"Филолог не бродит по деревням..."-1

Mar 23, 2015 00:00


Филолог не бродит по деревням и большей частью читает то, что написали другие. У вас превратные впечатления о филологии.

Некто Виталий Возжаев


Пока коллеги с восторгом медитируют над содержанием эпиграфа, присланного мне френдессой, позвольте рассказать одну историю. Феликса Николаевича Шахова в 1949 году арестовали прямо в институте (Томском технологическом), во время перерыва между парами. Вышел он из аудитории и отправился к себе на кафедру - а там его уже ждут. И, приказав ему следовать за ними, прошипели ему в лицо архангелы, указывая на его рабочий стол:

-- Страна задыхается, а у вас тут самородки золота по столам раскиданы!

На столе лежала друза пирита.

Здесь можно было бы начинать смеяться, только всё-таки пять лет лишения свободы - это совсем не смешно. А приговорён Феликс Николаевич был вообще к пятнадцати годам, да император, к счастью, сокрыться в облаках соизволил. В анкетах Ф.Н. всегда писал: "В лагере сидел, но под судом не был". Да - упекли без суда. Всего этого нет в Википедии, это он рассказывал молодёжи в своей лаборатории. "Молодёжь" сейчас уже девятый десяток разменивает - те, кто ещё живы.

Так к чему это я? А я очень советую всем, особенно у кого по Совку страстная ностальгия, сходить туда, по ссылке в эпиграфе, и посмотреть на пляски духовных наследников тех архангелов. У них, как и у предков, зашкаливающее невежество прямо пропорционально уровню злобы. Жизнь рядом с этими "классово близкими" - ваше ближайшее будущее, господа совкодрочеры. Вы точно этого хотите?

А я нет.

Страна ж задыхается, а я, подозрительный специалист, фольклор собираю. Вы ж понимаете, что за это и за этим должно воспоследовать?

* * *

На уже известную вам коллекцию альтернативно развитых воистину не стоило бы обращать внимания, если бы, во-первых, мне вполне в соответствии с учением Юнга о синхронии не рассказали приведённый выше мемуар о Ф.Н. Шахове и, во-вторых, если бы даже альтернативно развитые не были иной раз полезны и не подавали порою хорошие идеи.

Нам иногда кажется, что какие-то вещи, которые мы воспринимаем как абсолютно сами собой разумеющиеся, в такой же степени понятны и ясны другим. А это может оказаться совсем не так. Сколько раз я убеждалась, что иногда люди не знают элементарных вещей в тех областях, в которых, как я думала, разбираются все поголовно.

(А тут сделаем маленькую остановку - следите сейчас внимательно за моими кириллическими буковками. Следите?

Так вот когда говоришь, что человек или группа людей чего-то не знает, особенно элементарного, на том конце провода обязательно раздастся громкий крик: "Вы считаете человека (группу людей) тупым(и)?" Хотя незнание каких-то вещей совсем не означает интеллектуальную недостаточность или неспособность к обучению - оно означает всего лишь отсутствие у человека или группы людей какой-либо информации и/или навыка.

Мне приходилось долго преодолевать в студентах эту инерцию дихотомического мышления ("если чего-то не знаешь или не умеешь, то ты дурак"), объясняя им, что пока им не дали материал и не проверили его усвоение, они просто не могут знать многих вещей, поэтому даже если они ответят на мой наводящий вопрос (я любила задавать во время лекции наводящие вопросы, чтобы побудить детей думать) "не так", в этом нет ничего страшного. Это естественный момент процесса познания).

А откуда бы им знать, если им никто не рассказывал? Тётечка, которая полезла в словарь узнавать слово "древник" и нашла там значение жучок-древоточец определённого вида, конечно, немало доставила, как принято нынче выражаться, но с другой стороны, откуда ей знать наш корпоративный жаргон?

Ну так вот, в рамках ликбеза, просвещения и возможной профориентации юношества давайте расскажу, чем занимаются фольклористы, те самые древники, археографы, этнографы и какое отношение они имеют к филологии (если имеют)!

Давайте начну с эпиграфа. У дяденьки Виталия Возжаева есть "правильные впечатления о филологии", а у меня - не впечатления, а точные знания. Итак, смотрим в словарь:

Филоло́гия (от др.-греч. φιλολογία, «любовь к слову») - совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Итак, филология изучает культуру народа(!), данную нам не в ощущениях, но в слове.

Смотрим дальше:

Фольклори́стика - наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на стыке этнографии, литературоведения и музыкознания. В сфере научных интересов фольклористики находится собирание, издание, типологизация и общее изучение народного творчества.

Литературоведение - это уж точно филология. И хотя работа с фольклорными текстами имеет свою специфику, но всё равно это работа со словом. Фольклор бывает, разумеется, не только связанный со словом: есть хореографический фольклор, есть музыкальный (чисто инструментальный). Вот почему фольклористика стоит рядом с этномузыкологией и этнографией.

Знание этнографической методики необходимо фольклористу также для того, чтобы правильно понимать функционирование фольклорных текстов. Мало найти исполнителей и записать от них, скажем, песню. Исследования XX в. показали важность контекста, в котором жил так называемый традиционный фольклор. Поэтому важно выяснить, когда исполняется песня, при каких обстоятельствах, сольно или хором, связана ли она с определённым обрядом, а если связана, то в какой момент она пелась; сопровождалась ли какими-то действиями, а если да, то какими; требовалась ли какая-то особая одежда для исполнения и какие-либо ритуальные предметы (или обыденные в роли ритуальных); как сами исполнители понимают цель, с которой исполнялась песня; были ли какие-то особые требования к исполнителям и исполнению... Именно выяснение перечисленных тонкостей и позволяет по крупицам, зато с достаточной полнотой реконструировать ту самую духовную жизнь народа (любого, у которого сохранился традиционный фольклор).

А для того чтобы собирать фольклор, как раз и надо бродить по деревням. Во время полевых сезонов. Когда с консерваторцами в тандеме, когда самостоятельно. Сейчас нет проблем с записывающей аппаратурой, но, как и во дни моей молодости, тексты полагается прямо в процессе их исполнения "брать на карандаш" - мало ли что случится при записи с техникой, а текст должен быть зафиксирован и затем расшифрован для последующей возможной публикации.

Фольклористов в СССР готовили на филологических факультетах, хотя часть имела историческое образование (этнографы учились и учатся на истфаках). С 2009 года фольклористика является для диссертационных советов филологической дисциплиной, номер специальности - 10.01.09. К чему-кому она относилась официально до этой даты, я не знаю, не интересовалась - я-то защищалась по специальности 10.01.01 (русская литература).

Но причём тут фольклор, которым я всю жизнь так или иначе занимаюсь - это отдельный рассказ. На этом сегодня Шахразада прекращает дозволенные речи.

Продолжение

This entry was originally posted at http://maria-gorynceva.dreamwidth.org/82348.html. Please comment there using OpenID.



Large Visitor Map

синхрония, sono io, тоже бредятина, фольклор, совок, мемуар, филология

Previous post Next post
Up