Татьяна СТАНОВАЯ: Пешка в большой игре. Версии убийства Дениса Вороненкова

Mar 24, 2017 21:00

Через сутки после убийства обсуждается множество версий. Проанализируем каждую из них


Место убийства бывшего депутата Государственной думы РФ Дениса Вороненкова в Киеве
Поразительно скучно читать утреннюю прессу о произошедшем вчера громком убийстве в центре Киева. Все кажется слишком банально: Россия обвиняет Украину, Украина обвиняет Путина, а правду, кажется, никто никогда не узнает. Убийца бывшего российского депутата от КПРФ Дениса Вороненкова скончался в больнице после полученных ранений, вместе с ним, возможно, ушла и надежда докопаться до правды. Но все это не лишает нас возможности попытаться проанализировать, кому могло быть выгодно громкое преступление.
Путин
Месть российских властей - версия номер один на Украине, она же доминирует среди всех противников путинского режима на Западе. Жесткая критика Путина Вороненковым рассматривается как достаточное основание для совершения преступления. В качестве аргументов приводятся через запятую смерть Александра Литвиненко, Бориса Березовского и Зелимхана Яндарбиева. Российские патриоты и охранители ликуют, подпитывая эти подозрения: Вороненков - предатель, напоминают они, откровенно солидаризируясь с убийцами. Точно так же и после убийства Бориса Немцова прокремлевские ура-патриоты говорили о расправе над «предателем русского народа» и лидером «пятой колонны».
Денис Вороненков действительно стал большой неприятностью для Кремля, превратившись не столько в реальную угрозу, сколько в страшный пример лжепатриотизма российской элиты, которая сегодня стоя аплодирует Путину, а завтра сдает его Госдепу или Киеву. Секретов он знал явно не больше того же, например, Сергея Пугачева, который сегодня не менее яростно поливает российского президента грязью, но, несмотря ни на что, остается в живых. У Путина достаточно врагов, всех не перестреляешь, да и прочность режима на сегодня не вызывает сомнений.
Версия о причастности Путина остается преимущественно политической, инструментальной, призванной использовать громкое преступление как еще один рычаг давления на Россию и «кровавый режим», который устраняет своих противников любыми доступными способами. При этом сам Вороненков, изрядно вложившийся в то, чтобы стать фигурой политической, в действительности, конечно, никаким оппозиционером не был. Все, на что он мог претендовать, - это статус мини-Пугачева с той поправкой, что в отличие от бывшего «православного бизнесмена» бывший депутат никогда не был близок к Путину.
Для Путина
Логика этой версии сходна с логикой убийства Бориса Немцова. На сегодня все следы убийц российского оппозиционера ведут к окружению Рамзана Кадырова, но мотивы до сих пор остаются малопонятными. Один из возможных - убийство как средство продемонстрировать свою востребованность, преподнеся голову «предателя» в качестве доказательства верности.
Но убийство Вороненкова, как и убийство Немцова, - медвежья услуга для Путина. И если это неверно истолкованные указания сверху или вовсе самодеятельность, то эта версия заставляет задуматься о степени адекватности и управляемости той репрессивной и идеологически заряженной машины, которую Путин выстроил за 17 лет своего правления и которая оказалась не способна перейти от состояния войны к логике мирного времени. И если убийство Вороненкова действительно было совершено по инициативе силовиков, для Путина это означает появление проблемы пострашнее Киева и Госдепа.
Порошенко и «ритуальная жертва»
Это еще одна политическая версия. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов прямо заявил: «Мы должны понимать, что эту диверсию могла продумать СБУ под руководством ЦРУ». Депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ Юрий Афонин добавил: «Фактически Вороненков мог стать такой ритуальной жертвой украинского режима, украинская сторона попытается переложить ответственность на российские спецслужбы». Такой же «ритуальной жертвой», принесенной в интересах внесистемной оппозиции, пытались два года назад представить и смерть Немцова.
