Высшее дистанционное образование. Что было, что будет…

May 23, 2020 12:18


   Свершилось! О нем заговорили. И не как о чем-то непонятном, что не заслуживает внимания. Не как о бедном проблемном родственнике, а как о равноправном участнике рынка образовательных услуг - О дистанционном образовании.
    Мнений много. Больше всех выступают те, кто только слышал на сегодня эти «хайповые» слова - дистанционное, дистант - и пытается на пустом месте «раскрыть свой хайп». Появились статьи, авторы которых на полном серьезе рассуждают, кому можно учиться на дистанте, а кому категорически нельзя. Радует одно - про дистанционное обучение, которое замалчивалось годами, теперь говорят.
    Что произошло в школах? В период коронавируса школы перешли не на дистанционное обучение, а


на СЕМЕЙНОЕ (домашнее) с использованием элементов ДО (дистанционного обучения). Именно элементов, а не технологии, подразумевающую системность, которая напрочь отсутствовала. А семейное образование - это немного другое. Это как раз - полная ответственность родителей за своего ребенка, контроль, помощь в организации обучения. И родители взвыли! В школу отдавали, как на «передержку». Чем-то там занимается, ну и ладно, главное, чтобы дома не мешал. Лично для нас это было прекрасно. Т.к. у меня ребенок до 7 класса обучался дома.  Мы быстро вошли в нужный ритм, вспомнили, как жили и учились раньше. В этот раз было проще. Не мне приходилось штудировать методички и учебники, искать информацию, составлять материал - это все делали учителя, которые присылали каждый день домашние задания, ссылки на тесты и т.д. Ни о какой единой онлайн-платформе речи не шло.

В традиционных ВУЗах и колледжах произошло примерно то же самое. Преподаватели присылали задания на электронку, выкладывали в соцсетях и т. д. Да, преподавателей это напрягало. Обычно как происходило обучение - пришел, рассказал, ушел. А тут приходилось лекции набирать ручками, задания давать письменно, а потом и проверять еще.
    Лишь только дистанционные ВУЗы не почувствовали «ветер перемен». Их студенты, как учились, так и продолжали учиться в штатном режиме. Шли ГОСы, защиты дипломов, только вместо неудобного Skype стали использовать ZOOM. Но про это почему-то умалчивалось. И большинство «специалистов» пыталось выдать отправку заданий по электронной почте за что-то экстраординарное, за разработанную инновационнуюсистему дистанционного обучения. А ведь это все уже было.
    Система дистанционного образования была создана в 1992 году, с учреждением крупнейшего в России дистанционного ВУЗа - Современной гуманитарной академии (института, университета), где в основе был положен принцип телеобучения, разработанный профессором М.П.Карпенко. Этот вуз стал поистине глобальным дистанционным ВУЗом в мире. Он был негосударственный, деньги поступали только от обучения студентов.
    С 1992 по 2010 годпроисходил расцвет и развитие Академии. Было создано порядка 500 филиалов и огромное количество представительств. У СГА был свой выделенный канал на спутнике (!), откуда информация поступала во все филиалы, которые создавались по единой системе. Были, так называемые, ПУМы (пусковые учебные модули). Оснащение полностью присылалось из Москвы (компьютеры, оргтехника, горы рекламных материалов). Огромное количество специалистов работало над цифровым контентом -  создавались видеолекции, юниты (рабочие учебники), тесты, обучающие компьютерные программы и др., которое поставлялось в КАЖДЫЙ филиал или представительство Каждый филиал имел несколько двухметровых тарелок спутниковой связи, свою типографию, лаборатории, компьютерные классы, устройства для тестирования и т. д. Позднее, это все ушло в онлайн. Была даже собственная эргономичная мебель, разработанная специально для студентов. Все стратегические документы разрабатывались в Москве и рассылались по всем отделениям. К примеру, «Маркетинговая стратегия рекламной компании СГА» от 2009 годане потеряла актуальности и до сих пор. Поэтому и выпускников было по 100 000 человек в год.
    А с 2010 года что-то пошло не так. Во-первых, провал по рождаемости, который сказался на количестве абитуриентов. Во-вторых, начались внутренние неурядицы. Но это все было решаемо. А в-третьих, самое главное - где-то наверху сильно испугались этой новой дистанционной системы. Т.е. когда она набирала силу - все ждали, как она будет развиваться. А когда уже выпускников по всей стране стало 500 000, сильно забеспокоились. Дистанционная система образования - это удар по традиционной системе, которая привыкла быть монополией на рынке образования. Ведь при дистанционной системе не нужны преподаватели в большом количестве, не нужны помещения, не нужны печатные учебники и методички. Нужно совсем другое. А это-то куда девать??? Годами наработанныесвязи и понятные деньги?     
    И в 2014 году случился «закат» Академии. Сначала забрали аккредитацию, потом лицензию и все. Современная гуманитарная академия переслала существовать. Студентов передали в менее амбициозные дистанционные ВУЗы, которые к тому времени уже появились. У них тоже появились свои онлайн-платформы, своя система, но…  Такой продуманной технологии, системы в полном смысле этого слова, как была в СГА до сих пор никто из ВУЗов не реализует.
    В Современной гуманитарной академии в основе всегда было образование, система постоянно  совершенствовалась для повышения качества. В филиалах были методисты - менеджеры образовательного процесса, которые организовывали процесс обучения, набор студентов, принимали участие в различных мероприятиях и т.д. В сегодняшних дистанционных ВУЗах, которые пришли на смену СГА - сплошные отделы продаж с менеджерами по продажам и агентами по привлечению клиентов. Они не занимаются образованием, они только продают его. И это в корне неправильно.

Поэтому, делая вывод из вышесказанного, во-первых, дистанционная система уже доказала свою эффективность. Она будет развиваться и это неизбежно. Выпускники дистанционных ВУЗов не уступают знаниями выпускникам традиционных. Во-вторых, хотелось бы, что ее развитием на государственном уровне занимались специалисты с опытом работы в данной системе, а не обычные педагоги, у которых дистанционный опыт начинается и заканчивается в соцсетях. В-третьих, пора уже создать дистанционный государственный ВУЗ, который готовит специалистов по юриспруденции, экономике, психологии, и т.д. - по всем тем направлениях, которые есть в любом дистанционном ВУЗе. И масштабировать его на всю страну.В дальнейшем, при нем создать подобный дистанционный государственный колледж и школу. Хорошее образование должно быть доступным всем.

дистант, обучение, ВУЗ, дистанционное образование

Previous post Next post
Up