Вчера с Юлей, моей сестрой, посетили Ночь музеев. Впечатления разные. Но в целом организация отвратительна.
Хотя бы факт, что "Ночь" продолжалась до 2:00, а транспорт, чтобы доставить людей домой, подавался в 00:00-00:30... Возвращались мы пешком. После того как провели на ногах весь вечер. И дело даже не в этом, а в том, что в Екатеринбурге в 2 ночи как-то не слишком безопасно ходить. Но к счастью, никаких инцидентов мы не претерпели.
Нетрезвая публика была - без этого никакое народное гуляние не обходится, - но заметна она стала как-то уж сильно к ночи; драк и потасовок, впрочем, мы не замечали.
Но хорошо бы начать сначала.
Часов в пять - пять тридцать вечера мы подошли к стойке (на Плотинке) и взяли путеводители и листы для участников соревнования: кто пройдёт больше площадок. Юля очень азартна, и она сразу пожелала включиться в эту игру. Обе мы любители пеших прогулок и выставок, так что я с радостью её поддержала.
На уточняющий вопрос к девушке, а есть ли какая-то планка, девушка весело ответила: "Чем больше, тем лучше. Площадок 70. Но конечно, все вы не обойдёте. Никто не обойдёт". Это правда. Обойти за 8 часов 70 площадок невозможно.
Итак, к 18:00 - к старту "Ночи" - мы отправились в ТЦ "Европа", где была обещана выставка карет и джаз-бенд "Стиляг". Бродили мы там полчаса - кроме "Ручейка" с дамами и кавалерами в костюмах начала 19 века, никого видно не было. Мы ходили по огромным площадям ТЦ в поисках какого-то действа, карет и вообще... Кроме авторских кукол, от которых я пришла в восторг (например, от Феи Огня за 8 000 руб.), что не предусматривалось программой "Ночи", ничего похожего на инсталляцию, перформанс, выставку, джаз-бенд мы не нашли.
Потом нарисовались "стиляги" с саксофоном. Администраторов на площадке видно не было. Мы плюнули и ушли. Да, кареты... Они были. Точнее, одна. И мало верилось в подлинное историческое прошлое сказочной (всё равно что из "Золушки" - временный презент нашей киностудии?) кареты. В неё забирались дети, а родители их фотографировали.
Никакого стикера мы, конечно, здесь не получили.
Это было отвратительное начало.
Дальше мы пошли в дендрарий (что у цирка). Там обещали выставку аналоговой фотографии. Когда мы дошли туда, было что-то около семи. Вход платный - 50 рублей. Мы обнаружили огороженную аллею у входа, мальчика, ведущего расчёт и заведующего выдачей стикеров, и двух охранников. А ещё девушку, которая едва приступила к вывешиванию злополучных фото. Мальчик-билетёр выдал нам анкеты, где мы должны были указать 5 наиболее понравившихся работ. Непосильная задача. Помните героя "Амели", который собирал неудачные фото? У меня сложилось такое впечатление, что эта выставка была примерно из той же серии. Засвеченные, механически повреждённые, любительские, со стандартными ракурсами, сюжетами, архитектурой фотографии количеством что-то вроде 45 штук. Но здесь нам выдали стикер.
Площадка № 2 (в нашем списке) нас насторожила. Но надежды мы не потеряли и пошли дальше.
Площадка № 3 - музей циркового искусства.
Тут мы, конечно, сами виноваты: не прочли внимательно, что экскурсии в музей возможны только по предварительной записи и только группами по 25 человек. В этот вечер могло осуществиться три экскурсии. То есть в "Ночь музеев" музей циркового искусства могли посетить 75 человек. Всё это мы обнаружили уже подойдя к дверям, накрепко закрытым. В "объяснительной записке" от руки: по той причине, что музей цирка - ведомственное учреждение... и т.д. и т.п. Никаких экскурсий, очевидно, не проводилось. Цена билета в музей - 100 рублей, а не 50, как заявлено в путеводителе.
В музей трамвайно-троллейбусного управления мы не пошли. Хотя очень желали. Там экскурсии проводятся тоже только по предварительной записи. А мы с Юлей, честно сказать, вообще не любители ходить толпой.
Здесь нас объяло негодование. "Так, - сказала Юля. - Теперь уже мы просто обязаны пройти по всем площадкам, по которым сможем. Интересно, как далеко зайдёт этот маразм". Денег у нас было не так уж много, поэтому мы сразу отказались от дорогостоящих площадок (от 200 до 500 рублей).
Площадка № 4 - Музей медицины. Юля давно хотела туда сходить. И что бы вы думали? Ну конечно, мы туда не попали. На дверях - извинительная записка, что в музее случилось ЧП, "но в другое время мы никогда бы не отказались от ночи с вами". Здесь негодовать было невозможно - мы рассмеялись и пошли множить приключения.
