Для меня МАКС это не только показ боевой мощи страны и её промышленного потенциала, но и демонстрация новых образцов гражданских самолётов. То на чём в будущем предстоит летать как пассажиру или можно полетать уже сейчас, так как это, пожалуй, одна из тех граней МАКСа, к которой может иметь отношение любой человек, хоть когда-либо летавший авиапассажиром.
В этом году особого разнообразия гражданской техники не было, хотя было на что посмотреть. Исходя из количества представленных ближнемагистральных самолётов можно сделать вывод, что в России начали развиваться региональные перевозки, в том числе и благодаря господдержке.
Tecnam MMA - многоцелевой лёгкий самолёт итальянского производства, может использоваться как санитарный, пассажирский и почтовый на авиалиниях небольшой протяжённости с маленьким пассажиропотоком. Самолёт был представлен на стенде компании Челавиа, одним из направлений которой является подготовка пилотов.
Технические характеристики:
Длина - 8,7 м
Размах крыла - 11,4 м
Высота - 2,85 м
Масса пустого самолёта - 841,5 кг
Максимальный взлётный вес - 1230 кг
Максимальная скорость - 270 км/ч
Практический потолок - 4600 м
Дальность полёта - 1150 км
Экипаж - 1-2 человека
Пассажировместимость - до 3 человек
Грузоподъёмность - 300 кг
На самолёт устанавливаются 2 четырёхцилиндровых оппозитных бензиновых двигателя Rotax 912S3 мощностью по 100 л.с.
Авиакомпания Татарстан хвалилась новой Cessna-208B Grand Caravan EX RA-67174. Cessna-208 - лёгкий региональный турбовинтовой самолёт, производится в США с 1988 года, выпущено более 1500 самолётов. Модификация 208B Grand Caravan имеет удлинённый фюзеляж для большей пассажировместимости и более мощный двигатель, выпуск был начат в 1990 году. В 2013 году появилась модификация EX с новым двигателем и авионикой. Самолёт широко эксплуатируется по всему миру, основным эксплуатантом типа является транспортная компания FedEx (США). В России Cessna-208B эксплуатируется в авиакомпаниях ПАНХ, АэроГео, АкБарсАэро и Томскавиа.
Технические характеристики:
Длина - 12,67 м
Размах крыла - 15,88 м
Высота - 4,52 м
Масса пустого самолёта - 2050 кг
Максимальный взлётный вес - 3969 кг
Максимальная скорость - 352 км/ч
Практический потолок - 4200 м
Дальность полёта - 1800 км
Экипаж - 1-2 человека
Пассажировместимость - до 13 человек
Грузоподъёмность - 1315 кг
На самолёт устанавливается турбовинтовой двигатель канадского производства Pratt & Whitney PT6A-140 мощностью 867 л.с.
Украинское ГП "Антонов" совместно с компанией "Мотор-Сич" представили на МАКС-2013 ремоторизованный вариант Ан-2 - модификацию Ан-2-100. Этот вариант ремоторизации является более дешёвым, чем переделка в Ан-3, так как практически не предполагает какого-либо изменения конструкции Ан-2 за исключением моторного отсека и двигателя.
Первый полёт опытный Ан-2-100 совершил в июле 2013 года, в настоящее время самолёт проходит сертификационные испытания. Самолёт назван "Генрих Онгирский" в честь заместителя генерального конструктора КБ Антонова.
Технические характеристики:
Длина - 12,4 м
Размах крыла - 18,17 м (верхнее), 14,23 м (нижнее)
Высота - 5,35 м
Максимальный взлётный вес - 5690 кг
Максимальная скорость - 260 км/ч
Дальность полёта - 525 км
Экипаж - 2 человека
Пассажировместимость - до 12 человек
Грузоподъёмность - 1500 кг
На самолёт устанавливается турбовинтовой двигатель производства запорожского КБ "Мотор-Сич" МС-14 мощностью 1500 л.с. с воздушным винтом АВ-17.
