Для всех посетителей МАКСа большой интерес представляет полётная программа авиасалона. В небе можно увидеть не только новейшие образцы военнной и гражданской лётной техники, но и ретро авиацию, и , конечно-же, выступления пилотажных групп на различных самолётах и вертолётах. Хорошей традицией МАКСа стало участие в показах не только российских пилотажных групп, и не только военных самолётов. Подробнее об командах небесных акробатов в этом посте.
В 2013 году второй раз участником авиасалона МАКС стала пилотажная группа "Первый полёт" из Московской области.
"Первый полёт" - единственная в России пилотажная группа, выступающая на поршневых самолётах Як-52 и Як-54. Она была создана на базе одноимённого авиационно-спортивного клуба, базирующегося на аэродроме Большое Грызлово.
Среди членов АСК "Первый полёт" такие звёзды спортивной авиации как Светлана Капанина, Виктор Чмаль, Антон Беркутов.
На авиасалоне МАКС-2011 хедлайнером группы был Як-54, а в этом году во главе четвёрки пилотажных Як-52 новый лидер - двухмоторный Piper PA-23-250 Aztec E.
Состав группы: Роман Овчинников - лётчик-инструктор, президент Федерации авиационных видов спорта России; Антон Беркутов - мастер самолётного спорта международного класса, неоднократный чемпион России и мира по высшему пилотажу; Олег Шполянский - мастер самолётного спорта международного класса, неоднократный чемпион России и Европы по самолётному спорту; Дмитрий Самохвалов - ведущий пилотажной группы, генеральный директор Федерации авиационных видов спорта; Дарья Синичкина - лётчик пилотажной группы, прошла переучивание на гражданские лайнеры, сейчас второй пилот SSJ-100 авиакомпании "Московия".
Самолёты красиво выстроились на старте и проверили дымы...
А затем все дружно пятёркой поднялись в небо:
Click to view
К моему большому сожалению, не получилось снять весь пилотаж, но было очень красиво.
На новых вертолётах Ми-28Н "Ночной охотник" выступала в этом году пилотажная группа 344-го центра боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации ВВС России "Беркуты" из Торжка.
Группа была основана в 1989 году и эксплуатировала ударно-десантные вертолёты Ми-24, её организатором был Герой России, заслуженный военный лётчик, генерал-майор Борис Воробьёв.
"Беркуты" - единственная вертолётная пилотажная группа в России. В её исполнении можно увидеть фигуры пилотажа высшей и средней степени сложности, выполняемые как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на малых высотах.
В составе группы 6 вертолётов Ми-28Н "Ночной охотник", но на МАКС-2013 группа выступала в составе четвёрки вертолётов.
Состав группы: полковник ВВС Андрей Попов - командир группы и 344-го Центра БП и ПЛС, полковник ВВС Игорь Бутенко, подполковник ВВС Александр Воронов, подполковник ВВС Дмитрий Миняйло.
Видео выступления пилотажной группы "Беркуты":
Click to view
Старейшая из пилотажных групп России - АГВП "Русь" из Вязьмы показала отличный пилотаж в составе шестёрки реактивных учебно-боевых самолётов Aero L-39 Albatros чехословацкого производства.
"Русь" была сформирована в 1987 году на базе Вяземского учебного авиационного центра ДОСААФ, её первоначальный состав включал 10 самолётов, из которых 9 выполняли групповой пилотаж и один выступал с сольной программой. Основанием для создания группы послужила 70-я годовщина Октябрьской Революции, группа была создана для участия в авиационном параде в Тушино, посвящённом этому событию.
Для участия в параде собрали девять лучших лётчиков со всей страны, имевших большой опыт полётов и инструкторской работы. В июне 1987 года "Русь" впервые поднялась в воздух в полном составе, а уже в августе приняла участие в параде, где имела ошеломительный успех.
За время своего существования "Русь" постоянно принимает участие в авиасалоне МАКС, выступала на различных мероприятиях и авиационных шоу - в Белоруссии, Чехии, Латвии, Украине, Эстонии, Дании.
Состав группы: Анатолий Марунько - ведущий; Николай Жеребцов, Михаил Колле, Николай Алексеев, Юрий Лукинчук - ведомые; Станислав Дрёмов и Игорь Душечкин - сольный пилотаж. Все пилоты имеют квалификацию лётчика-инструктора первого класса и налёт на различных типах самолётов более 3,5 тысяч часов.
Авиационная группа высшего пилотажа «Русь» имеет собственную программу выступлений, содержащую различные элементы группового и одиночного пилотажа. Перегрузки, испытываемые лётчиками, составляют от −4 до +8. Минимальное расстояние между самолётами во время полёта составляет один метр.