Площадка № 5 - галерея "Поле". Здесь, как сказала Юля, "мы заплатили за стикеры": 50 и 30 (студенческий билет) рублей. Послушали очень нетрадиционную игру на музыкальных инструментах. Трое музыкантов выглядели довольно отрешённо (особенно женщина, бьющая в барабан на раз-два-три). Глаза молодого человека, игравшего на большом-большом лежащем перед ним роге (извините, не знаю, как этот инструмент правильно назвается), беспокойно оглядывали немногочисленных присутствующих. Здесь была мини-выставка мини-панно с разными национальными струнными музыкальными инструментами - стоимость каждого с треми-четырьма нулями. Несколько развешенных картин, довольно заурядных.
Киностудия (в ней находится комнатка "Поле") проводила три разные экскурсии, но мы их не посетили.
Дальше любимое место в городе - УрГУ. Площадка № 5: музей Б.У. Кашкина. Юля познакомилась наконец с Народным дворником, точнее, с его милым наивным творчеством. Я, к стыду своему, в музее этом ни разу до вчерашнего дня не была. Здесь же - выставка работ из войлока: арт-текстиль Маргариты Халтуриной «Улитка на склоне». Весьма и весьма забавные. А также прекрасные фотографии. "Вот! - воскликнула Юля. - Вот из чего нужно выбирать лучшее, а не из того дерьма!" Я не могла с ней не согласиться. Хотя и сказала, что здесь лучшее было бы выбирать затруднительно по той причине, что все работы великолепны.
На 1-м этаже - какие-то соревнования роботов (сделай своего робота - что-то в этом роде), очень забавлявшие маленьких мальчиков. Их там было много, радостных, счастливых (мальчиков - ну и роботов, наверное). Мы с Юлей выходили, наконец получив свою порцию радости. Стикеры, конечно, получили тоже. Площадка при этом была абсолютно бесплатной.
Площадка № 7. Центр современного искусства. Юля посетила его впервые, а я во второй раз. Здесь мы встретили вторую иностранную группу - первую в УрГУ. И здесь снова радовались. Выставка "Город, в котором хочется жить" в общем порадовала. Екатеринбург на этих фото действительно не на шутку преображённый. Я снова и снова любовалась работами Миши Брусиловского, ну и некоторыми другими. Билеты по 100 рублей.
Площадка № 8. Центр народного творчества "Гамаюн". Билеты недорогие: 50 рублей и 30 - студенческий. Здесь была организована викторина для детей по выставке. Но и мы, уже не дети, оказались в неё втянуты. Получили приз - "воздух музея", т.е. шарики с логотипом "Гамаюн". Кроме экспозиций, был представлен перформанс "Коммунальная квартира".
Площадка № 9. Музей литературной жизни Урала. Экскурсию пришлось бы ждать, поэтому мы прогулялись по музею самостоятельно. Содержимое нас не впечатлило. Ощущения того, что на Урале была какая-то полноценная жизнь, у нас не сложилось. Зато во дворе она действительно происходила - молодой поэт читал стихи. Времени было уже 10 часов, поэтому мы не остановились послушать. Хотелось попасть ещё в музей Решетникова, что мы и сделали.
Дом-музей Ф.М. Решетникова - площадка № 10. Здесь мы попали на экскурсию по военному костюму начала 19 века (это нас удивило - в музее Решетникова, нисколько не военного, писавшего о рабочих горных заводов?). Мы не дослушали подробный, хотя не скажу, что неинтересный, рассказ воодушевлённой музейной сотрудницы: Юля меня подёргивала - мол, не успеем дальше и вообще при чём тут Решетников. Смяв неловкость (всё же невежливо покидать экскурсию, к тому же неплохую, прямо на глазах рассказчика), я вняла Юлиным знакам, и мы бочком просочились во вторую комнату. И тут-то попали на правильную экскурсию. Молодой человек рассказывал быстро, но при этом ему удалось быть интересным, своеобразным, удалось вызвать благодарность слушателей. Юля осталась довольна, я тоже. Уже сами, без экскурсии, мы осмотрели разные повозки, телеги, сани на почтовом подворье, кузницу. Здесь тоже происходило какое-то чтение стихов; а кроме прочего, поили бесплатным кофе. Уж не знаю, какие спонсоры. И здесь были дети, и они радовались. Их любопытство, конечно, вызвала кузница, горящий огонь в ней, и повозки в соседнем ангаре... "А вот и выставка карет!" - воскликнула Юля.
Билеты в этих двух литературных музеях обошлись нам в 100 и 50 рублей каждый.На часах было уже 00:30, когда мы подходили к Музею изобразительных искусств - площадка № 11.