В соответствии с этой версией Киев якобы получил все нужные показания, а затем убрал «свидетеля». Тот факт, что инициированное с подачи Вороненкова уголовное дело против Виктора Януковича, который обвиняется в госизмене, только-только запущено, а впереди предстояла большая процессуальная работа (и Вороненков тут был очень кстати), в этой логике не учитывается. Но это и понятно: обвинения в адрес Киева - часть информационной войны между Россией и Украиной, где мало кто заинтересован в установлении истины.
Чуть менее радикальным вариантом этой версии является обвинение Киева со стороны представителей «Единой России» - они пеняют украинским властям на то, что те создали условия для убийств политиков и журналистов. Эта версия удобна вдвойне: она призвана не только «перевести стрелки», но и показать, что на Украине все разваливается. Тем самым российская власть сигнализирует и всем потенциальным мигрантам («предателям»), предупреждая их об отсутствии гарантий безопасности в стране, где никто ничего не контролирует. В рамках такой логики уже не так важно, кто убил, - главным отрицательным героем становится киевский беспредел и недееспособная украинская власть, попустительствующая бесконечному беззаконию.
Месть ФСБ
Денис Вороненков был одним из участников, не самым влиятельным, войны силовиков 2006-2007 годов, когда ФСКН при поддержке ФСО противостояла ФСБ. Вылилось это в контрабандные уголовные дела против влиятельных генералов ФСБ, контратаку на ФСКН и дело Бульбова, реформирование Генпрокуратуры. Вороненков был фигурой, близкой к главе ФСКН Виктору Черкесову, вместе с ним заседал в Госдуме во фракции КПРФ. Сам бывший депутат утверждал, что и уголовные дела, «сфабрикованные» против него ФСБ, - месть влиятельного генерала Олега Феоктистова, работавшего сначала в УСБ ФСБ, а до недавнего времени - в руководстве «Роснефти». Илья Пономарев, к которому Вороненков собирался вчера на встречу, прямо обвинил Феоктистова в подготовке и реализации преступления.
Расправа за долги
Чекистская версия, возможно, имела бы под собой основания, если бы не тот факт, что Вороненков занимался преимущественно бизнесом, а не политикой, а правая рука Черкесова Александр Бульбов, больше всех пострадавший от противостояния с ФСБ, называл (хотя и не прямо) его жуликом. «Никакой реальной оперативной работой [в ФСКН] он не занимался, так еще и умудрялся извлекать из этого личную выгоду», - говорил Бульбов «Новой газете» (сам бывший глава департамента оперативного обеспечения ФСКН в 2010 году получил условный срок за мошенничество и превышение полномочий).
В 2014 году СКР возбудил уголовное дело о рейдерском захвате здания на Международной улице, 38 в центре Москвы, которое принадлежало единственному учредителю ООО «Тома» Отари Кобахидзе. Кобахидзе вчера вдруг заявил, что Вороненков якобы звонил ему накануне своего убийства и говорил, что готов пойти на сделку со следствием и раскрыть всех соучастников рейдерского захвата. «Из разговора мне показалось, что он понял, что на Украине себя уже исчерпал, и пытался навести мосты, чтобы вернуться», - заявил бизнесмен.
Это, пожалуй, самая странная «новость», ведь если так, то значит, что Вороненков после всех своих громких заявлений на Украине решил раскаяться и вернуться в Россию. Но, скорее всего, никакого звонка не было, а вброшенная версия призвана хоть как-то отвести подозрения в расправе со стороны бизнес-врагов Вороненкова, коим и был Кобахидзе.
Янукович
Денис Вороненков приехал на Украину для того, чтобы спастись от уголовного преследования в России, но для этого ему пришлось доказать свою востребованность украинским властям. Предметом размена стал Янукович - Вороненков получил шанс начать новую жизнь, дав показания на бывшего президента Украины.
