Христианский Восток #1 Цивилизации

Feb 02, 2016 23:11

Ещё о христианстве на БВ здесь, здесь и здесь

Культура христианского Востока. Цивилизации христианского Востока
Историк Алексей Муравьёв о цивилизационных кругах Востока, влиянии религии на культурные традиции и механизмах передачи христианского наследия / Курс лекций «Культура христианского Востока» историка Алексея Муравьева о языковом и культурном разнообразии цивилизации христианского Востока

Востоковедение - это комплексная дисциплина, изучающая восточные страны, народы и культуры. Нередко ее сводят к изучению Дальнего Востока с одной стороны и арабо-исламского мира - с другой. На деле в востоковедении есть много других областей - иудаика, инодология, тюркология, монголистика, африканистика. ©Далее: Сирия / Сирийский язык | Копты | Эфиопия / Эфиопский язык | Нубия | Арабы-христиане до ислама / при исламе | Армения | Грузия | Китай и уйгуры | Иран | Кавк.Албания | 5 книг о хр. Востоке



В науке востоковедения изучение исторической общности христианских культур и языков, сложившихся в начале 1-го тысячелетия н. э., составляет отдельный раздел. Христианство, родившееся в арамейско-греческой среде Палестины, повлияло на формирование целого ряда своеобразных культур: сиро-арамейской, коптской, грузинской, армянской, арабо-христианской, арабско-христианской, древнеуйгурской и ряда других. Эти культуры благодаря влиянию христианства сформировали отдельные литературные,
художественные, языковые, вероисповедные традиции, до сих пор влияющие на идентичность их носителей. Христианская вера продолжает быть одним из важных факторов на Ближнем востоке и в Центральной Азии. В этом курсе будет рассказано о важнейших культурах этой общности.
Какие цивилизационные круги выделяют в восточной культуре? Почему цивилизации Востока определяются через религию? Какими типологическими признаками обладают культуры христианского Востока? На эти и другие вопросы отвечает кандидат исторических наук Алексей Муравьёв.

Алексей Муравьёв - кандидат исторических наук, руководитель ближневосточного направления Школы востоковедения НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, член Школы исторических исследований Института перспективных исследований в Принстоне, Board member in International Syriac Language project


Цивилизации христианского Востока - Алексей Муравьёв

image Click to view


- В ряде восточных культур мы выделяем несколько больших кругов. Эти круги в целом отражают важнейшие цивилизационные параметры, по которым мы определяем специфику цивилизаций, сложившихся на Востоке. Принято выделять несколько больших ойкумен (греческое слово οἰκουμένη означает «круг обитаемых земель» - это цивилизационный круг), и внутри этих ойкумен или рядом с ними мы выделяем параойкумены, или субэкумены, то есть небольшие или более компактные цивилизационные группы, которые тоже обладают большим внутренним единством, но тем не менее не принадлежат ни к одному из этих кругов.

Считается, что этих больших кругов несколько. Один из этих кругов сложился на Востоке между серединой I тысячелетия до н. э. и первыми веками н. э. - это круг буддийской цивилизации, то есть все, что связано с распространением буддизма: от Индии через Тибет, Китай, Японию, Бирму и страны Юго-Восточной Азии.

Второй большой цивилизационный круг - это круг, связанный с возникновением христианства в начале I тысячелетия н. э. Это круги на Востоке, связанные, с одной стороны, с распространением христианства из Палестины через Малую Азию на восток, вплоть до Китая, и на запад, вплоть до Египта. Естественно, распространение христианства на запад породило западную цивилизацию.

И, соответственно, третий большой круг - это круг, связанный с монотеизмом в V-VI (так называемое «арабское пробуждение») и в VII веках, когда произошли основные исламские завоевания и возник, сложился тот исламский мир, который мы знаем: от Марокко (Магриба) на западе и примерно до Индонезии на востоке.

Помимо больших кругов существуют и малые, но, прежде чем назвать эти малые круги, можно ответить на один простой вопрос, который неизбежно возникает при обращении к этой цивилизационной специфике: почему во главу угла мы ставим какие-то религиозные параметры? Почему мы определяем цивилизационные круги через религию, а не через, допустим, способ хозяйства или через типологию институтов? Дело в том, что в основном эти круги складывались на Востоке в то время, когда там происходило разложение архаического уклада жизни, и именно в этой ситуации религия обладала определяющим и главенствующим влиянием, оказывала влияние на складывание важнейших цивилизационных параметров: это и язык, и культура в широком смысле слова (бытовая культура, искусство, я уже не говорю о литературе, вплоть до алфавитов и этикетных вещей). Поэтому эти большие цивилизации сложились под влиянием религиозных традиций. Мы не сводим культуру к религии, культура - это, разумеется, более широкое понятие, но понимаем, что религия в это время оказывала решающее влияние на складывание всех культурных кругов.

