Она растет, крепнет, проходит ряд ступеней, чтобы завершиться в лице Сына Человеческого.
Он присутствует в Св.Писании повсюду, начиная с прообразов и пророчеств и кончая рассказом о Его явлении во плоти среди людей.
«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего» (Евр 1,1-2).
3. Соотношение двух Заветов достаточно сложно.
«Новый Завет, скрывается в Ветхом, Ветхий - открывается в Новом» (бл. Августин Слово на 1 Кор 6).
Бог в Ветхом Завете не просто предрекал явление Мессии, но и открывал через вдохновенных писателей великие истины о Себе Самом, мире и человеке.
4. Некоторые аспекты Ветхого Завета уходят в прошлое
Другие - получают иное, более глубокое освещение.
Основы его остаются непреложными.
5. Ветхий Завет говорит:
- · об Обетовании.
- · об Исходе.
- · о Завете как двустороннем отношении между людьми и Предвечным.
- · о Творении как акте свободной любви Божией.
- · о Слове как открывающейся тайне Бога и Его воле.
- · о святости человека.
- · об избрании.
- · о призвании особых избранников Божиих.
- · о вере как всецелом доверии благости Божией и верности Завету.
- · о правде как истинном служении Богу.
- · о грехе как удалении от Бога.
- · о милосердии как высшей жертве.
- · о жертве как символе единения с Богом и молитвенном предстоянии Ему.
- · о Царстве Божием как торжестве замыслов Творца.
6. В ветхозаветном Предании было представление о двух эрах:
«старой» и «новой», мессианской, когда Мессия даст «новую Тору» (Вавилонский Талмуд, Шаббат, 51а).
В соответствии с этим ап. Павел учил, что с явлением Христа кончается время Закона и наступает время благодати, которая преобразует человека и делает его «новой тварью» (Гал 6,15).