"так, ожирев сердцем, сам себя толком не замечая..."

Jun 23, 2011 11:04



 Исповедь это способ понимания. Представление череды своих поступков в свете совести позволяет связать их друг с другом и с самим тобой как не бессмысленные, не невольные, соприродные ответвления твоего внутреннего дерева. Какова эта природа, созданная твоими дурными навыками  и страстями (похоть, лесть, зависть, честолюбие), - это позволяет увидеть спектр исповеди. Навести его и сделать четким возможно с помощью опытного духовника. Просто наложение епитрахили ничего не меняет в осознании и изменении природы.
Только что закончила читать новый перевод «Исповеди» Августина из Гиппона: переводчик Леонид Харитонов, издательство «Паолине».
Вообще чтение, если я не ошиблась в счете, доставляет настоящее утешение в трех случаях: 1. Когда в книге говорится то, что ты и сам думал, но не написал. 2. Когда в книге говорится то, что ты думал, но не додумал, и потому написать не мог. 3. Самый лучший случай. Когда сама книга думает и пишет тебя самого, трансформируя ту самую природу, о которой было сказано выше.
«Исповедь» представляет для меня и первый, и второй, и третий случай. Ниже  приведены образцы наиболее существенных для меня цитат, которые так же могут дать представление о качестве перевода, с моей точки зрения, блестящего.

Резюмируя впечатлившие идеи:
1. Мы живем во сне. «Бремя века сего мягко давило на меня, как бывает во сне. Мои мысли, размышления о Тебе были похожи на усилия человека, который хочет проснуться, но, одолеваемый глубоким сном, снова в него погружается»

2. Мы живем во сне,  потому что смотрим на то, что освещает сцена чувственного мира. «Спиною поворачивался я к свету, а лицом - к освещенным предметам; из-за этого лицо мое, видевшее их освещенными, само не было освещено».

3. Это состояние не позволяет увидеть истину: телесное видит только телесное. «Да и где мог бы я разглядеть истину, если глаза мои не видели дальше тела, а душа - дальше призраков?"

4. Более того, видя только внешнее, человек обожествляет его, делает своим идолом: считает, что иначе не возможно, и понимание этой невозможности создает иллюзию мудрости.  «Не Ты, а обманчивый призрак и заблуждение мое были моим богом».

5. Тем не менее эта ситуация причиняет страдание, поскольку то и дело мы отдаем себе отчет в иллюзорности своего существования. Сердце «жестоко грызли страх смерти и то, что истина так и не найдена».

6. Обратившись к Богу (=проснувшись), человек получает возможность а) взглянуть на самого себя («мне стало видно, сколь я безобразен, сколь уродлив и убог, измаран и изъязвлен. И видел я, и ужасался, но куда бежать от себя») б) спасти все лучшее в себе («гниль оденется цветом») в)  вырваться из сетей смерти (= сна, иллюзии, привязанности к наслаждениям, идолопочитания).


 Любимые цитаты.

7.15 (47) Что воздам Господу за то, что моя память воскрешает такое, а душа не устрашается? Возлюблю Тебя, Господи, возблагодарю Тебя и исповедаю имя Твое, ибо Ты простил мне столько скверных и нечестивых моих дед. Милости Твоей и милосердию Твоему я обязан тем, что разрешились грехи мои, как лед.

Уходя от истины, я думал, что иду к ней: я ведь не знал, что зло есть не что иное, как умаление добра до полного его исчезновения. Да и где мог бы я разглядеть истину, если глаза мои не видели дальше тела, а душа - дальше призраков?" (3.7.12)

И вот пред Тобою, Господи, живая память души моей. (49)

Все равно буду исповедовать пред Тобою безобразия мои во славу Твою. (4.1.1.)

Душа была мертва, живя в наслаждениях - в наслаждениях, Господи, смертоносных. Ты же - живительное наслаждение чистого сердца (13.29.30)

Не Ты, а обманчивый призрак и заблуждение мое были моим богом. (4.8.12)

Никто Тебя не теряет, кроме тех, кто от Тебя отступает, а которые отступают, куда пойдут, куда убегут? Разве что от Тебя кроткого к Тебе гневному. Где не найдут они закон твой в каре, постигающей их? А закон Твой - истина, и Ты - истина. (4.10.14)

Утверди же в Нем обитель свою, вверь Ему все, что имеешь от Него, душа моя, устав, наконец, от обманов. Вверь Истине все, что есть у тебя от Истины, и не будешь знать утрат, и гниль твоя вновь оденется цветом, и все недуги твои исцелятся; все бренное твое преобразится, обновится и накрепко соединится с тобой; не опрокинет тебя в свою бездну, а пребудет неизменно с тобою у вечно пребывающего и неизменного Бога. (4.11.16)

