Mar 22, 2013 02:24
"Именно поскольку использование языка так тесно, так неразрывно связано с другими неязыковыми видами деятельности, которые совершают люди, постольку возможно говорить об их неязыковом поведении как о выражающем дискурсивные идеи. Кроме примеров этого, которые были приведены выше в другой связи, необходимо лишь вспомнить, насколько сильно обучение какой-либо характерно человеческой деятельности обычно подразумевает также разговор: в связи, например, с обсуждением альтернативных способов совершения вещей, внедрением стандартов хорошей работы, объяснением причин, и тому подобное. Но не существует четкого разрыва между поведением, которое выражает дискурсивные идеи, и тем, которое их не выражает; поведение, которое их не выражает, в достаточной степени схоже с тем, которое выражает, чтобы можно было воспринимать их как аналогичные друг другу. Таким образом, даже когда было бы неестественно говорить, что данный вид социальных отношений выражает некие идеи дискурсивной природы, все-таки оно ближе к этой общей категории, чем к взаимодействию физических сил".
Питер Уинч _ Идея социальной науки с. 96 - продолжение на следующей странице:
"Коллингвуд предоставляет яркую иллюстрацию этого, обсуждая аналогию между языком и одеждой. Кроме того, рассмотрите следующую сцену из фильма «Шейн». Одинокий всадник приезжает к одинокому дому мелкого фермера, страдающего от притеснений преуспевающего класса крупных скотовладельцев. Хотя они почти не говорят, между ними пробегает искра симпатии. Странник молча присоединяется к фермеру, выкорчевывающему пень во дворе; отдыхая, они случайно встречаются глазами и нерешительно улыбаются друг другу. Любое эксплицитное описание того понимания, которое появилось между этими двумя и было выражено во взгляде, было бы очень сложным и неадекватным. Однако, мы понимаем это, также как мы можем понять значение содержательной паузы (подумайте о том, что делает эту паузу содержательной) или как мы способны понимать значение жеста, который дополняет утверждение. «Существует предание, что однажды Будда в завершение философской дискуссии ... взял в руку цветок и посмотрел на него; один из его учеников улыбнулся, и он сказал ему: "Ты понял меня"». Мне хотелось бы здесь настоять на том, что так же, как в разговоре суть замечания (или паузы) зависит от его внутреннего отношения к тому, что ему предшествовало, так же в сцене фильма обмен взглядами получает все свое значение из его внутреннего отношения к ситуации, в которой он происходит: одиночество, опасность, общая жизнь в трудных условиях, удовлетворение от физического усилия, и тому подобное".
Питер Уинч _ Идея социальной науки с. 97
аналитическая философия,
Коллингвуд,
философия,
социология,
методология,
язык,
Уинч