Помимо этих культурных кругов существуют и субэкумены, которые существуют рядом с этими кругами или внутри них, но имеют несколько обособленный характер. Если обратиться, например, к культуре исламского Востока, то внутри этого большого понятия существуют субэкумены. Например, когда мы говорим о культуре тропической Африки: Мали, Мавритании, - это не совсем то, что мы имеем в виду, когда говорим о Магрибе, Тунисе или Алжире. То же самое можно сказать и об иранской культуре - это тоже субэкумена внутри исламской цивилизации, и ее параметры связаны с иранским прошлым и отчасти со среднеперсидскими традициями. И буддизм - там тоже много небольших субэкумен.

Поэтому внутри понятия «христианский Восток» мы выделяем группу субэкумен, таких цивилизационных кругов, которые сформировались под влиянием христианства, но обладают собственной локальной спецификой.
И эта локальная специфика в сочетании с христианством дает разные интересные комбинации и создает очень интересное цивилизационное разнообразие Востока.

Этих кругов, этих субэкумен несколько, и самый главный - в Леванте на Ближнем Востоке - это сирийское христианство, то есть культура людей, говорящих на арамейском и арабском языках, обладающая традицией арамейского христианства, идущего от II века. Это коптская культура в Египте - копты, говорящие или по крайней мере хранящие память о коптском языке, который существовал там примерно со II века до н. э. и стал главным языком египетского христианства. Это Эфиопия - тоже большая христианская цивилизация, «большая христианская субэкумена». Это культуры иранского христианства. Это культуры вдоль Великого шелкового пути: согдийцы, различные люди, говорившие и писавшие на новоперсидском языке. И это культура христианского Закавказья - прежде всего это три большие культуры: грузинская, армянская и культура кавказской Албании - одна из них исчезла, две продолжают существовать. Все эти круги, все эти субэкумены составляют некоторое единство, которое мы называем христианским Востоком, которое продолжает существовать географически и политически внутри исламских и разных других стран и народов.

Когда мы говорим «культура», мы не сводим это к этносу. Это значит, что мы говорим о языке, мы говорим о культурной традиции. В этом смысле христианский Восток полезен для понимания нашей собственной специфики, потому что в каком-то смысле древнерусская культура на определенном этапе своего формирования тоже формировалась как культура христианского Востока. Там всегда в середине есть матрица, этой матрицей является грекоязычная христианская традиция, Библия, определенный круг текстов, и поэтому для понимания нашей собственной древнерусской специфики понимание христианского Востока может оказаться полезным.

Что можно назвать основными типологическими признаками культур христианского Востока? Это, во-первых, большой культурный сдвиг или большая культурная эволюция, которую переживает эта культура в связи с принятием христианства, в некотором смысле это ее начало. Второй момент - это центральная роль, которую играет транзитирование, то есть транзитные механизмы передачи и адаптации христианского наследия, матрицы, то есть грекоязычной традиции (в некоторых случаях место этой грекоязычной традиции могут занимать арамеоязычные - об этом надо говорить отдельно), но тем не менее есть матрица, и есть ее трансляции.

Третий момент - это, конечно, то, что все эти культуры имеют тенденцию к определенного рода экспансии, то есть, с одной стороны, они пытаются включить в себя разные окрестные явления и за счет этого обогатиться, а с другой стороны, эта экспансия имеет тот смысл, что многие из этих культур порождают дополнительные «субсубкультуры». Например, на стыке эфиопской и коптской культуры существует культура христианской Нубии - в Судане она до сих пор каким-то образом присутствует. А когда мы говорим о том, что на юге Судана есть христиане, то это христиане, которые, с одной стороны, могут быть результатом миссии каких-то современных западных традиций, а с другой стороны, это могут быть христиане, оставшиеся от старой цивилизации - маленькой группы, которая возникла на стыке этих групп.

Поэтому это всегда транзит, это передача матрицы, это стремление к экспансии, это очень сильная культурная борьба за выживание, поскольку эти все группы, как правило, находятся под каким-то влиянием: в исламских странах под влиянием ислама, где-то это могли быть влияния других традиций, в Северном Китае это могла быть конфуцианская или даосская традиция, на Кавказе вообще особая специфика нежесткого характера (был ислам, был зороастризм, локальные политеистические культы).

Поэтому культура христианского Востока - это культура такого же типа, как культура буддийского круга, исламского круга, это целый мир. Мы говорим «исламский мир», «буддийский мир» так же, как есть и «мир христианского Востока». Просто этот мир нам кажется понятным, известным, хотя на самом деле он нам не понятен и не известен.

© ПостНаука, 10 апреля 2015

цивилизации, религии, обращения и выступления, восток, бл_восток и магриб, серии, христианство, культура, образование и воспитание, азия, наука, история, мнения и аналитика, видео

Previous post Next post
Up