Видео демонстрационного полёта Ан-2-100 на МАКС-2013:
Click to view
Вариант ремоторизации Ан-2 из Сибири - ТВС-2МС, разработанный и произведённый на базе СибНИИА имени Чаплычина. На авиасалоне было представлено 3 таких самолёта в различных вариантах компоновки салона. Работы по этому проекту были начаты СибНИИА в 2010 году, а уже в 2011 в небо поднялся первый ремоторизованный Ан-2.
Вместо поршневого АШ-62ИР на самолёт устанавливается турбовинтовой двигатель Honeywell TPE-331-12 американского производства. Этот двигатель имеет модульную конструкцию, что улучшает его эксплуатационные качества и может использовать в качестве топлива не только авиационный керосин, но и автомобильный бензин.
Компоновка двигательного отсека довольно плотная, здесь расположен не только двигатель, но и автономный дизельный отопитель для обогрева салона на стоянке, а также дизель-генератор для подзарядки аккумуляторов. Всё это даёт возможность эксплуатации самолёта с необорудованых аэродромов. Кроме того для снижения стоимости ремоторизации изменению подвергается только моторный отсек Ан-2.
В 2012 году на ТВС-2МС был применён новый пятилопастный воздушный винт фирмы Hartzell, позволивший улучшить характеристики самолёта. Также в СибНИИА была налажена сборка двигателей Honeywell из комплектующих и начаты работы по организации собственного лицензированного производства авиадвигателей.
В 2013 году совместно с ГП Антонов (Украина) были начаты сертификационные испытания самолёта и разработка пакета документации по ремоторизации для авиазаводов. В СибНИИА расчитывают на большое количество заказов по ремоторизации Ан-2 в силу роста региональных перевозок и востребованности таких самолётов в РОСТО-ДОСААФ и авиации общего назначения.
Технические характеристики:
Длина - 12,4 м
Размах крыла - 18,17 м (верхнее), 14,23 м (нижнее)
Высота - 5,35 м
Масса пустого самолёта - 2890 кг
Максимальный взлётный вес - 5500 кг
Максимальная скорость - 250 км/ч
Практический потолок - 6000 м
Дальность полёта - 1400 км
Экипаж - 2 человека
Пассажировместимость - до 10 человек
Грузоподъёмность - 1500 кг
На самолёт устанавливается турбовинтовой двигатель американского производства Honeywell TPE-331-12 мощностью 1100 л.с. с реверсивным воздушным винтом Hartzell.
Видео демонстрационного полёта ТВС-2МС:
Click to view
Один из довольно интересных региональных самолётов, широко распространённый в мире, но малоизвестный в Росии, - De Havilland Canada (Viking Air) DHC-6-400 Twin Otter. Это самолёт укороченного взлёта и посадки, с лётно-техническими характеристиками, позволяющими его эксплуатацию с неподготовленных площадок и грунтовых аэродромов. Первый полёт DHC-6 совершил в 1965 году. До 1968 года производилась первая серия самолётов под наименованием DHC-6-100, всего было построено 115 самолётов. В 1968 году налось производство версии DHC-6-200 с увеличенными носовым и кормовым багажными отделениями, а с 1969 года в производство пошла версия DHC-6-300 с увеличенным запасом топлива и новыми двигателями. Производство самолётов было закончено в 1988 году, всего было выпущено более 800 машин всех серий. Конструкция DHC-6 была настолько удачной, что в связи с возникшей потребностью в новых самолётах в 2007 году канадская компания Viking Air возобновила производсво под обозначением DHC-6-400, с установкой новых двигателей и использованием при постройке композитов для снижения веса планера и увеличения грузоподъёмности.
Технические характеристики:
Длина - 15,77 м
Размах крыла - 19,81 м
Высота - 5,9 м
Масса пустого самолёта - 3365 кг
Максимальный взлётный вес - 5670 кг
Максимальная скорость - 340 км/ч
Практический потолок - 8140 м
Дальность полёта - 1700 км
Экипаж - 1-2 человека
Пассажировместимость - до 20 человек
На самолёт устанавливаются 2 турбовинтовых двигателя канадского производства Pratt & Whitney Canada PT6A-34 мощностью по 750 л.с.
