В 90-х русский национализм носил бороду, пил водку и представлял собой бесчисленное множество группок, секточек и теченьиц, которых были едины в своей враждебности демократической эволюции страны. Ещё они были похожи своей неприязнью друг к другу. Во всём остальном они радикально различались. Их разнообразные и причудливые идеологии - предмет исследования скорее психиатров нежели политологов, националисты 90-х редко были в трезвом уме и часто в твёрдой «Памяти». Главной характерной чертой являлось именно неприятие демократии и либерализма, европейский путь отвергался - больно уж там они на Западе бездуховны. Эти традиционные националистические движения-однодневки были довольно эфемерными и были одно за другим постепенно выброшены на свалку истории. Двухтысячные породили национализм нового типа : exit водка с бородой, отныне националист это сторонник «национального демократического государства». Первопроходцем на этом пути был пожалуй профессор Валерий Соловей, автор опуса «Несостоявшаяся революция». Но профессорские измышления оказались слишком заумны для типовой националистической аудитории. «Вы професор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно может и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут». Научный национализм не пошёл в массы, а профессор закончил во главе очередной маленькой незарегистрированной партийки. Идеи «национал-демократии» не должны представать старомодными, пыльными, мудрёными. Чтобы покорить массы нужно что-то простое, молодое, сетевое. Именно эту нишу с недавних пор занял сайт «Спутник и Погром» (СиП) и его создатель блогер Просвирнин. СиП стал солнцем сетевого национализма. Вконтакте и Живой Журнал насчитывают уже десятки тысяч СиП-инфицированных.
Националистическая идеология не может обойтись без врага. Традиционно у русских националистов такими врагами были евреи. У СиП и его фюрера такими врагами стали кавказцы, мешающие пройти в светлое русское будущее. Так всегда бывает у расистов : та или иная этническая группа рассматривается как единое целое, лишённое индивидуальностей, и самим своим существованием угрожающее русской нации - не менее монолитной по своей сути. Что такое русская нация? Согласно Эрнесту Ренану нация определяется желанием жить вместе. Но что если кто-то из русских не захочет жить в рейхе Просвирнина ? Для этого у СиП есть второй образ врага. Те кто не согласен с единственно верным учением - «совки», быдло необретшее национальное - т.е. просвирное - самосознание, жертвы десятилетий коммунизма. Шутка истории - антикоммунист Просвирнин принял на вооружение тактику, на протяжении десятилетий верой и правдой служившую коммунистам : те кто не согласен -замаскировавшиеся буржуа. Любой плюрализм мнений исключается в принципе. So much for liberalism.
Вообще СиП и его поклонники любят позиционировать себя как «европейцев», кичатся своей идеологией превосходства «европейца» над «совком» и «азией». К слову стоит заметить, что отношение к Европе как к солнцу вокруг которого вращается земля характерна как раз для позднесоветского обывателя. Что касается использования «азии» как синонима отсталости, то невежество позволяет не знать о существовании таких отсталых стран как Япония, Южной Корея и Сингапур. Впрочем пресловутая европейскость СиП очень своеобразна и свидетельствует о поверхностном представлении о Европе и европейской политической культуре.
В Европе крайне правые партии как правило маргинальны. Вопреки устоявшемуся в России мнению это происходит не потому что еврейско-масонская политкорректность цензурит свободу слова, а потому что у западной Европы был опыт, в период 1914-1945 гг., когда расизм и агрессивный национализм были хозяевами политической сцены. Перефразируя Гэлбрайта, «проблема Просвирнина в том, что его идеи уже были испробованы». Наученная горьким опытом западная Европа вытеснила этнически озабоченных на периферию политического спектра, установив вокруг них санитарный кордон. При этом крайне правые партии допущены до выборов, их никто не запрещает и не разгоняет - кроме случаев когда у них отклеиваются усы, сползает маска и их члены начинают активно нарушать уголовный кодекс. Крайне правые партии занимают определённую нишу на политическом поле, в пределах десяти-пятнадцати процентов. Оттуда их тяжело вытеснить, но и им самим не выйти из этого гетто по одной и той же причине : их программа как правило слишком примитивна, такая программа хороша в оппозиции, но неприменима во власти. Популизм приносит очки за счёт кредитоспособности, поэтому простые решения соблазняют только простых людей. В западной Европе за крайне правых голосуют в основном те кого называют white trash : малообеспеченные, порой безработные, и наименее образованные представители общества, именно они составляют ядро крайне правого электората. Например во Франции генезис взлёта Жан-Мари Лё Пена и электоральных успехов Национального Фронта - в растущей безработице и разочаровании малоимущих слоёв - в.т.ч. тех кто раньше голосовал за коммунистов - в президентстве Франсуа Миттерана. Таких легко соблазнить лозунгами типа «три миллиона иммигрантов = три миллиона безработных». Простые идеи обеспечивают крайне правых популистов куском политического хлеба. Но они же мешают им выйти из политического гетто. В области популизма крайне правые играют на своём поле, но он же является их электоральной тюрьмой.
