Александр РУБЦОВ - Поборы и смерть: как система создала условия для пожара в Кемерово

Apr 01, 2018 16:10

В начале 2000-х в ходе реформы технического регулирования был шанс так сформулировать требования к безопасной эксплуатации зданий, чтобы они не противоречили друг другу и были бы исполнимы. Но он был упущен
Недостатки политической морали и качества регулирования взаимосвязаны: от замалчивания трагедии и до объяснения катастрофы отдельно взятыми нарушениями отдельно взятых под стражу лиц. Сейчас все, включая действительно виновных рангом чуть выше стрелочника, будут возмущаться и соболезновать, потом пожар в «Зимней вишне» сведут к эпизоду и кампании. Но сама система, в которой подобное неизбежно, не дрогнет, наоборот, попытается отыграть свое. Уже отыгрывает.
Симуляция ответа
Первая задача - минимизировать морально-политический ущерб. Пока президент на пожар не приехал, о факте его сочувствия сообщает пресс-секретарь, потом губернатор Тулеев, которому сверху, несмотря на занятость, лично велели «поклониться семьям погибших». Эта дистанция кажется неуместной, но в массовом подсознании образы лидера и беды не должны прямо соприкасаться, поэтому все технологично. Губернатор Тулеев тоже не приехал на пожар, чтобы кортеж, без которого он не может, никому не мешал, но это людям понять труднее, и он «за кортеж ответит».
Далее включаются седативные телеканалы. Их первые действия: умалчивая о десятках погибших, сообщают о считаных единицах госпитализированных и получивших помощь, мгновенно переходя к героическим действиям начальства, источающего заботу, компетентность и оперативность. Как в отчете об успешных учениях.
Задача-максимум - использовать беду не во вред себе. Уже стало рефреном: виной всему надзорные каникулы и установка «не кошмарить бизнес». Даже когда выясняется, что и в каникулы надзор по сигналу легко заходит на объект, и безрезультатные проверки недавно были, инцидент продолжают упорно выворачивать в пользу консервации неработающей системы.
Теперь будет широкозахватная проверка аналогов, как после пожара в «Хромой лошади». Сколько таких же гиблых объектов по стране будет обследовано без каких-либо последствий, кроме финансовых для проверяющих? Но эта же разложившаяся система будет требовать от государства лишь новых полномочий и средств.
Масштабы бедствия
Найти конкретных виновных - вообще не проблема. Но это ничего не решает: если сама система прямо и настоятельно располагает к нарушениям, они всегда будут. Особенно если она нарушениями питается и, по сути, ими живет.
Единый комплекс технического регулирования включает: 1) обязательное нормирование (ГОСТы, СНиП, СанПиН, правила безопасности), 2) допуск на рынок (лицензирование, сертификация, экспертиза, приемка), 3) государственный контроль и надзор.
Чтобы сократить нарушения, надо как минимум иметь в собранном, обозримом и исполнимом виде саму систему требований. Сейчас они разбросаны по десяткам и сотням тысяч нормативных документов, в изобилии содержащих нормы избыточные, взаимоисключающие, абсурдные и заведомо невыполнимые. Собрать исчерпывающий перечень требований для условной «Зимней вишни», хотя бы только по эксплуатации объекта, сейчас не в состоянии даже доктор технических наук. Надзор тем более в этом не помощник; наоборот, в его интересах держать массив норм в запутанном и непрозрачном состоянии. Это не обвинение, а констатация: так устроена теневая и даже официальная экономика института контроля. Нельзя вовсе исключить наличие совести у регуляторов, но полагаться на чью-либо мораль, когда речь идет о жизни людей, вряд ли допустимо.
То же относится к допуску на рынок и надзору. По самому устройству системы это тоже бизнес на нарушениях. В существующих схемах любой бессребреник выглядит скорее ненормальным, щелкающим клювом мимо потоков, мягко говоря, не вполне чистых денег. Чтобы платить надзорам, тоже нужны двойная бухгалтерия, «восходящие потоки» и т.п. Цепочка тянется, делая «тень» и коррупцию системными и всепроникающими.
