Вот такую штуковину закончил в восьмомартовские выходные.
Седельный тягач МАЗ-7410. Модификация с дополнительной кабиной за моторным отсеком, имеет дополнительную цифру в индексе и именуется 74101.
Когда начал его пилить - старожилы не упомнят. Самые первые снимки фотоаппарат датировал январём 2014-го. Вот такой, например:
На этой фотографии я сравниваю кабины МАЗа от белорусской фирмы ПСТ и чешской АРМО. Вторые - жёлтенькие, смоляные. Странно, но факт - этот АРМОвский МАЗ (а точнее - SCUD-B, а ещё точнее - Эльбрус-М) в моей постройке обогнал тягача, придя к предпокрасочному финишу первым. Я об этом уже когда-то
писал. Кабины, окрещённые мной "собачьими будками" неожиданно оказались лечибельными.
А вот про собственно ПСТ этого сказать нельзя. В своё время даже картинку сделал, чтобы наглядно объяснить, сколько там всего неправильного. Сказать можно просто - неправильно ВСЁ. Все окна, все двери, форма и расположение каждого элемента, то есть даже сказать, что сделано хорошо, мне не удалось.
После этой картинки возникает вопрос.
Нет, два вопроса.
Нет, три вопроса возникает.
Первый - зачем нужен был пилёж этой кривизны, если можно было тупо дождаться проанонсированного китайцами из Modelcollect такого же МАЗа, да ещё и с прицепом, лишь изваяв для него третью кабину?
Второй - зачем, если уж я затеял этот запил, за основу был взят этот пластик, а не намного более удачный (хотя и небезгрешный) СКАД от китайской Тоско-Моделз?
Третий - почему же тогда я сделал вторую и третью кабины с нуля по образцу полностью кривой первой, вместо того чтобы сделать сразу три и правильно?
Отвечаю.
Во-первых, в те далёкие времена ни на каком горизонте не просматривался не только анонс МАЗа, но и сама фирма Modelcollect, и в распоряжении непритязательного моделиста были только машины комплекса С-300 от ПСТ и СКАД от АРМО.
Во-вторых, в те далёкие времена ни на каком горизонте не просматривался не только анонс СКАДа от Тоско, но и сама фирма Тоско-Моделз, ну и далее по тексту. Страшные были времена, тёмные и далёкие.
В-третьих, несмотря на годы, отделяющие меня от начала этого запила, ленив я был уже тогда. Делать правильную правую кабину, оставляя левую неправильной было бы глубоко ошибочным решением. Вдобавок зеркалить то, что было перед глазами, мне казалось намного более простым, чем пилить по фотографиям. Наглости ваять с натуры я тогда ещё не набрался. Вдобавок я обзавёлся не одним, а тремя машинами С-300, поэтому была и мысль о том, что три одинаково неверных кабины в ряд как-то сгладят общую кривизну, тогда как одна правильная рядом с двумя кривыми эту кривизну оттенит.
А вообще, скорее всего было просто лень.
Здесь мы видим, наверное, самый ранний из заснятых этапов - я прикидываю, насколько нужно укорачивать раму. Впрочем, до этого в коробке лежал уже укороченный грузовик - это я решил, что укоротил недостаточно, распилил и приставил по-новой. В общем, начало эпопеи теряется в далёком прошлом, когда мне приспичило сделать для тогдашнего нового приобретения - перепиленного из Ревелл, Гэлекси и доширака Т-80УК - постамент. В виде оного захотелось танковоз. О прицепе, к данному моменту счастливо выпущенному Балатоном, я пока не задумывался, остановившись на тягаче.
Ещё одна ранняя фотография, на ней я, видимо, только что закончил правую кабину - сзади ещё ничего нет. Только сфоткал почему-то левую, изначально присутствовавшую в модели С-300 от ПСТ.
Вообще были и другие фотографии этой стройки, но они почему-то потерялись. Точно помню, что фотал окончательно собранные рессоры, а рядом валялись заготовки топливных баков, но куда эти кадры делись - неизвестно. Видать, не судьба. Ну и, конечно, здесь совершенно нет фотографий самого начала работ, когда я стал впервые распиливать и складывать раму этого многоногого грузовика. Между тем на этом первом этапе тоже было сделано кое-то интересненькое.
Дело в том, что мой давний и, наверное, уже когда-то описанный задвиг на тему колёсной техники состоит в том, что мне почему-то позарез нужно, чтобы эту технику можно было покатать, и при этом все колёса крутились бы. На двух шасси под С-300 оказалось, что конструкция крепления колёс на исходной модели имеет такие примечательно маленькие люфты, что на ровной поверхности какие-то два колёса на борт обязательно провисают на какие-то микроны и не вращаются. На этом шасси было решено такую беду исправить.