Здесь, несмотря на имеющийся у одной из нас студенческий, пришлось платить 150 рублей за каждый входной билет. Это площадка оказалась самой дорогой в нашей культпрограмме.
"Русский бум: байки, булки, балалайки" и Минерал-шоу. Нельзя сказать, будто что-то здесь вызвало у нас восторг. Но всякая тень дурного настроения улетучилась к этому моменту совсем, и мы продолжали радоваться: чудесной погоде, приятным эстетическим переживаниям (всё же они случились), совместно проведённому насыщенно и ярко дню. "Балалайки" нас не разочаровали, хотя вряд ли чем-то удивили. Русский костюм наблюдали не в первый раз, предметы старинного русского быта тоже. Минерал-шоу опять же не разочаровало, потому что мы ничего и не ждали. Камни хороши сами по себе. Инсталляции - какие-то горки чудес - напоминали мне почему-то "кладбище домашних игрушек". Но при этом выглядели не угрожающе, а скорее по-детски: в смысле детского видения мира, где всякое яркое - красиво, но где всякий герой может оказаться вдруг чудовищем, ожить во сне и... Но это мой сугубо взгляд. Юлю эти горки позабавили.
Особенный артобъект - туалет музея: вонь, грязь, сломанные шпингалеты, не вполне исправные сливные механизмы и потёмки, в которых люди волей-неволей должны справлять нужду. А потому одна женщина держит дверь приоткрытой, чтобы её спутница не допустила конфуза. Иностранные туристы должны были быть впечатлены. Тут мне вспоминались сияющие, благоухающие розовой водой туалеты Лувра.
(Но не будем забывать: по недавно проведённому не помню кем рейтингу, Екатеринбург - 4-й по привлекательности для туристов город в России.)
Покидали музей на Воеводина в начале второго. Отдали свои карты девушке за стойкой. Но время ещё оставалось, а путь домой можно было проложить через "Патриаршее подворье", и мы пошли. Успели побывать на этой - № 12 в нашем списке - площадке. Кроме часовни (сплошь золотой и какой-то - да простит меня Бог - пустой в отношении Божественной атмосферы: всё-таки в католические соборы, серые, сумеречные, строгие, без бдящего за тобой ока "сестры" как-то больше вызывают желание входить в них, сидеть на скамье, обратившись внутрь себя, слушать гимны, проповеди (даже на незнакомом тебе языке, словно бы ты всё понимаешь), говорить с Богом, наконец; золото меня всегда смущало как нечто, противопоставленное истинно Божественному) посетили выставку, посвящённую семье Романовых, и фотовыставку "Старый Екатеринбург". Последняя нечаянно для нас сопровождалась рассказом экскурсовода. Ну что ж, и это было вполне интересно. Да, ещё на "подворье" же была выставка работ Павла Рыженко "Русь былинная". Юля отметила картину "Страшный суд" как понравившуюся ей. Меня, честно сказать, не впечатлило ни одно полотно. Ну разве только то, под которым сообщалось: "главное в этой картине - что монаха зовут Ослабя". Согласитесь, такая "художественная" заявка не может оставить равнодушным. И я расхохоталась, неожиданно для самой себя (конечно, это отвратительно, и мне было неловко потом под взором одного человека, с укоризной вперившегося в меня), когда взгляд мой упал на жестяную табличку на самом полотне с названием картины: "Ослабля". Конечно, опечатка - всякое бывает. Но первое предложение аннотации (она сопровождает каждую картину: словно бы художник стремится дообъяснить то, что не смог передать на холсте) вкупе с этой подписью меня просто сразили. Само имя, конечно, тут ни при чём. Тем более если помнить вполне героическую историю монаха-воина.
Таким образом мы закончили свою "Ночь музеев".
Домой пришли в три, пережив целую палитру эмоций, разочарованные и радостные, раздосадованные и умилённые, стерев ноги в мозоли, Юля даже до крови. Потратили около тысячи рублей. При этом мы не посетили ещё по крайней мере три площадки, на которые попасть очень хотели: Архитектурную академию, Арт-словарь на Шейнкмана, 10 и ЦПКиО. Времени не хватило. Но организаторы уверяли, что все площадки очень близко, а потому никакого транспорта между ними не нужно. Они всё просчитали. Да, к тому же мы не поехали на единственную экскурсию, к которой морально были готовы, - по старой Коптяковской дороге. Она проводилась с 10 до 11 вечера. Ну то есть к ней нужно было ещё успеть. Мы не успели.
Следующую ночь музеев хорошо было бы провести в Питере или Москве. Ещё лучше в Париже. Ну что ж, будем мечтать...
Но если не доведётся, тогда пойдём прежде всего по тем площадкам, на которых не побывали в этом году. И придётся тщательнее составлять маршрут.