Нормативная модель
Еще в 2001 году государственный рэкет пытались сдержать оптимизацией проверок, приняв 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Возглавлявшего тогда Минэкономразвития Германа Грефа предупреждали, что голая процедура без наведения порядка в самом содержании контроля, то есть в нормах, ничего не решает. Типичная реакция проверяющих на одно только упоминание этого закона: «Еще слово, и все будет в два раза дороже». Поэтому в 2002 году появилась концепция законопроекта «О техническом регулировании». Предполагалось оптимизировать нормативную базу на единых принципах для всей экономики, будь то энергетика и транспорт, производство пива и лекарств, игрушек и ракет, электроники и лопат. Она объединяла нефтянку, металлургию, зрелища, торговые точки и космос, а также услуги, от родовспомогательных до ритуальных. Нормы формировались в закрытые списки, единые для проверяемых и проверяющих, что исключало неясности и хождения с предъявлением все новых требований.
Разработчики реформы рассуждали так: система ГОСТов и прочих стандартов недостаточно различает требования по безопасности и качеству, нормы и способы их выполнения. Эта ее избыточность и неповоротливость исключает инновационный маневр. Поэтому обязательные требования по безопасности, как и в развитых странах, должны быть вынесены в технические регламенты, имеющие статус законов. Качество и способы исполнения остаются в добровольных стандартах. Количество и содержание обязательных норм минимизируется и приводится к реально исполнимому состоянию. Ведомственное нормотворчество отменяется. В разработке регламентов на равных с регуляторами участвуют представители независимого экспертного сообщества и бизнеса. На старте реформы энтузиазм был небывалый.
Понятно, как резко все это снизило бы доходы регуляторов и надзоров, их статус и самооценку. В итоге пул контрольно-надзорных ведомств (Госстандарт, Госстрой) вкупе с аффилированными структурами бизнеса (РСПП, карманные сообщества стройкомплекса) начал почти нескрываемую борьбу с новой политической линией.
Контрреформа
Перипетии и итоги этой борьбы - отдельная история. Но в свете трагедии в Кемерово на первый план выходит один из ключевых моментов: исключение из системы техрегулирования, а значит, и из реформы, вопросов обеспечения безопасности процессов - производства и эксплуатации. Такой демарш имел свои цели: например, резко возрастала роль Госстандарта, контролирующего в основном продукцию. Именно Госстандартом было придумано, что включение процессов в систему техрегулирования - системная ошибка реформы. В качестве аргумента было использовано определение техрегламента в документах ВТО, где речь действительно идет только о продукции. Хуже того, утверждалось, что за регламенты по безопасности процессов мы получим санкции ВТО.
Сторонники реформы объяснили, что суверенное государство - это не торговая организация, которой неважно, как вы производите продукт, а важно, чтобы он сам в итоге соответствовал бы требованиям. Система техрегулирования в России тоже изначально едина: требования к продукции и к процессам часто содержатся в одних и тех же документах, разрабатываются одними и теми же институтами, контролируются одними и теми же надзорами и даже инспекторами. Поэтому с идеей разделения продукции и процессов никто не рискнул даже сунуться в правительственную комиссию по техрегулированию. Там прекрасно понимали, что тогда придется принимать для процессов параллельный закон, писать параллельную программу разработки и финансирования регламентов, создавать еще одну точно такую же комиссию.
Но оказалось, что при правильной работе с аппаратом можно в обход комиссии зайти прямо к руководству администрации президента и правительства, технично изолировав тех, кто был в состоянии пояснить суть вопроса. Внушаемое руководство, минуя обязательные этапы и инстанции, тут же само велело «исправить» положение, поручив это Госстандарту. В итоге реформу угробили минимум наполовину, а ранее запланированный общий технический регламент с универсальными требованиями к безопасности процессов эксплуатации зданий и сооружений канул в Лету. Теперь все возмущаются диким поведением сотрудников «Зимней вишни» в критической ситуации, но не задаются вопросом, где можно обозреть этот читаемый свод требований, которые были так нагло нарушены. Многочасовые перегретые обсуждения апеллируют скорее к разуму и совести, то есть к категориям не юридическим, а потому практически бесполезны.