На СКАДЕ от АРМО я пропилил пазы, и пропустил в них оси, оставив люфт по вертикали. Здесь, как видите, всё намного сложнее. Каждый элемент подвески, имитирующий пару А-образных рычагов, я прикрепил на шарнире по нижней грани, а верхнюю оставил свободной. Отступление от оригинала в том, что на реальном МАЗе колесо ходит вверх-вниз, оставаясь в вертикальной плоскости, а здесь, как видно на предыдущем фото, колесо наклоняется, поскольку находится только на одном рычаге, который поворачивается на оси около нижней грани рамы. Небезгрешно в плане копийности, но зато колёса не виснут в воздухе на небольших неровностях.
А вот тут видны проволочки-ограничители сверху элемента подвески, они не дают этой штуке с колесом повернуться на оси и повиснуть вниз вдоль корпуса. Один конец этих ограничителей пропущен сквозь маленькую дырочку в раму и там загнут, а другой - тоже загнут и пущен в дырочку на верхней грани подвижной детали подвески. Всё это сооружено с небольшим люфтом, что позволяет колесу отклоняться вниз не больше, чем на полтора-два миллиметра. А чтобы ограничитель не выпал из гнезда вверх, там поставлена ещё одна проволочка, удерживающая загнутый конец внутри.
Много слов, а принцип очень простой. не знаю, буду ли я делать так ещё раз; цель, конечно, оправдывает средства, однако копийность всё-таки хромает. Татра какая-то.
Теперь, раз уж я столько пишу про колёса, стоит объяснить и то, что представляет собой уже не подвеска, а собственно, каждое колесо.
На такой фотографии любой, кто знаком с продукцией Танкограда, с лёгкостью различит замечательный диск этой конторы в сочетании с достаточно замыленной оригинальной ПСТ-шной резиной. Оказывается, эти элементы хорошо входят друг в друга. Единственное, что нужно было сделать - это несколько углубить покрышку в глубину. Резина режется очень легко, так что следать это несложно. Задняя, тыльная часть колеса - оригинальный ПСТ-шный пластик. С него срезана часть, глядящая вглубь колеса, наружу от грузовика, чтобы глубокая смоляная деталь Танкограда нормально утопилась в резину.
причина такого скрещивания бульдога с носорогом в том, что в какое-то время этот МАЗ рассматривался как второстепенный проект, поэтому я таким образом утилизировал ненужный элемент набора танкоградовских колёс. Там каждая покрышка комплектуется двумя типами наружной части колеса - ранняя и поздняя ступица. поздняя вместе с покрышкой должна была пойти на С-300, ранняя оказалась здесь.
Да - эта резина жрёт пластик! Поэтому внутренняя часть колёс, эти чуть укороченные оригинальные ПСТ-шные пластмасски, были перед надеванием шин промазаны устойчивой к резине эпоксидкой, которая заодно надёжно фиксирует внешнюю часть диска.
С колёсами, вроде, всё.
Интерьер почему-то отдаёт в зелень. Вообще не старался сделать его хотя бы на "хорошо" - стёкла мутные, да и вообще душа не лежала. Поэтому сосредоточимся на внешнем.
Из фоток "в процессе" почему-то уцелела только эта, сделанная для иллюстрации пародийного текста о беге. Там я в стиле блога фаната беганья описывал процесс изготовления рессор для МАЗа. Ну, типа, ура-ура, сегодня я решил превозмочь себя и утереть нос хлюпикам, изготовив две рессоры для МАЗа; а ну-ка, кто со мной? Финал был такой, что я, типа, чемпион, сделал эту рессору лучше всех, да и вообще один на всей планете, словом, чемпион галактики, потому как никому кроме меня больше это нафиг не нужно.
Ну и вот такая картинка. "Гений ножа и доширака в действии".
Дальше, наверное, писать уже особо не о чем, там просто серия фоток со всех сторон. Полупрозрачные детали - кожух лебёдки, элементы седла и полозья к нему - эпоксидная копия соответствующих деталей от Балатоновского МАЗ-537. Огнетушитель из резистора. А дальше - различный листовой пластик и С-300 от ПСТ.
А - да. Для удобства покраски кабина и отсеки за ней не закреплены на корпусе жёстко, лишь сидят в пазах на трении. Шасси можно освободить и залезть в его элементы.
Сама кабина отделяется от отсеков за ней, которые, в свою очередь, разбираются на несколько элементов. На оригинальном грузовике все они неплотно прилегают друг к другу, а эти щели надо прокрашивать. Для того это разделение и существует.
Кроме того, возможно это отражает мою неуверенность в том, что в этой стройке я вообще двигаюсь в правильном направлении. Разделение на части облегчит возможность работы над ошибками или замены каких-то элементов. Это я поначалу так думал. Теперь уже вряд ли хватит духа к чему-то вернуться.
Так-то вот.