Вслед за лошадьми в лагерь прискакали два обезумевших офицера. «Это было поистине живописное и странное зрелище вокруг костра в лагере 10-го гусарского полка. Два молодых офицера, чьи сильные «уалеры» (австралийские скакуны) сумели вынести их из реки; мы все, стоящие вокруг. Один из них без шлема, оба были мокрыми до нитки. Сильный свет от мятущегося пламени костра освещал их искаженные черты, и ужас, выражавшийся на лицах слушателей. С выразительными мимикой и жестами они рассказывали генералу Гофу и офицерам историю страшной катастрофы, приключившейся с эскадроном, и своем чудесном спасении».
Самый знаменитый рисунок, посвященный "катастрофе 10го гусарского".
Отрядом, состоявшим из 2 эскадронов, командовал майор 10го гусарского полка Э.А.Вуд. Непосредственно гусарским эскадроном- капитан Споттисвуд.
Они должны были пойти вброд через реку Кабул, так как мост, построенной англичанами рядом, был разобран за пару дней до трагедии. Его бы неминуемо снесло половодьем от таяния горных снегов, а древесина в тех краях дорогая и редкая…
Строительство моста через р.Кабул, Джелалабад, 1879г.
Обычно броды отмечаются вешками, но здесь они не были выставлены по просьбе местных жителей. Жители долины, считавшиеся дружественными к англичанам, объяснили, что неразмеченный брод затруднит нападения враждебных горных племен.
Несмотря на это, брод в целом считался безопасным, и состоял из двух частей- примерно 9 метров до маленького песчано-каменистого острова, глубиной около 80 см. Следующая часть переправы после острова была гораздо шире и длиннее, и шла не по прямой, а изгибаясь, примерно в метр глубиной, и с достаточно большой скоростью течения около 14,5 км\ч.
Река Кабул.Вроде как то самое место...Фотография 1879г.
Тот самый брод на реке Кабул. Гравюра 1879г.
Впереди шел эскадрон 11го полка бенгальских улан (кстати, тоже с шефством принца Уэльского). Бенгальские уланы с детства в седле, привыкли к коварным рекам Пенджаба и имели проводника-афганца.
11й бенгальский уланский полк форсирует реку Кунар. Так же они шли и в ту ночь...
Бенгальские уланы шли впереди туманной ночью, тускло освещенной лунным светом, и плотно сомкнутым гусарам было приказано держаться позади вьючных мулов, шедших между эскадронами.
Вьючные мулы пони 8го бенгальского кавалерийского полка.
Из-за сильного течения с каждым человеком в колонне нарастала тенденция отклоняться немного ниже по течению, чем передний в строю. Сносимый бурным потоком, хвост длинной колонны постепенно отклонялся. Уже замыкающие уланы были в опасной близости к краю брода. К тому времени, когда вьючные мулы, шедшие за уланами, вступили в воду, они уже сбились с истинного безопасного пути. Позже говорили, что кто-то успел обратить внимание, что мулы идут правее, чем нужно, но не придал этому значения, зная что брод не прямой и должен поворачивать… Но из-за темноты не было видно, что мулы уже не шли по дну, а плыли. Гусары слепо последовали за ними на глубокое место - и катастрофа случилась. Фактически, эскадрон "промахнулся" мимо брода и организованной колонной ушел в бурную реку. Задние, не видя, что происходит впереди, внезапно оказывались на глубокой воде и быстро и бесшумно уносились мощным течением вниз. Лошади запаниковали, неожиданно переставая чувствовать твердую почву под копытами, стали брыкаться. Людям не повезло больше - каждый гусар был в венгерке под кителем хаки для тепла, имел 30 патронов, и запас еды на сутки, в тяжелой обуви для верховой езды, в снаряжении, с саблями и карабинами, перекинутыми через плечо.
Гусары 10го полка в Афганистане.
Брыкающиеися животные сбрасывали тяжело нагруженных людей в реку 4-5 метров глубиной. Вода была обжигающе холодна от тающего снега, так что перехватывало дыхание. Если кто и сумел удержаться на плаву- быстро замерзал. Обессиленных солдат уносило бурным течением, било о камни и скалы, многие получали удары копытами обезумевших лошадей и теряли сознание. Между жизнью и смертью лежала тонкая ниточка случайности- закономерностей почти не было. Даже у хороших пловцов было мало шансов -пожалуй, только те, у кого были сильные лошади и место не в центре строя, имели чуть больше возможностей выжить. «Среди всей этой сцены смерти и катастрофы не было криков ни от одного погибавшего солдата, каждый сражался с жестокой водой как с врагом».
Сперва смысл и масштаб катастрофы был не до конца ясен. Те, кто сумел пересечь реку, не понимали что произошло и думали, что остальные просто задержались на другом берегу или разбросаны вдоль берега. Послали назад проводника. Трубач заиграл «Сбор», но никто не откликался…
Тогда лейтенанты Чарльз Гринвуд и Гренфел с рядовым Кроули бросились назад в ледяную реку помогать товарищам. Офицеры смогли вытащить рядового Годдарда, а Кроули спас лейтенанта достопочтенного (титул, он был третьим сыном барона Нейпира Магдальского) Джеймса Пирса Нейпира. Лошадь сбросила его, тяжелая амуниция тащила на дно, но он был спасен. За это Нейпир позднее подарил солдату золотые часы с цепочкой. 5 человек смогли успеть скинуть ремни и оружие и выбрались на противоположный берег. 2 смогли выплыть на обратную сторону. Из 75 человек были унесены потоком 1 офицер, суб-лейтенант Френсис Харви Харфорд, и 46 нижних чинов. Они утонули или были забиты насмерть лошадьми, разбились об камни и т.п. Лошадей утонуло 13 штук; многие, сбросив седоков, выплыли и сами вернулись в лагерь, где была поднята тревога.
Солдаты и врачи бросились к броду, чтобы увидеть, что можно сделать - уже не очень много к этому времени, несмотря на зажжённый огромный костер на центральном острове, чтобы улучшить видимость. На следующее утро были организованы более тщательные поиски, в том числе с использованием слонов майора Вильсона, чтобы перенести тела солдат.
Многие из погибших кавалеристов были тяжело ранены лошадями и камнями, и, таким образом, не имели шансов выплыть.
Река Кабул и местная лодка. 1879г.
Одного из них нашли довольно далеко вниз по течению: ему удалось забраться в пришвартованную лодку местного жителя, но, измотанный и замерзший, он прожил не на много дольше утонувших сразу. Один офицер и трое гусар были найдены живыми на песчаной отмели реки. Всего было найдено девятнадцать тел из сорока семи погибших, также утонуло тринадцать лошадей.
© 2017 major_colville
Использование любых текстовых материалов данного блога допускается при условии обязательного размещения гиперссылки
http://major-colville.livejournal.com