Сегодня Гереме - это самый известный туристический город в Каппадокии. Но популярность к этому центру тур.индустрии пришла только недавно. Ранее, это был один из многих маленьких провинциальных каппадокийских городков, который часто менял свое название. Изначально наименование Гереме носила местность, где сейчас находится известный "Музей под открытым небом" (Göreme Open Air Museum). Сам же нынешний Гереме в XX веке имел название Авджилар (тур. Охотники). На кого охотились жители этого селения не совсем понятно. Но название это совсем недавнее.
Древнее имя города - Матиана, именно так эта местность была названа в тексте жития мученика Иерона (VI век). В этом же литературном памятнике впервые появилось и название Корама (Κόραμα), которое сейчас превратилось в турецкое слово Гереме. Древнее название Матиана в форме Мачан сохранялось вплоть до XX века, так называли западную окраину поселка. Видимо, именно чуть западнее нынешнего Гереме и находился древний город. До наших дней от него осталось несколько церквей и древних гробниц эллинистического и римского времени, ведь Матиана изначально использовалась как некрополь соседней Венасы. С большой вероятностью, в скальных гробницах Матианы хоронили верховных жрецов Зевса Урана из культового
центра Венасы (ныне Аванос). Ибо это были самые влиятельные люди данного региона. По Страбону главный жрец Венасы считался третьим человеком в Капподокии после царя и жреца богини Ма (Матар, Богини Матери) из Коман.
Самую грандиозную гробницу в Матиане в начале XIX века зарисовал французский путешественник Шарль Тексье. К сожалению, до наших дней это сооружение не дошло, возможно ее уничтожил оползень. Сейчас даже неизвестно где она находилась.
Гробница Дикилиташ (тур. Стоячий камень, Колонна) в Матиане, эскиз которой был выполнен Шарлем Тексье в 1830-х годах.
Но сохранились другие античные гробницы. Их число в сущности до сих пор точно неизвестно, как и точное количество скальных церквей христианского времени. Дело в том, что в Каппадокии почти постоянно находят все новые и новые древние памятники, при этом часто теряются уже известные.
Несколько фасадных гробниц первых веков до н.э. можно легко обнаружить, гуляя по городу. Это хорошо известный "Римский замок" в самом центре поселка, а также еще несколько менее заметных монументов.
Ныне существующие фасадные мавзолеи Гереме сохранились только в отдельно стоящих скальных конусах, хотя к югу от города их можно увидеть и в крупных горных массивах (Мази, Мавруджан). Отдельно стоящие конусы придавали гробницам особую монументальность, поэтому их чаще использовали для погребений.
"Римский замок" - руины фасадной гробницы в центре Гереме.
Структура скалы "Римского замка". Этот конус использовался на протяжении тысячелетий.
Многие скальные монументы продолжают эксплуатироваться местными жителями и сейчас - под голубятни, склады, подвалы и даже отели для туристов. Античные гробницы некрополя древней Матианы использовались на протяжении тысячелетий - в византийское время гробницу могли превратить в церковь, в османское - в голубятню, а сейчас местный крестьянин использует это помещение под склад сельхоз инвентаря. Все это конечно затрудняет изучение исторических объектов в Гереме.
Слева, в центре конуса можно заметить еще одну гробницу с колоннами, ее фасад заложен камнями. Рядом с ней скорее всего еще одна погребальная камера с более простым фасадом. Насколько можно понять, сейчас этот конус стал частью какого-то отеля в Гереме.
Античная гробница в конусе на западной окраине Гереме (два окошка наверху), ранее это был центр древней Матианы.
Потолок внешней камеры стилизован под деревянную архитектуру, это может свидетельствовать о значительной архаичности данного монумента.
Эти скальные монументы имеют одинаковое происхождение с известными фасадными
гробницами Ликии (ныне юго-запад Турции) и
гробницами Понта (например, из Амасьи). Все эти монументы были созданы под влиянием традиции устоявшейся в Персидской империи, они копировали знаменитые царские гробницы Ахемендской династии из Накш-и Рустам. В свою очередь персы заимствовали эту скальную архитектуру в гос-ве Урарту.
Гробницы в скалах персы стали возводить по влиянием зороастрийских предписаний, сформулированных в текстах Авесты. Видевдат (Закон против дэвов) запрещал хоронить трупы в земле и сжигать их на кострах. Мертвых нужно было размещать на камнях (каменистой поверхности), желательно достаточно далеко от земли, дабы не осквернять последнюю мертвой плотью.
В Каппадокии эта традиция продолжала существовать и в христианское время, могилы в каппадокийских погребальных церквях всегда выдалбливались в камне. Очень часто церкви устраивали в старых античных гробницах. Их увеличивали в размерах, меняли оформление, но суть монументов не менялась - подавляющее большинство каппадокийских церквей, это все те же погребальные склепы-мавзолеи. Как правило принадлежавшие отдельным семьям или общинам.
Фасад одной из скальных церквей Матианы (Гереме). Скорее всего изначально в этом конусе располагалась античная гробница. Со временем ее помещение расширили и превратили в церковь.
Тот же конус, вид с другого ракурса. Его стены несут еще внешние ниши аркосолии для дополнительных погребений.
Еще два конуса с античными гробницами Матианы. Слева, виден один простой квадратный фасад с лазом в погребальную камеру, справа, сбоку такой же фасад гробницы и наверху склеп с одной колонной, его фасад не до конца оформлен.
Подобные простые квадратные фасады погребальных камер
я снимал в столице Понта Амасье. Не зря считается, что скальные гробницы Каппадокии создавались под влиянием Пафлагонии - северо-запада Малой Азии.
Склепы из Амасьи.
Верхняя погребальная камера правого конуса.
Фасад нижнего склепа. Скорее всего в нем тоже была создана христианская часовня, а впоследствии - голубятня.
Здесь же я заглянул в стандартную голубятню. Их создавали для получения птичьих удобрений. И это, казалось бы, очевидное сооружение вызвало много вопросов. Внутреннее помещение там удивительно просторное. Ниши-ячейки для голубей вырублены как-то не очень рационально - их очень мало для обширной плоскости стен. С трудом верится, что такое большое помещение было вырублено всего для нескольких десятков птичек. Нет сомнений в том, что оно использовалось под голубятню лишь вторично. Скорее всего, изначально это было жилье, возможно, эту рукотворную и малозаметную снаружи пещеру использовали в средние века под убежище во время нападений врагов. Как известно, именно для этих целей в Каппадокии строили многочисленные подземные города.
Деревянная лестница ведет в обширную голубятню.
Внутреннее помещение скальной голубятни.
В дальнейшем я расскажу о церквях древней Матианы.
Оригинал статьи на моем канале Яндекс Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/maximus101/gereme-turisticheskaia-stolica-kappadokii-v-turcii-drevneishie-monumentalnye-pamiatniki-612d07cb03ad132d7a8c36f2 Читайте также:
Гереме - туристическая столица Каппадокии. Город Богоматери и его древняя история