В 585 году до н. э. граница между Мидией и малоазийским государством Лидия закрепилась по реке Галис (ныне Кызылырмак). Таким образом район Каппадокии вошел в состав Мидийского царства. Мидийское владычество над Каппадокией сменилось правлением персов, при этом определенная автономия территорий завоеванных мидийцами сохранялась, а после крушения Персидской империи данный регион стал управляться собственной царской династией иранского происхождения. И возможно какая-то часть Каппадокии вошла в состав постахеменидской Атропатенской Мидии. Мидия Атропатена (др.перс. Āturpatkān, греч. Ατροπατήνη) это древнейшее наименование Азербайджана.
Каппадокия - северо-западный регион Мидийского царства в VI веке до н.э. На западе граница мидийских земель шла по реке Галис (ныне Кызылырмак).
Античный историк Полибий писал во II веке до н.э., что территорию
древнего Азербайджана (Атропатены) греко-македонские завоеватели Персии "проглядели", ибо войска Александра прошли существенно южнее, не затронув территорию Закавказья. Полибий подчеркивал, что царь Атропатены Артабазан в III веке до н.э. контролировал огромную территорию от Понта (Черного Моря) до Гирканского (Каспийского) моря.
Полибий
Западными частями Мидия примыкает к так называемым атропатиям, а эти последние живут недалеко от народов, граничащих с Эвксинским морем (Черным морем).
Область Артабазаны (Атропатена), которая лежит подле Мидии, отделяясь от нее только промежуточными горами; некоторые части ее, что выше Фасиса, господствуют над Понтом, и область доходит до Гирканского моря. Царство это сохранилось еще от времен персов, ибо при Александре его проглядели.
Карта Каппадокии с регионом Понт в ее составе.
Средневековый географ Йакут аль-Хамави писал, что западная граница Азербайджана проходила в районе города Арзинджан (Эрзинджан, Erzincan). Это область истока реки Галис.
Йакут аль-Хамави «Словарь стран» («Муджам аль-булдан»)
Азербайджан - огромная страна и великое государство. Границы Азербайджана тянутся от Барды на востоке до Арзинджана на западе.
Особый интерес для данной темы представляет древний народ матианов (матиенов) проживавший на территории бывшего Мидийского царства. Матианы жили на реке Галис в Малой Азии, также в районе истоков реки Аракс (нынешний турецкий город Эрзурум), но главной их областью считалась территория собственно Матианы рядом с озером Урмия. Это область являлась
основой древнего Азербайджана (Атропатены). Само озеро Урмия часто называлось Матиеной или Мантианой. Этимология этнонима "матианы" вызывает определенные затруднения, так как основа мат-/мант- может быть связана с очень большим числом понятий. Можно предложить простое иранское происхождение этого корня, возможно он связан с горами и горной местностью - от авест. mati (индоевр. < *mnti) горный уступ, предгорье, т.е. матианы - это жители предгорий. Также корень мат- может быть родственен мидийскому самоназванию - мада (Māda), семитское - Мадай (Mādāya).
Древние греки считали, что самоназвание мидийцев (мада, мадай) происходило от имени волшебницы Медеи (или ее сына Мида). Считалось, что Медея родилась в Колхиде (страна Кулха) - царстве входившем в состав Понта и Каппадокии.
Кадр из фильма Пьера Паоло Пазолини "Медея" с Марией Каллас в главной роли.
Но, как правило, наименование Матиана принято выводить из древнего названия гос-ва Миттани (Maittāni) в Передней Азии. Это гос-во было создано хурритами во II тыс до н.э., в силу этого и самих матианов часто считают хурритами. Но чрезвычайно затруднительно думать, что хурритский этнос и язык могли сохраняться вплоть до рубежа н.э. и даже далее, тем более на такой обширной территории - от реки Галис (Кызылырмак) до озера Урмия. С большой степенью вероятности древнее хурритское население уже во времена Мидийского царства (VI век до н.э.) перешло на иранский (мидийский) язык.