«Вороненков во время следственных действий предоставил сверхважные свидетельства относительно госизмены Януковича, все эти свидетельства были занесены в письменный протокол. И, несмотря на такое ужасное убийство в центре Киева, все показания Дениса Вороненкова будут приобщены уже в судебном рассмотрении дела о госизмене экс-президента Януковича», - заявила после убийства пресс-секретарь Генпрокуратуры Украины Лариса Сарган.
Для Виктора Януковича показания Вороненкова могли стать сильнейшим ударом, особенно с учетом того, что сам он, судя по всему, рассчитывал рано или поздно вернуться на Украину. Об этом свидетельствует, в частности, обнародование западной прессой деталей так называемого плана Манафорта по урегулированию кризиса на востоке Украины (Пол Манафорт проработал главой избирательного штаба Дональда Трампа до августа 2016 года, после чего со скандалом покинул свой пост). Манафорт, как писали американские СМИ, по совету украинского олигарха Рината Ахметова консультировал Януковича, когда тот еще занимал пост президента. Заместителем Манафорта в штабе Трампа был Константин Килимник - гражданин России и Украины, позиционирующий себя сейчас как «человек Манафорта» в Киеве и презентующий собственно этот новый мирный план. Суть плана проста как три копейки: Янукович возвращается на Украину главой Донбасса, а Москва оттуда уходит.
Можно много спорить, насколько этот план реалистичен, но нельзя списывать со счетов тот факт, что на Украине остаются близкие к Януковичу бизнес-игроки, которые могут рассматривать возвращение бывшего президента как возможную опцию. Но даже это не так важно. Ключевой момент в этой истории - мотивы самого бывшего президента Украины, который оказался в России де-факто на правах заложника, захваченного «трофея», желания которого никого не волнуют. Это большая психологическая, субъективная сторона истории: какими бы рациональными ни были доводы о невозможности возвращения, для Януковича это может быть едва ли не последней надеждой. И какими бы маргинальными ни казались планы по его вписыванию в большие и малые сделки, эта надежда будет теплиться очень долго, - особенно в ситуации долгосрочной непредсказуемости и нестабильности на Украине. И в этом плане версия о Януковиче имеет право на существование как одна из многих, описанных выше.
Как было на самом деле, мы рискуем никогда не узнать. Но Вороненков в любом случае стал еще одной жертвой российско-украинской войны, где под прицелом оказываются не только непосредственные участники конфликта, но и те, кто вынужден в него вовлекаться, спасаясь от далеких от политики проблем на родине. Вороненков попытался сыграть в «большую игру», не будучи для этого достаточно искушенным. Его убийство показывает, что бывает с теми, кто по ошибке оказался в центре мирового геополитического противостояния.
Татьяна СТАНОВАЯ - политический аналитик. С 2005 г. руководитель аналитического департамента Центра политических технологий, представитель ЦПТ во Франции; член научного совета российско-французского центра "Обсерво".
Специализация: политическая аналитика, политконсалтинг, репутационный менеджмент, политический и бизнес PR. Автор более 2 тыс. публикаций по вопросам российской внешней и внутренней политики, проблемам политических партий, выборов, борьбы групп влияния в Кремле, "газовых войн" на постсоветском пространстве и т. п., опубликованных на сайтах politcom.ru, РИА "Новости", slon.ru.
Окончила МНЭПУ ("политология"). Второе высшее - "Государственное и муниципальное управление" (МГУ).


Republic (бывший Slon), 17.03.2017
https://republic.ru/posts/81102
Примечание: все выделения в тексте - мои.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Иван ДАВЫДОВ: Союз жертв гибридной войны
http://loxovo.livejournal.com/7769264.html
О.КАШИН: Российская власть и убийство Вороненкова: между "это не мы" и "так будет с каждым"
http://loxovo.livejournal.com/7768277.html

СМ. ТАКЖЕ
Коммунист Вороненков вызвал огонь на себя
Все версии убийства бывшего депутата Госдумы
http://www.kommersant.ru/doc/3250253

Киев, Госдума, убийства, версии, Становая, преступления, депутаты

Previous post Next post
Up