Видео демонстрационного полёта DHC-6-400 на МАКСе:
Click to view
И ещё один самолёт с давней историей, но востребованный до сих пор - Hawker Beechcraft 350i King Air. Первый самолёт семейства King Air впервые поднялся в небо в 1972 году, с тех пор было выпущено более 3500 самолётов этого семейства, многие из которых попали в частные руки. Также этот тип активно применяется в ВВС многих стран в качестве транспортного и патрульного самолёта. В региональных перевозках King Air эксплуатирует большое количество авиакомпаний по всему миру, начата эксплуатация этого самолёта и рядом российских компаний. Представленная на фото модификация 350i выпускается с 2009 года и имеет улучшенную отделку интерьера и современный комплекс авионики.
Технические характеристики:
Длина - 14,22 м
Размах крыла - 17,65 м
Высота - 4,37 м
Масса пустого самолёта - 5670 кг
Максимальный взлётный вес - 6804 кг
Максимальная скорость - 580 км/ч
Практический потолок - 10650 м
Дальность полёта - 2970 км
Экипаж - 1-2 человека
Пассажировместимость - до 11 человек
Грузоподъёмность - 1134 кг
На самолёт устанавливаются 2 турбовинтовых двигателя канадского производства Pratt & Whitney Canada PT6A-60A мощностью по 2100 л.с. с воздушными винтами Hartzell.
Новенький Let L-410UVP-E20 RA-67023 авиакомпании КомиАвиаТранс, только в мае 2013 года начавший перевозить пассажиров. Самолёт хорошо зарекомендовавший себя ещё в СССР, но затем на некоторое время забытый. Первый полёт самолёта Let L-410 состоялся в 1969 году, а его регулярная эксплуатация началась в 1971. Выпуск самолёта был налажен на заводе Let Kunovice в Чехословакии. В 1973 году появилась модернизированная версия L-410M с новыми двигателями, которая активно поставлялась в СССР. С 1979 года пошла в производство модификация L-410UVP с удлинённым фюзеляжем, увеличенным размером крыла и хвостового оперения и новым, более мощным двигателем, что позволило сократь дистанции взлёта и посадки. В СССР самолёт широко использовался как ближнемагистральный пассажирский, а также как учебный в военных и гражданских лётных училищах. После распада СССР и СЭВ производство L-410 практически сошло на нет. В 2008 году 51% акций Let Kunovice был куплен российским ОАО "Уральская Горно-Металлургическая Компания (УГМК)", что позволило возродить выпуск L-410 в версии L-410UVP-E20 с новым комплексом авионики и автопилотом. На сегодняшний день выпущено более 1100 самолётов L-410 всех модификаций.
Технические характеристики:
Длина - 14,49 м
Размах крыла - 19,48 м
Высота - 5,83 м
Масса пустого самолёта - 4050 кг
Максимальный взлётный вес - 6600 кг
Максимальная скорость - 390 км/ч
Практический потолок - 7000 м
Дальность полёта - 1500 км
Экипаж - 2 человека
Пассажировместимость - до 19 человек
Грузоподъёмность - 1800 кг
На самолёт устанавливаются 2 турбовинтовых двигателя чешского производства Walter M601E мощностью по 750 л.с. с воздушными винтами Avia V-510.
Компания Bombardier представила турбовинтовой региональный самолёт DHC-8-400 Q400. Это новая модификация широко известного семейства самолётов DHC-8 "тихой" серии Q. Первый полёт самолёта серии Q400 состоялся в 2000 году, на сегодня в эксплуатации находятся более 470 самолётов этого типа. Основным новшеством Q-серии является система активного шумоподавления, уменьшающая шумы и вибрации в салоне до уровня реактивных лайнеров.