Спиною поворачивался я к свету, а лицом - к освещенным предметам; из-за этого лицо мое, видевшее их освещенными, само не было освещено. (4.16.30)

Сила наша - тогда сила, когда она в Тебе; когда же она только в нас, она - бессилие. (4.16.31)

Ты не оставляешь созданий Своих, как они оставили Создателя своего. Пусть же сами обратятся, пусть ищут Тебя, и вот Ты уже там, в их сердцах, в сердце любого, кто исповедует Тебя, кто простирается у ног Твоих, кто с плачем припадает к Твоей груди после тернистых путей своих. (5.1.1)

Итак, я не стремился вникнуть в то, что он говорил,  а желал только послушать, как он говорил (об Амвросии) (5.14.24)

Я удерживал свое сердце от всякого согласия с ними, боясь угодить в бездну, и эта подвешенность была худшей из смертей. (6.4.6)

Так, ожирев сердцем, сам себя толком не замечая... (7.1.2)

Я искал, откуда худо, ища худо, и не видя худа в самих своих поисках (7.5.7)

Такие мысли поворачивал я и так и этак в бедном сердце, отягощенном неотступными заботами: его жестоко грызли страх смерти и то, что истина так и не найдена. (7.6.7)

Бремя века сего мягко давило на меня, как бывает во сне. Мои мысли, размышления о Тебе были похожи на усилия человека, который хочет проснуться, но, одолеваемый глубоким сном, снова в него погружается. (8.5.12)

И нечего мне было ответить на эти Твои слова: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит Тебя Христос» (Еф, 5, 14); повсюду Ты являл мне истинность Своих слов, но я, хоть и был убежден в их истинности, не знал, что отвечать; разве только что-нибудь вялое и дряблое, вроде: «сейчас», «вот сейчас», «подожди чуть-чуть». (8.5.12)

Ты же, Господи, пока он говорил, поворачивал меня назад к себе самому, извлекая меня из-за моей спины, куда я поместил себя, не желая в себя вглядываться. Ты поставил меня перед лицом моим, чтобы мне стало видно, сколь я безобразен, сколь уродлив и убог, измаран и изъязвлен. И видел я, и ужасался, но куда бежать от себя?» (8.7.16)

И однако, не делалось ничего: тело легче повиновалось малейшим желаниям души, по команде приводя члены в движение, чем душа самой себе, чтобы в одном желании исполнить свое велкое желание.... скоровеннейшие печали детей Адама. Откуда такая печаль? И в чем причина ее? Душа приказывает телу, и оно тотчас слушается; душа приказывает себе и встречает сопротивление. ... Следовательно, отчасти хотеть, отчасти не хотеть - это не нелепость, а, скорее болезнь души, которая не может встать в полный рост: истина ее поднимает, привычка отягощает» (8.9.20-21)

Они же, желая быть светом, но не в Господе, а в самих себе, считая, что душа имеет одну природу с Богом, стали еще более густой тьмой, ибо в страшной своей дерзости отошли дальше от Тебя, истинного Света, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. (8.9.21)

Бóльшую власть надо мной имело вросшее худое, чем непроросшее благое (8.11.25)

ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Рим. 13,13 Я не захотел читать дальше, да мне это было и не нужно. Потому что, едва я окончил этот отрывок, сердце мое залил некий свет убежденности, и вся тьма сомнений рассеялась. (8.12.29)

Желающие же иметь радость вне себя, с легкостью истаивают, растрачиваются на вещи зримые и временные, и в изголодавшемся воображении лижут их подобия. (9.4.10)

Какое бесчисленное множество вещей добавили люди к естественным приманкам для глаз посредством различных искусств и ремесел - одежду, обувь, сосуды, изделия всякого рода, картины и различные изображения! Все это выходит далеко за пределы потребностей, меры и благочестивого смысла. Следуя внешне за своими творениями, люди внутренне оставляют Своего Творца и разрушают то, что Он в них сотворил. (10.34.53)

Это мне ясно пред Тобою, и пусть проясняется всё больше и больше, прошу Тебя, а я да пребуду с трезвостью в этом откровении под крылами Твоими. (12.11.11)

Из бесформенной массы затем произошли иное небо, земля видимая и устроенная, вода, такая прекрасная... (12.13.15)

Кто такие день? Люди духовные... А кто такие ночь? Люди плотские. Пусть духовные говорят о духовном с духовными...; плотские еще не понимают такой мудрости... Потому, когда духовные говорят с духовными, это день передает дню речь; когда же плотские не умалчивают о своей вере во Христа распятого, которую могут понять малые, это ночь возвещает ночи знание» (толкование на псалмы 73, 19, с. 427)

жизнь есть сон, Августин

Previous post Next post
Up