местном песчанном пляже, он же - место, куда периодически причаливает экскурсионный катер или моторки. Из экскурсионных объектов в деревне - часовня и восстановленная водяная мельница. Непонимание с местным населением случается лишь единожды, когда утром одного из выходных дней, наш утренний покой был нарушен забредшим в лагерь ушлым стариканом в очках на колбасной резинке, наглый абориген выдавал себя за какого-то большого начальника и пытался разными правдами и неправдами, что называется, на дурака припахать нас к уборке сена на своей частной территории. Но после продолжительного диалога товарищ вежливо был послан куда подальше не только нами, но и нашим непосредственным руководством по телефону. Как выяснилось позже, тип этот - местный кляузник и скандалист и вообще пренеприятная личность, что, в общем-то, и так было заметно.




Иногда кто-нибудь самоотверженно выбирался за ягодами, был кусаем комарами, но приносил к ужину несколько кружек малины или черники. Среди выданных парком продуктов оказалась коробка крепкого круглого печенья, которое в итоге стало основой для фирменного волонтерского пирожного: в центр круга заливается сгущенка, а сверху на нее выкладываются ягоды, или наоброт. Нехитрое блюдо это становится настоящим хитом, и огромная коробка печенья довольно быстро уничтожается, что вызывает легкий приступ грусти и падение мотивации у большинства участников проекта. К счастью, запасы волшебного печенья все-таки удалось растянуть почти до последнего дня, и на моральном духе в целом и качестве работы в частности эта потеря в рационе никак не отразилась.




В один из дней получаем в свое распоряжение лодку местного жителя. Принято решение не ограничиваться одной лишь рыбалкой, а по ходу дела забросить еще и женский малиновый десант в соседнюю полузаброшенную деревню, ходить до которой пешком очень неудобно - в один из таких походов мы даже немного заблудились, белые ночи шли на убыль, и сумерки настигли нас в почти непроходимом лесу, где-то в чаще вдруг кто-то протяжно завыл, так что обратно возвращались с громким песнями на случай встречи с медведем. Кстати, вот интересное наблюдение, если группу людей в лесу вдруг попросить специально разговаривать громче, результат обычно достигается обратный  - все просто замолкают. Ну а наше ягодно-рыбное предприятие с лодкой закончилось не начавшись - через минуту после посадки десанта на борт коррективы вносит внезапно по неосторожности сломанное в метре от берега весло. Проводим экстренное совещание и подручными средствами (саморезами и деревянными рейками) осуществляем ремонт развалившейся на две части лопасти, после чего плывем с позором возвращать доверенное нам имущество владельцу. К счастью, ему оказывается совершенно не до нас - этим вечером он спит крепким и счастливым пьяным сном.




За шесть неполных рабочих дней с перерывами на выходные мы завершаем нашу работу - ставим два стога и два зарода. Снимаем лагерь, грузимся на баржу и под накрапывающим дождиком отбываем в Вершинино, где нас ожидает двухдневный отдых гостевом доме, баня, питание в трактире, экскурсии, заказанные заранее пироги-рыбники и копченая рыба. В пути нас сопровождает льющийся из динамиков "best of" Михаила Круга.




Так получилось, что почти в каждом из мест, которые мы увидели в этот раз, я уже успел побывать во время нашего первого лагеря. Но вот в деревне Усть-Поча, куда нас отвезли во время одной из экскурсий, оказался впервые. Раньше здесь осуществлялся лесосплав, о чем напоминают торчащие из воды деревянные сваи. Сама деревня стоит на узком перешейке между озером Свиное и рекой Поча.




С присоединением деревни к территории национального парка лесозаготовки и сплав были запрещены, отчего многие местные жители остались без работы, что, естественно, не могло не наложить свой отпечаток на их отношение к парку. Вообще, отношения деревенских жителей и парка - отдельная и довольно запутанная тема, здесь все как обычно - кто-то от этих изменений потерял, кто-то выиграл, и какой-то объективной правды, скорее всего, просто не существует. Но в данном случае, похоже, что люди из Усть-Почи действительно пострадали без вины, просто по случаю угодив под колеса катка перемен, и их негатив можно считать вполне обоснованным. С утратой источника заработка население деревни значительно поубавилось, вот и клуб в какой-то момент остался без посетителей и был заколочен.




Сейчас жизнь в деревне довольно активна, здесь находится центр народных промыслов, в котором проводятся мастер-классы и работает магазин с сувенирами. Еще в Усть-Поче есть действующий хор - именно его записи легли в основу альбома архангельской экспериментальной группы Шесть Мертвых Болгар «Тишина 29-39» - как я уже писал ранее, с него-то и началось мое знакомство с Кенозерьем. Здесь же находится часовня Николая Чудотворца, стиснутая бытовыми постройками, сараями и банями. Если раньше под строительство часовен и церквей место выбиралось тщательно, чтобы постройка выглядела максимально величественно и располагала к себе с какой стороны не посмотри, то во времена советского атеизма эту красоту намеренно замазывали, лишая объекты культа их визуальной привлекательности и затирая таким образом их роль в жизни человека.




А где-то совсем неподалеку отсюда, если идти по воде через озеро Свиное, стоит часовня Ильи Пророка, в ремонте которой я участвовал три года назад в своем первом волонтерском лагере. Две других отремонтированных нами тогда часовни мне удалось увидеть и даже сфотографировать с баржи, когда нас переправляли обратно в Вершинино. Так что этот лагерь не только подарил массу новых приятных ощущений, но и был окрашен легким ностальгическим оттенком.




Организовано в этот раз было все блестяще, соотношение между часами работы и отдыха было и вовсе идеальное. Писать в подробностях о том, чем мы жили, как узнавали друг друга и над чем смеялись, не вижу смысла. Все остальное на фотографиях. А чтобы все это почувствовать, надо просто однажды попробовать. И каждый раз и для каждого это будет по-разному. Спасибо всем, кто разделил со мной очередное летнее приключение!




PS. Традиционно для интересующихся условия и экономика: билеты РЖД Москва - Плесецкая - Москва купе 10 000 руб. (плацкарт, соответственно, дешевле). Трансфер от станции и весь остальной, экскурсии, питание, баня, проживание в гостевом доме - за счет  парка. Остальные затраты: сувениры, еда в поезд, покупка пирогов, копченой рыбы, варенья и прочего - в зависимости от ваших возможностей и аппетитов. Проживание в гостевом доме в Вершинино - первая и две последних ночи, во время пребывания в Вершинино - питание в трактире. Остальное время проживание в палатках, питание - самостоятельно на костре из продуктов, выданных парком. Желательно, но не обязательно, наличие своей палатки, часть палаток и все костровое снаряжение выдано парком.

Вершинино





















За работой



























Жизнь



Здесь тоже когда-то была деревня









Готовится самая вкусная в мире еда






В соседней полузаброшенной деревне






Русский стиль









Йога с утра



По ягоды









Зехново


















Усть Поча









Внутри часовни, небеса











Перед отъездом


Пора домой



вершинино, travel, workcamp, усть поча, кенозерский национальный парк, кенозерье, сенокосное раздолье, национальный парк, зехново, volunteers, волонтерство в россии, путешествия, архнагельская область, волонтеры

Previous post Next post
Up