Пятикнижие...

Dec 19, 2012 19:26

Ориген дал первым пяти книгам Ветхого Завета наименование Пятикнижия (греч. Пентатеух - Пять свитков, слав. Пятокнижие).

·         В еврейской Библии Пятикнижие называется Тор`ой.

·         Слово «тора» в Новом Завете обычно переводится как Закон (греч. Номос).

·         Понятие «тора» шире юридического или канонического.

·         Оно означает наставление, устное поучение, наказ (ср. Иов 22,22; Притч 13,15; Ис 24,5).

·         В Пятикнижии, …есть и исторические разделы.

·         Законодатели Древнего Востока имели обыкновение обрамлять юридические и культовые предписания рассказами исторического характера.


2. Состав и содержание.

Тора распадается на пять книг, но сохраняет при этом цельность единого произведения.

Слишком большие свитки были неудобны в обращении minor-latin;mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[i]
.

Первоначально книги Торы назывались по их первым словам, …в греческом переводе они получили другие названия:

1.       БЫТИЕ (евр. Береш`ит - В начале; греч. Г`енезис - Происхождение).

2.       ИСХОД (евр. Ве элэ шем`от - И эти имена; греч. Экс`одос).

3.       ЛЕВИТ (евр. Ваикра - И воззвал; греч. Левитик`он).

4.       ЧИСЛА (евр. Ваидав`ар - И сказал; греч. Аритм`ой).

5.       ВТОРОЗАКОНИЕ (евр. Эл`э хадвар`им - Эти слова; греч. Деуторон`омион).

Новая заповедь - святилище Богу должно быть только в одном, свыше установленном месте.

Тора - фундамент всего Ветхого Завета.

3. Происхождение Пятикнижия от Моисея.

В Новом Завете Закон определенно называется Моисеевым minor-latin;mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[ii]
(Мф 19,7; Мк 10,3; 12,19; Лк 16,29; 24,27; Ин 1,17; Деян 15,21),

Другое дело - как понимать это авторство: в буквальном современном смысле слова или шире - по духу.

«Приписывание отдельных библейских книг определенным авторам, во многих случаях надо понимать не в нашем, а в восточном смысле. Восток не знал литературной собственности; индивидуальность творчества и авторов в почти современном смысле с достаточной ясностью проявляется лишь в книгах пророков» (акад. Б. А. Тураев)

4. Внутренние свидетельства.

Пятикнижие нигде не содержит прямых указаний, что оно целиком принадлежит Моисею.

В Пятикнижии есть места, которые явно относятся ко времени после Моисея.

·         Так, говоря о приходе Авраама в окрестности Сихема, бытописатель замечает: «В этой земле тогда жили хананеи» (Быт 12,6).

·         В Быт 14,14 упоминается город (или местность) Дан, который получил свое название после переселения колена Данова в Ханаан при Иисусе Навине.

·         В Быт 36,31 о царях Едома сказано, что они правили «прежде царствования царей у сынов Израилевых», - таким образом, св. писатель уже знает об этих царях (а появились они через 200 лет после Моисея).

·         О самом пророке говорится в столь благоговейном тоне, что едва ли можно приписать ему эти слова (Числ 12,3 minor-latin;mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[iii]
; Втор 33,1; 34,10-11).

·         Невозможно предположить, чтобы Моисей повествовал о собственной кончине (Втор 34 minor-latin;mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[iv]
).

·         Отзвуки позднего времени лежат и на таких местах Исх, как описание скинии (25,31-27,8). Оно мало соответствует бедному кочевому быту израильтян.

«Где та техника, можно сказать тяжелой индустрии, которая могла бы найтись в походных блужданиях? Еще невообразимее не столь уж легкая и по весу, но качественно тончайшая машинная техника для ткани широчайших полотен, покрывавших скинию, из шелков установленных цветов и рисунков с изображением херувимов, а также пестрых материй для облачения священства.

