Для Украины недавние соглашения между Путиным и Януковичем несут однозначную выгоду : кредит в размере 15 млрд. долларов и более дешёвый газ - цена снижается с 400 до 268.5 долларов за 1000 m3. Это не решит всех украинских проблем, в частности усилия по бюджетной консолидации всё равно придётся предпринимать, но их возможно удастся отсрочить до президентских выборов, и масштаб их будет не такой крупный и соответственно не такой болезненный. А насколько выгодно это соглашение для России ?
Возможно в исторической перспективе окажется, что оно было выгодным. Но на данный момент, судя по имеющимся документам, выгода мягко говоря неочевидна.
Издержки на поверхности : 15 млрд. долларов из российского Фонда Национального Благосостояния (ФНБ) отдаются Украине. Ну то есть официально даются взаймы, но суверенный рейтинг страны низкий, а стоимость страхования против суверенного дефолта растёт, особенно в последние два месяца. То есть риск дефолта немал. Это отражается и в доходности украинских суверенных облигаций. Так облигации в долларах на срок в два года в декабре торговались по ставке выше 13%. Таким образом кредит, предоставленный Украине отличается исключительно льготными условиями. То же можно сказать и про снижение цены на газ:
по оценке «Ведомостей» Газпром недополучит 3.5 млрд долларов в год. Поскольку контракт действует до 2019-года, совокупные потери за шесть лет могут составить до 21 млрд.
А выгоды?
В подписанных документах нет ничего, что можно было бы обозначить как выигрыш для России - ни в экономическом, ни в политическом плане. Возможно, что-то есть в неофициальных договорённостях. Но всё что не имеет чёткого юридического оформления - не существует. Передача Газпрому системы газопроводов Украины? Официально ничего не подписано, а обещания не имеют никакой силы и никакого значения. Как говорил Жак Ширак, «обещания обязывают лишь тех кому они даются». Приватизация в пользу российских владельцев
стратегических отраслей Украины - агропромышленный комплекс, космическая отрасль, самолетостроение и судостроение - как того боится Олег Тягнибок? Но, во-первых, подобные соглашения опять же неофициальны, а значит необязательны к исполнениию. А во-вторых, в Украине уже был прецедент когда после смены власти итоги приватизации были аннулированы и предприятия переприватизированы (см. Криворожсталь). Российское владение тем или иным заводом будет существовать пока у власти Янукович. Приход власти прозападных сил - а такие могут рассчитывать на поддержку практически половины населения - скорей всего будет означать потерю всех российских активов, приобретённых в результате договорённостей с Януковичем. Никакой Запад, никакой стокгольмский суд не станет защищать завоевания Путина, как бы они ни были юридически обоснованны.
Насчёт присоединения Украины к Таможенному Союзу, уже было написано что, выгоды от этого проекта - неопределённые, скорей всего как и со всеми предыдущими интеграционными проектами в СНГ гора родит мышь, только деньги будут потрачены впустую. По идее свободная торговля взаимовыгодна, но
Таможенный Союз оказался невыгоден всем его участникам ! С экономической точки зрения России Таможенный Союз не нужен, Украине тоже. Впрочем даже вхождение Украины в ТС даже не обсуждалось.
Если рассматривать соглашение как плату за неподписание Украиной соглашения с ЕС, то овчинка явно не стоит выделки. Население Украины всё равно будет смотреть с надеждой в сторону ЕС - просто потому что по уровню жизни (включающему не только экономические параметры, но и политические, правовые, и т.п.) ЕС сильно опережает Россию, поэтому сила притяжения ЕС - куда сильней. Даже самые крупные льготы - за исключением совсем уж разорительных - не преодолеют силу притяжения ЕС на население Украины, только притормозят движение этой страны на Запад. Опять же если/когда Янукович потеряет власть, европейские устремления Украины снова будут на повестке дня, платить каждый раз - никакого ФНБ не напасёшься.
Если не исходить из презумпции слабоумия российской верхушки - или его веры в «дружбу народов», что в общем-то одно и то же - то вероятно какие-то весомые выгоды всё же есть
[1]. Но даже при наличии каких-либо неформальных «секретных протоколов к пакту Путина-Януковича, соглашение крайне неудачное. В силу своей непрозрачности и неофициальности оно во-первых не предоставляет гарантии реализации гипотетических обязательств украинской стороны, во-вторых, ставит Россию в зависимость от нахождения у власти Януковича, в-третьих не даёт гражданам России понять и оценить насколько выгоды превышают издержки. Если российские выгоды слишком малы - то Россия в проигрыше. Если выгоды велики - то их реализация будет сильно затруднена украинским внутриполитическим контекстом. За помощь Россия получила спасибо от Премьер-Министра Азарова и очередную дозу проклятий от украинской оппозиции.
Согласно Лё Фигаро, Евросоюз был готов предоставить Украине помощь в размере 20 млрд долларов на семь лет, но Янукович отверг это предложение незадолго до саммита в Вильнюсе. Россия выиграла у ЕС войну за право расточать свои средства на поддержку Украины.
[1] Под «весомыми выгодами» или вообще «выгодами» не могут, разумеется, подразумеваться всевозможные бессмысленные и ненужные России уступки типа «сделать русский язык вторым государственным» или «признать Абхазию и Южную Осетию». Жертвовать благосостоянием своего населения и собственной экономикой ради каких-то геополитических пустышек - плохой вариант, даже с собственно геополитической точки зрения. В современном мире главный геополитический козырь - социально-экономическая привлекательность, так что поддерживать экономику соседа за счёт своей является худшей возможной политикой.