Поэтому многочисленные матианы упоминаемые античными авторами - это уже ираноязычные племена, возможно родственные современным курдам. Матианы упоминались Плинием Старшим (I век) вместе с другими ираноязычными племенами (аорсами и сирматами) в Прикаспийской зоне. В Боспорском царстве было известно иранское имя Матиан.
Надгробие Матиана, сына Заидара. Ок. рубежа н. э.
Геродот писал, что матиены жили в Каппадокии на реке Галис в пограничных областях Мидийского царства.
Геродот
Границей же мидийского и лидийского царств была река Галис, текущая с Арменского горного хребта через Киликию; затем она протекает справа по области матиенов, а с левой стороны - по земле фригийцев. Минуя Фригию, река поворачивает на север и затем образует границу между сирийскими каппадокийцами на правом берегу и пафлагонцами - на левом.
При этом самих каппадокийцев Геродот, как и все античные авторы, называл сирийцами (левкосирийцами, "белыми сирийцами"). Сирийцы (купцы из Ассирии) были известны в Каппадокии еще в начале II тыс. до н.э., например их торговый центр (Карум) присутствовал в древнем городе Каниш (хеттская Неса, ныне Кайсери).
Возможно, матианы были пришельцами с коренных мидийских территорий, сейчас это северо-запад Ирана. Несомненно, они были родственны населению древнего Азербайджана. Вся Каппадокия подверглась сильному иранскому влиянию находясь в составе Мидии и Персидской империи. Страбон писал о значительном числе храмов огня в Каппадокии и присутствии магов - возможно выходцев из региона Мугана (Муганской степи) в Азербайджане, они выполняли жреческие функции в Персидской империи.
Страбон
В Каппадокии (так как здесь есть большой клан магов, которые называются пирефами (возжигатели огня), и множество святилищ персидских божеств) при жертвоприношениях не применяют ножа, а пользуются чем-то вроде полена, убивая жертву как бы молотом. У персов есть также пирефии - обширные огороженные священные участки. Посредине участков находится жертвенник с большим количеством пепла, на жертвеннике маги поддерживают неугасимый огонь.
Пейзажи Каппадокии в районе Гереме-Матианы.
Уроженец Каппадокии святитель Василий Великий в своих письмах упоминал, что в его родных землях жило множество магов (магусеев), по его мнению они когда-то пришли из Вавилонии.
Василий Великий. Письмо 250 (258). К Епифанию, епископу
А племя магусеев у нас многочисленно и рассеяно по всей почти области, происходит от поселенцев, в древности вышедших из Вавилонии. Нет у них книг; нет наставников в догматах, но воспитываются, следуя неразумным обычаям, и сын от отца заимствует нечестие...любят беззаконные браки, огонь признают богом и тому подобное.
Несомненно, именно от матианов остался в Каппадокии известный аналогичный топоним - наименование города Матиана, чуть южнее реки Галис (примерно там, где обозначал матиенов Геродот). Это древнее название нынешнего главного каппадокийского
туристического центра Гереме. Топоним "Матиана" известен по тексту жития мученика Иерона (начало VI века). Длительное время, область Матианы использовалась как некрополь соседнего крупного храмового
центра Венасы (ныне турецкий Аванос). Археологические раскопки в Гереме (Матиане) проводились очень скудно, поэтому о ранней истории этого края известно крайне мало. Древнейшие памятники на территории Матианы - скальные гробницы (возможно жрецов из соседнего храма в Венасах), о них
я писал ранее. Оригинал поста на моем канале Яндекс Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/maximus101/kappadokiia-i-drevnii-azerbaidjan-chto-u-nih-obscego-i-kakie-narody-tam-projivali-613ca0a16a3ff6438b9265bc Читайте также:
Древнейшие монументальные памятники КаппадокииТуристическая столица Каппадокии в Турции. Город Богоматери и его древняя историяДревний Азербайджан. Какую территорию он занимал?