Часть 3. Как все организовать «по-уму»
- Научить учителей работать на дистанте.
- Осознание изменений роли учителя
Перед учителями встают новые задачи - не научить личным примером, прыгая, как мартышка перед доской в классе, а создать разноплановую контентную систему, которая позволила бы ребенку эффективно дистанционно учиться.
Т.е. работа учителя будет заключаться в том, как правильно организовать процесс обучения опосредовано. Весь изучаемый материал уже есть, подготовлен (видео, программы, ссылки) в Интернете, нужно только расположить его в правильной последовательности для усвоения учеником. Не всегда этот материал привязан к учебнику, по которому ведется преподавание, но ведь изначально можно определиться с тем учебником, где есть электронные ресурсы, рассчитанные не только на учителя, но и на ученика. Много энтузиастов создалиотличные презентации к учебникам, тесты, интерактивные игры. Осталось только начать их использовать, не ограничиваясь только бумажным вариантом.
- Учителя должны понимать, что они в дистанционном обучении всего лишь образовательные менеджеры с индивидуальным подходом к каждому ученику. Насколько они правильно организуют этот процесс, настолько успешнее будет процесс обучения.
- Разработать конкретные требования к дистанционной работе учителя. Например, учитель должен присылать задание по расписанию с 8.00 до 10.00 утра. И требовать его выполнение к 21.00 вечера. Это будет дисциплинировать и самого учителя и ребенка, которые будет понимать, что нельзя сидеть допоздна за выполнением уроков.
- Единые требования к оформлению домашних заданий.Например: «Русский язык. Урок - 14 апреля. Формат ответа - Word/сканирование» и файл с заданием. Тема письма - ДЗ 16 апреля/ДЗ 09 апреля долг». И т.д. Файл называть соответственно, типа «Русский язык ДЗ 16 апреля», а не «8в», «Задание на 30 апреля», и т.д. Лучше не давать большие задания на несколько дней. Все равно это делается в последний момент. Нужны небольшие задания на каждый день.
- Научить детей учиться на дистанте.
Нужно выработать некий алгоритм обучения школьника на дистанционном обучении. Как у нас происходит:
9.00 - Сын просыпается, завтракает. Распечатывает в бумажном виде задания от учителей. В бумажном виде удобно их анализировать, ранжировать, делать пометки, и после выполнения выбрасывать.
10.00 - 11.30 - выполнение наиболее сложных заданий (одно-два). Сканирование, отправка учителям. С утра обычно делает русский язык, литературу
11.30 - 12.30 перерыв, перекус.
13.00 - 14.30 - выполнение еще части заданий- математика, английский
14.30 - 15.00 - перерыв, обед
15.30 - 17.00 - выполнение еще некоторых заданий - физика, химия, биология, ОБЖ, география
17.00 - 19.00 - перерыв
19.00 - 21.00 - выполнение оставшихся заданий (история, обществознание).
Неудобно, что приходится постоянно держать в голове дедлайн каждого ДЗ.
Поэтому сын распечатывает ДЗ, на каждом листочке пишет до которого часа нужно отправить, смотрит объем заданий, отбирает учебники, тетради. И так каждый день. Задания он делает день в день, даже, если они большие.
Понятно, для ускорения выполнения ДЗ использует дополнительные полезные программы. Например, Sciccors - для создания снимка экрана, OCR - для распознавания текста из учебника, рабочей тетради по английскому языку, в заданиях, где требуется вставить пропущенные слова. WhatappWeb - аналог мобильной программы, только на компьютере, программа для сканирования выполненных ДЗ. Диктофон для записи аудиофайлов по английскому и музыке удобнее использовать на телефоне, но обязательно с функцией отправки файлов на электронную почту.
- Организация платформы и календаря обучения.
Хотелось бы универсальную платформу «все-в-одном». Для обучения, ДЗ и оценок. Как реализовано на онлайн-платформах в дистанционных ВУЗах. Стоит один раз загрузить туда весь контент, тесты, интерактив, и платформа сама сможет распределить это все по урокам, соответствующим школьным учебным планам, выдавая дозировано информацию по расписанию. Естественно, изменятся требования к учебникам. Если положено в учебном году по географии 34 часа, будьте любезны, структурируйте учебник и разбейте материал именно на 34 параграфа (или модуля), а не на 56. И так с каждым учебником. Тогда учебно-методическое планирование не понадобиться. Учитель не будет думать, как поделить 56 тем на 34 урока, а займется собственно наполнением этих уроков.
На дистанте школа, как место пребывания становиться не нужна. Пришел в школу к 8.30, просидел до 14.30. И что? Все равно дома по-новому читаешь учебник, делаешь задания и т.д. Просто в школе ребенок отдохнул. Ну, может быть, если есть физкультура - побегал, или попел на музыке. А насчет вреда, который якобы наносит ребенку компьютер - так он в разы времени дольше в различных игрушках проводит.
Опыт: Дистанционная система образования показала в данной ситуации, как единственная приемлема система, которая успешно работает. Наряду с другими видами, она заслужила свое признание и место быть. С 1990-х в нашей стране она было значительно недооцененной и тормозилась различными институтами системы традиционного образования. Сейчас многие проймут, что такое образование действительно эффективно, и тоже дает прекрасный результат. Как на экстернате, не нужно ходить в школу, возможно изучение материала онлайн. Экономия времени приводит к возможности более углубленной подготовке по избранным дисциплинам или занятием любимым делом.