Проблема крайне правого популиста не в том, что его идеи аморальны, а в том, что они ошибочны. Экономические исследования многократно опровергали идею о том, что иммигранты отбирают рабочие места у местных. Социология опровергает миф об «исламизации» западных стран и указывает на гораздо более сложный процесс синкретизма культур и постепенной ассимиляции : западноевропейские общества меняются под воздействием волн иммиграции, но и приезжие меняются - и гораздо более радикально - вливаясь в европейские общества.
Впрочем будем справедливыми - западноевропейские крайне правые, при всей их неприятности, заметно более умеренные нежели СиП. Ни один представитель крайне правых партий, регулярно участвующих в выборах, не позволил бы себе то что говорит и пишет «радио Погром». В Западной Европе расизм считается постыдным. В открытую его исповедуют уж совсем экстремистские брейвики. Идеология СиП худо-бедно пришлась бы больше ко двору в восточной Европе - по иронии судьбы страны восточной Европы Просвирнин презирает. Впрочем в Венгрии есть крайне правая партия Ёбик, открыто ксенофобская и немножко стыдливо антисемитская, знакомством с представителями которой основатель СиП гордится. Так что сравнение СиП и сочувствующих с европейскими крайне правыми лучше всего характеризует выражение «выгнали из гестапо за жестокость». Реально существующая Европа к счастью совсем не такая какой она существует в онлайн-играх русскоязычных ёбиков и брейвиков.
Действительно, посты СиП настолько поверхностны и невежественны, что кажется что речь в них идёт не о реальности, а о видеоигре. В одном шутере «кавказцы» притесняют «русских», а те их за это отстреливают. В другом «Вермахт освобождает Россию от коммунистов» (
Просвирнину войска Третьего Рейха симпатичней советской армии). В третьей игре уже российско-просвирнинский рейх покоряет Украину. Как по уровню серьёзности, так и по уровню популярности тексты СиП напоминают раннего Жириновского, когда уже многие знали что он клоун, но ещё немногие понимали что он фейк. Подобно тому как Сталин был «Чингизханом с телефоном», блогер Просвирнин это Жириновский с интернетом, только «последний бросок на юг» сменился на «последний бросок в Европу».
«Национал-демократы» пытаются сочетать демократическое и национальное начало упирая на то что этнически русских в РФ большинство, соответственно в случае честных выборов русские «станут хозяевами в своей стране», проголосовав за националистов. Ошибка этого рассуждения в том, что люди не голосуют исходя из своей этнической принадлежности. Русские бывают разные. Этнос не определяет политические воззрения, кроме как в совсем отсталых африканских странах типа Руанды времён геноцида. Движение, кичащееся своей «европейскостью» на деле может развернуться только в условиях совершенной «африканизации» российского общества. При этом демократия понимается «нацдемами» в основном как способ обеспечить интересы этнического большинства за счёт этническим меньшинствам. С «национал-» у нацдемов всё в порядке, с демократией только беда.
Говорят, новое это хорошо забытое старое. СиП и Ко, несмотря на пользование передовыми вытребеньками и национал-демократические одёжки, в политическом плане не представляют собой ничего нового. Обыкновенный фашизм. А опасность фашизма ещё и в том, что он никогда не приходит в обличье громилы со свастикой, иначе он не мог бы совращать умы и отравлять сердца. Конечно движущей силой является прежде всего демагогия - простые слова для простых людей, будущих боевиков и штурмовиков. Но и для к умам образованного класса фашизм находит ключик своими псевдоинтеллектуальными конструкциями. Кого-то отравить разговорами о национальной обиде. Кому-то напомнить об исконных территориях. Кого-то соблазнить перспективами национального братства. Кого-то поманить лаврами победителя- освободителя. Национализм это лженаука. Теория заговора, выставляющая себя высшей степенью осведомлённости. Абракадабра, выдающая себя за интеллектуальную сложность. Поверхностность и примитивность, противопоставляющие себя настоящей науке, настоящей сложности. Под этими масками национализм источает свой сладкий яд, пускает его по венам общества. Потом маски падают, но уже поздно : выпущенные фашистскими лидерами стихии войны и ненависти начинают жить своей жизнью.
Нацдемов не устраивает нынешняя Российская Федерация. Они претендуют на часть Украины, Белоруссии, Казахстана, чтобы построить свою - Расистскую Федерацию. На месте Харькова, превращённого в Вуковар и Сребреницы, сделанной из Баштанки. На месте десятков тысяч покалеченных и умерших от ран, ампутированных детских ножек, развалин домов, гиперинфляции, проигранных войн, закономерных Гааги и Нюрнберга для главарей-людоедов. Из России предлагается вычленить Кавказ, а из российского общества - кавказцев, иммигрантов, а затем, вероятно, евреев. А также всех несогласных с данными мерами, под лозунгом «кто несогласен - тот нерусский» : добавим к империалистической войне гражданскую.
Однажды объявилась в одном крае чума, коричневая смерть. Заглянет в окошко, махнёт платком и все живущие там умирают. И вот один рыцарь сел у окна с мечом, и когда чума протянула руку с платком, отсёк её. Сам умер, умерли и домашние его, да только чума больше не появлялась в тех краях.