Конечно, если бы реформу довели до ума, взятки и халатность никуда бы не исчезли. Но нарушения, будь то ошибки при переделке кондитерской фабрики в торговый центр или закрытые пожарные выходы в кинотеатре, были бы нарушением не отдельных ведомственных стандартов, а конкретного федерального закона - общего технического регламента по безопасной эксплуатации зданий и сооружений. Стимулы не нарушать были бы сильнее.
Худшее, что можно сделать, это сдать любую реформу тем, кто прямо заинтересован в ее провале по «жизненным» показаниям. Любой предприниматель на пальцах объяснит, что надзирающие - это последние, кто заинтересован в том, чтобы все требования были выполнены и недостатки разом устранены. Прокурорам и следователям помимо установления персонально виновных в конкретных случаях давно пора было заняться расследованием организационных и финансовых схем, обеспечивающих благоденствие регуляторов и надзоров.
Пока же после каждой трагедии проблема начинает обсуждаться с нуля, так, будто истории болезни нет вовсе. Будто реформы у нас можно проводить, не меняя в корне саму систему реформирования. Будто критические ситуации не имеют тенденции уже сейчас сгущаться по экспоненте, в том числе в самые неподходящие моменты.
Александр РУБЦОВ - обозреватель культурной политики, философ.
Руководитель Центра исследований идеологических процессов, заместитель зав. отделом аксиологии и философской антропологии Института философии РАН, руководитель междисциплинарного центра "Волхонка, 14". Кандидат философских наук. Специалист в области теории идеологии, аналитики реальных идеологических процессов и тенденций развития общественного сознания, социокультурной прогностики.
Окончил Московский архитектурный институт и аспирантуру Института истории искусств ВНИИ искусствознания РАН. Координатор Группы консультантов Администрации президента РФ (1995-1998); координатор Экономической рабочей группы при Администрации президента РФ (с 2001 г.); председатель правления Национального института технического регулирования; председатель Комитета по поддержке системных реформ в РФ Российской ассоциации общественных связей (РАСО). Член ученого совета Института философии РАН.
В 2001-2007 гг. координатор рабочей группы администрации президента по реформе техрегулирования.
Член Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина, член Совета Ассоциации "Вольное историческое общество" (ВИО).
http://iph.ras.ru/roubtsov.htm


РБК, 27.03.2018
https://www.rbc.ru/opinions/politics/27/03/2018/5ab9faa29a79475a45ea608f
Примечание: все выделения в тексте - мои.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Юлия ЛАТЫНИНА - программа "Код доступа" 31.03.2018
Начало https://loxovo.livejournal.com/8226081.html
Окончание https://loxovo.livejournal.com/8226395.html
Кирилл МАРТЫНОВ о трагедии в Кемерово и губернаторе Амане Тулееве
https://loxovo.livejournal.com/8225655.html
Политик Леонид ГОЗМАН о трагедии в Кемерово и поведении власти
https://loxovo.livejournal.com/8225532.html
Заложники "Зимней вишни". Почему из горящего торгового центра почти невозможно было сбежать
https://loxovo.livejournal.com/8225079.html
Григорий РЕВЗИН о безопасности в торговых центрах (+ коммент К.МАРТЫНОВА)
https://loxovo.livejournal.com/8224923.html
Сергей ПАРХОМЕНКО - о том, как устроена безопасность в США
https://loxovo.livejournal.com/8224654.html
Сергей ПАРХОМЕНКО - Оно реально не работает: просто жужжит…
https://loxovo.livejournal.com/8224491.html