Технические характеристики:
Длина - 32,81 м
Размах крыла - 28,4 м
Высота - 8,3 м
Масса пустого самолёта - 17185 кг
Максимальный взлётный вес - 29257 кг
Максимальная скорость - 670 км/ч
Практический потолок - 8230 м
Дальность полёта - 2500 км
Экипаж - 2 человека
Пассажировместимость - 68-78 человек
Грузоподъёмность - 8670 кг
На самолёт устанавливаются 2 турбовинтовых двигателя канадского производства Pratt & Whitney Canada PW150A мощностью по 5000 л.с.
Представитель активно используемого в России семейства реактивных "регионалов" - Bombardier CRJ-100ER VQ-BNB авиакомпании RusLine на статической стоянке. Первый самолёт этого типа поднялся в воздух в 1991 году. Всего на заводе в Канаде было выпущено более 200 самолётов CRJ-100, в России авиакомпанией RusLine эксплуатируется 11 таких самолётов. Самым же массовым самолётом этого семейства является CRJ-200, выпуск которых составил более 700 машин, эксплуатируемых авиакомпаниями по всему миру.
Технические характеристики:
Длина - 26,77 м
Размах крыла - 21,22 м
Высота - 6,22 м
Масса пустого самолёта - 13700 кг
Максимальный взлётный вес - 24000 кг
Максимальная скорость - 860 км/ч
Практический потолок - 12500 м
Дальность полёта - 2000 км
Экипаж - 2 человека
Пассажировместимость - 50 человек
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбовентиляторных двигателя американского производства General Electric CF34-3A1 тягой по 4180 кгс.
ГП Антонов представило на МАКС-2013 нового представителя семейства региональных самолётов Ан-158 UR-EXC в окраске авиакомпании Cubana. Первый полёт модификации Ан-148-200, получившей в дальнейшем имя Ан-158, состоялся в 2010 году, а в 2011 году самолёт был сертифицирован и началось его серийное производство. Основным отличием этой модификации от Ан-148 является удлинённый фюзеляж и применение новых законцовок крыла. Первым заказчиком нового самолёта стала кубинская государственная авиакомпания Cubana de Aviacion.
Технические характеристики:
Длина - 34,36 м
Размах крыла - 28,91 м
Высота - 8,6 м
Максимальный взлётный вес - 43700 кг
Максимальная скорость - 870 км/ч
Практический потолок - 12500 м
Дальность полёта - 4300 км
Экипаж - 2 человека
Пассажировместимость - до 99 человек
Грузоподъёмность - 9800 кг
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбовентиляторных двигателя производства ЗМКБ "Прогресс" Д-436-148 тягой по 6830 кгс.
SSJ-100 на МАКС-2013 был представлен аж четырьмя машинами, одна из которых летала, а остальные демонстрировались на земле. Первый "Суперджет" поднялся в воздух в 2008 году и сразу же начался процесс его испытаний и сертификации, окончившийся в 2011 году выдачей Сертификата МАК. С 2011 года началась коммерческая эксплуатация этого самолёта и его активное серийное производство на заводе в Комсомольске-на-Амуре. На сегодня выпущено более 40 SSJ-100.
На фото Сухой SSJ-100-95B Superjet 100 PK-ECN в базовой комплектации для индонезийской компании Sky Aviation.
Основными эксплуатантами SSJ-100 в России являются авиакомпании Аэрофлот, Якутия и Газпромавиа, также самолёт нашёл рынок сбыта и за рубежом, его эксплуатируют авиакомпании Interjet (Мексика) и PT Sky Aviation (Индонезия). Самолёт с новой компоновкой салона для VIP-перевозок (97009 на фото) был поставлен компании Рособоронэкспорт.
В феврале 2013 года поднялся в небо SSJ-100LR, версия с увеличенной дальностью полёта. Самолёт этой модификации RA-89018, переданный авиакомпании ГазпромАвиа также был представлен в статической экспозиции авиасалона.
