Рыбка плывёт, ей скучно плыть,
Она хочет водички из речки попить.
Это было первое стихотворение, сочиненное младенцем Марией.
Точно не знаю, но предполагаю, что дело происходило во время купания: все дети любят играть с резиновыми игрушками в медленно остывающей пенной гуще, в которую родители подливают горячей воды, чтобы дитя не простыло. Пена, бульканье, ритм безмятежности, покой заторможенной жизни, тесные белые стены ванной, обступающие желтые стены небольшой хрущевской ванной комнаты, бу-бу, ме-ме, ха-ха, плаф, и выплеск: лыбка пъывет...
Между той девочкой и тётенькой, которая вымучивает наглую поэму о наглых временах, дистанция больше сорока лет. Годы глухой, грубой, рыбьей жизни во сне. Стоя в полупустой церкви, Мария остро чувствует свое существование.
Здесь, в Барселоне, в будние вечера, в потемках при свете нескольких свечей и лампад читаются акафисты. Собираются поп-украинец отец Феодор, грузинка-сопрано Нонна, киевский Ваня, пожилая, немного советская Галя родом не знаю откуда, здоровенный грузин и наша Мария. В этой церкви обычное дело - земные поклоны, запредельные «Почаевские листки», здесь не скажут «спасибо», а только «спаси Господи», мужчины стоят справа, женщины слева, под столом у свечницы стопка юбок и платков, батюшка читает проповеди на полчаса, в которых предание смешивается с евангельскими текстами так же непринужденно, как просторечное «ложить» вплетается в церковно-славянизмы, на богослужениях стоят тихо и чинно, в конце все долго прощаются с иконами - обходя с поцелуями и терпеливо дожидаясь своей очереди к кресту: сначала дети, потом мужчины, потом женщины...
Существование, которое именно чувствует Мария, а не воображает и не сравнивает, есть некое зеленоватое, мшистое болото, женщина погружена в него по нос, и если ей удается дышать, то только потому, что она приподымается на цыпочки. Она хочет водички из речки попить. Годы падения глубиной в 35 лет создали тину, из которой нет и не может быть выхода. Эта тина - часть старухи, такая же как имя, голос, походка, запах, лексикон, мимика, манеры еды и разговора, почерк, привязанности, вкус, стихи, которые она знает наизусть, языки, на которых она изъясняется.
Радуйся, монашествующих покрове и утверждение.
Радуйся, богословствующих умов просвещение;
радуйся, грешным милосердия Божия двери отверзаяй.
Радуйся, кающимся грешником от Господа прощение подаваяй;
радуйся, плоды достойны покаяния творити помогаяй.
Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Крестителю Господень
В церковь заходит пушистый кот. Свой, домовый. Галя цепляет его за шкирку и выставляет вон. Кот снова просачивается и умиротворенно семенит к алтарю. Нонна берет его на руки, гладит, прижимает к груди, потом выносит за дверь и плотно ее закрывает. Пока мы подходим к кресту, кот истошно вопит за стеной. Дав поцеловать крест и руку, батюшка с улыбкой говорит Марии какие-то слова, которые она сначала не разбирает. Доходит до нее только, когда она стоит в дверях церкви: «Тоже молиться хочет».
Не знаю, что свело всех нас в одно это место на каталонской территории, под юрисдикцией испанского короля Хуана Карлоса I и под попечением Патриарха Константинопольского Варфоломея. Наши страны уже двадцать лет как развелись друг с другом, но здесь мы неразрывно вместе.
Хэкающий деревенский отец Феодор («я из села»), Нонна, которая по-русски говорит с сильным грузинским акцентом, а по-церковно-славянски поет и читает совершенно чисто, Галя, которая всегда встречает меня троекратным поцелуем и словами «Здравствуй, сестра». (Кстати, эта Галя однажды попросила почитать мои стихи. «Дайте нам одну книжку на всех. Я, между прочим, лауреат конкурса чтецов. Я и в трапезной читаю». - Ну, что вы, Галина, вам, наверное, не понравится. - «Но у вас же стихи с православным уклоном?» - Нет, вообще не об этом. - Утешающим тоном: «Ничего, придет, талант ведь есть, рифмы знаете». Мои стихи и в трапезной...)
Отец Федор, Ваня, Нонна, Галя, безымянный великан, неприкаянная москвичка и кот-молитвенник. «Мастер и Маргарита»? Скорее, Сартр. Тошнота. Болото. Сруб на бугре посреди болота, на крыше крест. Мы все здесь, потому что иначе каждый из нас утонет в своем болоте, вне этого спасительного сочетания места, времени, великого языка, сочувствия вполне чужого человека, храмовой красоты и горечи безвозвратно погибшей жизни.
Пение всякое не довлеет по достоянию доблестей твоих восхвалити тя, Крестителю Господень. Но мы, любовию понужедени, дерзаем воспевати величия твоя, еже милостивно приими от нас, первостоятелю у Престола Пресвятыя Троицы, и моли свободитися нам от всякия скверны греховныя, да чистым сердцем и устнами поем Богу: Аллилуиа.
Ангельский язык и ангельское дело. Это меня бы следовало за шкирку и вон из церкви. Какой бы вой я подняла поначалу. Как быстро бы успокоилась. Каким дурманом опилась бы, чтобы заглушить память о рае? Дай же мне и до смерти, стоя на цыпочках, тянуться к благословению и слушать это «Радуйся» - от святого к святому. Потому что мне без Тебя скучно плыть, тошно плыть, нельзя плыть, а можно только сидеть в грязной пене и предаваться детскому воображению.