Группа выпоняет такие элементы пилотажа как: "проход сквозь строй", "вентилятор", "зеркало", "фонтан", "тюльпан", "бочка", "колокол", "сердце". Постоянно совершенствуя и изменяя свою программу "Русь" некоторые элементы пилотажа выполняет эксклюзивно.
Видео выступления АГВП "Русь":
Click to view
Ещё одна пилотажная группа на Aero L-39 Albatros - Breitling из Франции. Группа была образована в 2003 году при поддержке швейцарской компании Breitling - производителя часов одноимённой марки. В составе группы семь самолётов, базовым аэродромом является французский Дижон.
Состав группы по самолётам: 1 - ведущий группы Жак "Спиди" Бозлен, 2 - Бернар "Шарбо" Шарбонель, 3 - Кристоф "Дуки" Декатэлэр, 4 - Франсуа "Понпон" Понсо, 5 - Жорж-Эрик "Жоржио" Кастань, 6 - Пако "Пако" Валэр, 7 - Патрик "Гастон" Маршан. Все лётчики группы имеют большой опыт пилотирования боевых самолётов.
Breitling выполняет сложный групповой пилотаж с использованием музыкального соспровождения и генараторов дыма, выступления этой группы проходили во многих странах мира, практически на всех континентах.
Видео выступления пилотажной группы Breitling:
Click to view
Эти самолёты просто невозможно не узнать - гордость России, авиационная группа высшего пилотажа "Стрижи" 237-го Центра показа авиационной техники ВВС России имени Ивана Кожедуба в Кубинке.
АГВП "Стрижи" была сформирована из лучших лётчиков авиабазы 234-го Гвардейского Проскуровского авиаполка в 1991 году. В состав группы входят шесть истребителей МиГ-29 и МиГ-29УБ.
На широкой публике "Стрижи" появились впервые в 1992 году, приняв частие в авиашоу на авиабазе Реймс во Франции. За время своего существования группа выступала во многих странах мира, демонстрируя красоту и мощь ВВС России. Кроме того, "Стрижи" активно принимают участие во многих авиационных и не только праздниках на территории России, где всегда радуют зрителей своим появлением, не оставляя от увиденного в небе никого равнодушным.
В состав группы входят: гвардии подполковник ВВС Сергей Осяйкин - ведущий, заместитель командира АГВП; гвардии майор ВВС Дмитрий Селиванов - крайний левый ведомый, командир звена АГВП, одиночный пилотаж; гвардии майор ВВС Денис Кузнецов - крайний правый ведомый, командир звена АГВП; гвардии майор ВВС Дмитрий Рыжеволов - правый ведомый, командир звена АГВП; гвардии майор ВВС Дмитрий Зубков - левый ведомый, лётчик-инспектор службы безопасности полётов ЦПАТ.
Группа имеет большой репертуар фигур высшего пилотажа, осуществляемого группой и парой самолётов, а также одиночные выступления. В комплекс выступлений входят такие пилотажные порядки как «пирамида», «молот», «звезда», «стрела», «крест» и «крыло». Не так давно у группы появился новый элемент программы, когда группа «Стрижей» выполняет петлю с выпущенным шасси и включёнными фарами. Динамичный групповой и индивидуальный высший пилотаж лётчиков группы получил высокую оценку во многих странах мира.
Учитывая моральное и техническое старение самолётов МиГ-29, на которых выступают "Стрижи", Министерством Обороны разрабатывается план по замене этих самолётов на новейшие истребители поколения 4++ МиГ-35, обладающие возможностью сверхманевренности.
Видео выступления АГВП "Стрижи":
Click to view
Впервые за пределами КНР на МАКС-2013 была представлена авиационная группа высшего пилотажа Китайских ВВС "1 августа".
Эскадрилья "1 августа" была сформирована в 1962 году и названа в честь дня основания Народно-освободительной Армии Китая. Группа входит в 24-й истребительный полк ВВС Китая и базируется на на аэродроме Янцунь недалеко от города Тяньцзинь.
Первоначально группа была укомплектована учебно-тренировочными истребителями Shenyang J-5, китайским аналогом МиГ-17, которые впоследствии были заменены на Chengdu J-7EB, аналог МиГ-21. В 2001 году самолёты группы были заменены на более новую модификацию Chengdu J-7GB, а в 2009 парк авиагруппы пополнился новейшими китайскими многоцелевыми истребителями Chengdu J-10А (одноместный) и J-10S (двухместтный). В составе группы 8 самолётов, но пилотаж обычно выполняют только 6 из них.