Технические характеристики:
Длина - 29,94 м
Размах крыла - 27,8 м
Высота - 10,28 м
Масса пустого самолёта - 24250 кг
Максимальный взлётный вес - 45880 кг (49450 кг для LR)
Максимальная скорость - 860 км/ч
Практический потолок - 12200 м
Дальность полёта - 3048 км (4578 км для LR)
Экипаж - 2 человека
Пассажировместимость - до 108 человек
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбовентиляторных двигателя совместного российско-французского производства PowerJet SaM146-1S17 тягой по 7830 кгс (PowerJet SaM146-1S18 тягой по 8055 кгс для модификации LR).
Видео демонстрационного полёта SSJ-100 на МАКС-2013:
Click to view
КБ Туполева представило новую модификацию Ту-204 - Ту-204СМ, которая является глубокой модернизацией базовой модели семейства основанной на опыте эксплуатации самолётов Ту-204 в авиакомпаниях. Новая модификация имеет модернизированные двигатели с увеличенным ресурсом, обновлённое шасси, улучшенный интерьер пассажирского салона с установкой развлекательных систем, новый современный комплекс авионики, соответсвующий ряду мировых стандартов. Испытания Ту-204СМ были начаты в 2010 году, а в 2013 самолёт получил Сертификат МАК, планируется начать серийное производство этих машин на КАПО имени Горбунова.
Технические характеристики:
Длина - 46,14 м
Размах крыла - 41,8 м
Высота - 13,88 м
Масса пустого самолёта - 60500 кг
Максимальный взлётный вес - 108000 кг
Максимальная скорость - 850 км/ч
Практический потолок - 12200 м
Дальность полёта - 4200 км
Экипаж - 2 человека
Пассажировместимость - до 215 человек
На самолёт устанавливаются два двухконтурных турбовентиляторных двигателя производства Пермского моторного завода ПС-90А2 тягой по 16000 кгс.
Видео демонстрационного полёта Ту-204СМ:
Click to view
Ну и как же без гигантов) Вновь на МАКСе Airbus A380-861 F-WWDD в заводской ливрее Airbus Industrie - четвёртый построенный самолёт гигант. Разработка A380 была начата в 1990-х годах, а первый самолёт был представлен только в 2005, тогда же и состоялся первый полёт этого гиганта.
В 2006 году A380 совершил первый межконтинентальный перелёт и прошёл эвакуационную сертификацию, в ходе которой 853 пассажира и 20 членов экипажа покинули самолёт всего за 78 секунд при норме в 90 используя только полдовину эвакуационных выходов. В середине 2000-х были выполнены все необходимые сертификационные испытания , что окончилось получением сертификата лётной годности в 2007 году и началом серийного производства самолёта.
Первым коммерческим эксплуатантом A380 стала сингапурская авиакомпания Singapore Airlines, затем самолёты получили австралийская Qantas и Emirates из ОАЭ. В России первым аэропортом, принявшим A380 стал московский Домодедово в 2009 году.
На сегодняшний день выпущено более 100 самолётов Airbus A380, которые находятся в эксплуатации 13 авиакомпаний по всему миру. Кроме этого у производителя заказано ещё более 40 A380, в том числе 4 самолёта было заказано российской авиакомпанией Трансаэро.
Технические характеристики:
Длина - 73 м
Размах крыла - 79,75 м
Высота - 24,09 м
Масса пустого самолёта - 369 т
Максимальный взлётный вес - 575 т
Максимальная скорость - 950 км/ч
Практический потолок - 13100 м
Дальность полёта - 15200 км
Экипаж - 2 человека
Пассажировместимость - до 853 человек
На самолёт устанавливаются четыре двухконтурных турбовентиляторных двигателя Engine Alliance GP7270 тягой по 31600 кгс либо Rolls-Royce Trent 900 тягой по 32600 кгс.
Видео демонстрационного полёта:
Click to view
На сладкое остались пилотажные группы, которых тоже было не мало, но о них позже. Так что продолжение следует...