Экономист Сергей АЛЕКСАШЕНКО: Когда больно за страну
https://loxovo.livejournal.com/8224252.html
ТРАГЕДИЯ В КЕМЕРОВО - Нарушения в ТЦ "Зимняя вишня"
https://loxovo.livejournal.com/8222967.html
ТРАГЕДИЯ В КЕМЕРОВО - Врач Андрей ВОЛНА: "Вы струсили"
https://loxovo.livejournal.com/8222604.html
Олег КАШИН: Торговый комплекс вины. Что изменится после кемеровской трагедии
https://loxovo.livejournal.com/8222022.html
Владимир ПАСТУХОВ: Человек из Кемерово у Кремлевской стены
https://loxovo.livejournal.com/8221769.html
Кемерово: между одиночеством и надеждой
https://loxovo.livejournal.com/8221601.html
!!!! Кемерово: люди, власть, язык скорби. Публицисты и общественные деятели - о трагедии
https://loxovo.livejournal.com/8221222.html
Эксперт по безопасности: "Запасные выходы закрывают из-за профилактики терроризма"
https://loxovo.livejournal.com/8220951.html
ТРАГЕДИЯ В КЕМЕРОВО - Кирилл МАРТЫНОВ: Власть в себе
https://loxovo.livejournal.com/8220682.html
!!!!!! ТРАГЕДИЯ В КЕМЕРОВО - Юлия ЛАТЫНИНА: Жизни заперли на ключ
https://loxovo.livejournal.com/8220543.html
ТРАГЕДИЯ В КЕМЕРОВО - Андрей ПЕРЦЕВ: Цифровая экономика на пепелище
https://loxovo.livejournal.com/8220337.html
ТРАГЕДИЯ В КЕМЕРОВО - Противопожарные меры. Как это делается в Неваде
https://loxovo.livejournal.com/8219931.html
"Где были все эти ведомства?" Насколько безопасно жить в стране силовиков и охранников
https://loxovo.livejournal.com/8219826.html
Дмитрий ГУДКОВ: Власти без совести
https://loxovo.livejournal.com/8219471.html
ТРАГЕДИЯ В КЕМЕРОВО - Нюта ФЕДЕРМЕССЕР: Я объявляю траур
https://loxovo.livejournal.com/8219341.html
ТРАГЕДИЯ В КЕМЕРОВО - Татьяна ЛАЗАРЕВА: Единственная победа
https://loxovo.livejournal.com/8218952.html
Антон ОРЕХЪ: Вместо тысячи матерных слов
https://loxovo.livejournal.com/8216627.html
!!!! Дмитрий БЫКОВ: В кемеровском кошмаре виноват не Путин
https://loxovo.livejournal.com/8216222.html
Виктор ШЕНДЕРОВИЧ: Молчание о трагедии - это наша имперская традиция
https://loxovo.livejournal.com/8215878.html
Лев ШЛОСБЕРГ о трагедии в Кемерово: Бесчеловечность убивает
https://loxovo.livejournal.com/8214708.html
Геннадий ГУДКОВ: Вся страна потихоньку превращается в "Зимнюю вишню"
https://loxovo.livejournal.com/8214488.html
Геннадий ГУДКОВ: Почему горят и будут гореть в России торговые центры и другие объекты?
https://loxovo.livejournal.com/8214235.html
Екатерина ШУЛЬМАН: Наш с вами национальный символ - запертая дверь ("Статус" №27)
Начало https://loxovo.livejournal.com/8213459.html
Окончание https://loxovo.livejournal.com/8213682.html
Антон ОРЕХЪ: Сволочи
https://loxovo.livejournal.com/8213125.html
Матери Беслана - о том, как пережить смерть детей
https://loxovo.livejournal.com/8212789.html
Максим ТРУДОЛЮБОВ: Единственный человек. В Кемерове Путин встретился со своей системой
https://loxovo.livejournal.com/8212575.html
Илья ВАРЛАМОВ - в связи с трагедией в Кемерово
https://loxovo.livejournal.com/8212028.html
Дешевая безопасность. Почему мы живем в стране третьего мира
https://loxovo.livejournal.com/8210712.html
ТРАГЕДИЯ В КЕМЕРОВО: Мы сами себе построили крематорий
https://loxovo.livejournal.com/8209859.html
Антон ОРЕХЪ и Сергей МЕДВЕДЕВ о трагедии в Кемерово
https://loxovo.livejournal.com/8208529.html

система, власть, взятки, трагедия, Рубцов, мораль, гибель, безопасность, ущерб, коррупция, законодательство, реформа, регулирование, государство, пожар, Сибирь

Previous post Next post
Up