За время своего существования авиационная группа "1 августа" выполнила более 500 выступлений для делегаций различных стран и различных авиационных праздниках на территории Китая, и только в 2013 году, впервые, они выступают за рубежом - на МАКС-2013.
Видео выступления АГВП ВВС НОАК "1 августа":
Click to view
Ещё одна авиационная группа высшего пилотажа российских ВВС - "Соколы России", базирующаяся в Липецком центре боевого применения и переучивания лётного состава.
Авиагруппа была создана в 2006 году в целях демонстрации боевых возможностей выпускаемых в России военных самолётов. В основном составе группы тяжёлые истребители Су-27 и Су-27УБ, кроме того в показах участвовали Су-25, МиГ-29, Су-30, Су-34, Су-35. В настоящее время ведётся работа по перевооружению группы и замены Су-27 на более новый сверхманевреный многоцелевой самолёт Су-30СМ.
В состав группы входят: генерал-майор авиации Александр Харчевский - командир группы, заслуженный военный лётчик России, кандидат военных наук; полковник ВВС Александр Гостев - ведущий звена, лётчик-снайпер; подполковник ВВС Юрий Спрядышев - левый ведомый, заслуженный военный лётчик России; подполковник ВВС Андрей Сорокин - правый ведомый, военный лётчик первого класса; майор ВВС Дмитрий Заев - хвостовой ведомый, военный лётчик первого класса; подполковник ВВС Николай Мышкин - военный лётчик первого класса; полковник ВВС Александр Котов - лётчик-снайпер; полковник ВВС Сергей Прокофьев - заслуженный военный лётчик России, лётчик-снайпер; подполковник ВВС Олег Киляс - военный лётчик первого класса.
"Соколы России" участвовали в показах авиационной техники в небе Франции, Казахстана, Киргизии, Норвегии, Беларуси, выступали на множестве различных авиационных праздников по всей территории России, постоянно принимаю участие в авиасалоне МАКС. АГВП является единственной, кто показывает в небе тактические приёмы ближнего воздушного боя на малых высотах и в ограниченном пространстве. Кроме того "Соколы" демонстрируют комплекс фигур высшего пилотажа в групповом порядке "ромб" и одиночный пилотаж.
Видео выступления АГВП "Соколы России":
Click to view
Обладатель ряда мировых рекордов - авиационная группа высшего пилотажа "Русские витязи" 237-го Центра показа авиационной техники ВВС России имени Ивана Кожедуба в Кубинке.
АГВП была сформирована в 1991 году на базе 1-ой авиаэскадрильи 234-го Гвардейского Проскуровского авиаполка 16-й воздушной армии. В составе группы четыре тяжёлых истребителя Су-27П и пара учебно-боевых Су-27УБ окрашенных в цвета росиийского флага и флага ВВС России. Все самолёты являются обычными серийными образцами, без каких-либо доработок. "Русские витязи" - неизменные участники всех российских и многих зарубежных авиасалонов и авиационных праздников, где выполняют как групповой, так и одиночный пилотаж. За время существования группа участвовала в авиационных показах в Великобритании, Бельгии, Канаде, Франции, Голландии, Словакии, Норвегии, Люксембурге, США, Малайзии, Китае, ОАЭ, Белоруссии, Бахрейне и Киргизии.
В состав группы входят: полковник ВВС Андрей Алексеев - командир группы, замкомандира авиачасти, военный лётчик первого класса; подполковник ВВС Олег Ерофеев - военный лётчик первого класса; подполковник ВВС Александр Богдан - лётчик первого класса; подполковник ВВС Сергей Щеглов - лётчик первого класса; майор ВВС Денис Плаксин - лётчик первого класса. Все лётчики "Русских витязей" имеют большой налёт и опыт эксплуатации множества различных боевых самолётов.
Видео выступления АГВП "Русские витязи":
Click to view
Огромный интерес и удовольствие у посетителей авиасалона вызвал совместный групповой пилотаж "Стрижей" и "Русских витязей" в составе девяти самолётов в плотном ромбе, который так-же носит название "Кубинский бриллиант" с выполнением ряда фигур высшего пилотажа.
Впервые эта формация была представлена широкой публике в 2004 году в рамках Фестиваля пилотажных групп в Жуковском. Этот факт был занесён в книгу мировых авиационных рекордов и до сих пор никто не совершал ничего подобного. Начиная с МАКС-2005 "Кубинский бриллиант" красуется в небе каждого авиасалона если позволяют погодные условия.
На этом я завершаю цикл постов об авиасалоне МАКС-2013 в Жуковском. Надеюсь, Вам было интересно так же как и мне. До встречи на МАКС-2015!