Фактическая Моисеева скиния была сравнительно скромной, общепринятой у семитов для обитания их святыни палаткой, охраняемой не легионами левитов, как это потом организовали некоторые цари в Вефиле и Иерусалиме, а всего одним доверенным и преданным Моисею его личным «оруженосцем» И. Навином»

(проф. Карташев Ветхозаветная библейская критика, с. 49, 51).

Непосредственно пророку принадлежит только часть текста Пятикнижия, остальное же - Моисеево Предание, изложенное письменно другими боговдохновенными мудрецами (см. §11).

5. Четыре варианта Моисеевой традиции.

В частностях, стиле, способах раскрытия той или иной темы внутри Пятикнижия можно проследить вариации.

Например:

a)      рассказы о творении в Быт 1-2, единые по духу, явно отличаются по характеру (в Быт 1 сначала созданы растения и животные, а затем человек; согласно Быт 2, когда появился человек, растений еще не было, и животные были созданы после человека);    

Эти расхождения (число которых очень велико) позволяют вычленить в священном повествовании четыре линии, которые сплетены в одно целое.

Библеисты полагают, что первоначально было четыре связных текста, возникших в разное время и в разных кругах.

Они являлись письменной обработкой единого Предания ветхозаветной Церкви, восходящего к Моисею и домоисеевым временам.

В этом смысле Тора в ее нынешнем виде есть нечто подобное труду апологета Татиана (II в.), который соединил в одно повествование четыре Евангелия.

6. Имена Божии в Пятикнижии.

Тертуллиан, свт. И. Златоуст и бл. Августин заметили, что в одном из этих вариантов Св. Истории постоянно употребляется священное Имя Божие ЯГВЕ, …а в прочих предпочтение отдается имени Элохим.

·         В еврейском тексте св. Имя передано четырьмя буквами ИХВХ.

·         С III-II вв. до Р.Х. благочестивый обычай ввел запрет на произношение св. Имени в повседневной жизни.

·         Вместо него стали употреблять слово Адонаи, Господь.

·         Масореты, которые ввели огласовку в еврейский алфавит (см. §8), ставили к четырем буквам св. Имени гласные слова Адонаи, что означало: «читай - Господь».

·         В результате получилось сочетание, которое в Европе с XVI века стали неправильно произносить как Иехова (Иегова).

·         Между тем еще Ориген, хорошо знавший еврейский язык, писал, что св. Имя звучит как ИАВЭ.

·         Поэтому в библейской науке было принято считать гласными св. Имени - А и Э, а Имя Божие произносить как ИАХВЭ (ЯГВЕ), поскольку конечная согласная «хей» - непроизносимая.

7. Гипотеза о двух ранних письменных традициях в Пятикнижии.

1)      Традицию, в которой употреблялось св. Имя, в библеистике нового времени стали называть Ягвистической (Я).

2)      Ту, где Бог именовался Элохим (Бог), - Элохистической (Э).

Были затрачены огромные усилия, чтобы отделить в св. книгах эти традиции одну от другой.

Позднее были выделены еще две традиции внутри Пятикнижия (В и С; см. ниже §16).

В конце XIX века была даже издана «Радужная Библия», в которой «четыре источника» обозначались шрифтами разных цветов.

Детальные разделения на «источники» были чаще построены на гипотетических основах и доказательной силы не получили.

Тем не менее наличие четырех пластов Св. Истории признано сейчас почти всеми библеистами.

Шведская школа экзегетов считает их четырьмя устными традициями, которые были записаны только в эпоху Плена.

Конспект по: Исагогика прот. А.Мень

mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:
"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-ansi-language:RU;
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[i] По этой же причине на пять книг была разделена и Псалтирь (свт. Епифаний. О мерах, 4,5).

mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:
"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-ansi-language:RU;
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[ii]
ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. (Иоан.1:17)

mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:
"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-ansi-language:RU;
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[iii] Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. (Чис.12:3)

mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:
"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-ansi-language:RU;
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[iv] И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня. (Втор.34:5,6)

mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:
"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-ansi-language:RU;
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[v] И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. (Быт.4:17)

mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:
"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-ansi-language:RU;
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[vi]
Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. (Быт.5:18)

Священное Писание, конспекты, Исагогика

Previous post Next post
Up