Публикации Маши ТРАУБ в журнале "Огонёк" (июл-окт 2016)

Oct 24, 2016 21:00

Маша ТРАУБ - литературный псевдоним. Трауб - девичья фамилия мамы ее мужа, журналиста и политолога Андрея Колесникова. Настоящее имя Мария Киселева.
Родилась в Москве 8 октября 1976 г. Воспитывалась бабушкой. Окончила МГИМО по специальности журналист-международник. Наиболее известные книги: "Съедобные сказки", "Семейная кухня", "Любовная аритмия", "Пьяная стерлядь", "Я никому ничего не должна", "Нам выходить на следующей", "Дневник мамы первоклассника", "Чужой", "Ласточка", "Собирайся, мы уезжаем", "Домик на юге", "Семеновы", "Плохая мать". "О чем говорят младенцы", "Замочная скважина", "Соня и Александра".
Секрет успеха Маши Трауб заключается в том, что она совместила лучшие качества журналистики и художественной прозы. Из журналистики она заимствовала репортерскую наблюдательность, легкий свободный стиль, лаконичный язык, а из прозы - тонкий психологизм, яркую образность, оригинальный сюжет и, конечно, фирменный юмор, который уже можно назвать её авторской визитной карточкой.
cyclowiki.org/wiki/Маша_Трауб
http://loveread.ec/biography-author.php?author=Masha-Traub
https://deti.mail.ru/family/masha_traub_moj_muzh_sovershenno_sumasshedshij_/


Вшивая справка
Маша Трауб - о власти бессмысленных бумажек


Наверное, так было и раньше, но я столкнулась с этой проблемой только в этом году. Справки. Везде нужны справки
Даже если 15-летний сын записался на летние курсы физики и математики. Даже если дочка подруги едет в ближнее Подмосковье изучать актерское мастерство. Если нет справки - отправят домой. И деньги родителям не вернут, конечно же. Кому нужны бессмысленные справки - не понятно.
Речь идет о справке об отсутствии контактов. Так она называется коротко. В ней врач заверяет, что ребенок в течение 21 дня не имел контактов с инфекционными больными и что у него нет педикулеза. Берется не ранее чем за три дня до отъезда, начала учебы и прочих поездок. Выписать может только участковый педиатр. А педиатры тоже люди, и они как раз летом в отпуске.
Есть еще одна очень важная справка - заполненная по определенной форме. Ее можно было получить в школе, у медсестры, заштамповать печатями в поликлинике в количестве трех штук.
Я - заполошная мать, поэтому заставила сына взять справку заранее, пока он еще экзамены сдавал. В справку вписали все сделанные прививки, а те, которые не положено делать, не вписали. Я, например, делаю детям прививки от ветрянки, хотя они не требуются официальным здравоохранением. Поэтому их и не вписали, хотя ребенок привит.
И, например, наша ситуация, как я узнала от знакомых мам, достаточно распространенная. Ребенок родился в одном районе, получил медицинскую страховую карточку по месту жительства, был прикреплен к местной поликлинике, куда ни разу не ходил, потому что ходил в другие поликлиники или вообще обслуживался частным врачом или по контракту. Потом семья переехала, буквально на соседнюю улицу, но это уже другая поликлиника. Ребенок ходит в школу, где ему делают прививки, он проходит диспансеризацию и прочее. И все - в той самой другой поликлинике, которая уже по месту новой прописки. А если что-то случается - то лечится в третьей. Или у травников. Или у знакомого врача из четвертой поликлиники, или...
Мать, то есть я, не открепила и не прикрепила. Не было надобности и острой необходимости. Ну да, сама виновата. Потому что в той самой первой поликлинике у нее, то есть у меня, украли коляску прямо от дверей, и я не хотела туда больше ни ходить, ни откреплять, ни стоять в очередях. И зачем? Тем более что там нельзя получить справку, потому что прописка уже другая и карточка в другой поликлинике. Остается только тупо смотреть на страховой полис, в котором написано, что он действует на территории России.
И вот теперь есть, допустим, два дня, чтобы получить справку о контактах. И система госуслуг разрешает запись только на послезавтра. И в ту поликлинику, о которой мать и думать забыла. А нужно, например, сегодня. Потому что семья уехала на дачу, вернулась только сейчас, чтобы успеть собрать сумку. А раньше не могла вернуться, потому что бабушка попросила задержаться или дедушка заболел. Или я не знаю, что еще.
Медсестра в местной поликлинике шепотом сообщает: "Вы не успеете открепиться и прикрепиться. Все в отпуске. Сегодня с утра вообще один участковый педиатр был". И я ей верю.
- Хотите, я дам вам справку по форме? У меня есть бланки,- предлагает медсестра.
- Дайте нам справку, что у нас вшей нет, пожалуйста.
- Не могу, только врач.
То есть справку по форме, которая важнее, где все данные о прививках, начиная с младенческого возраста, дать могут, а про вшей - не могут.
Пятнадцатилетний подросток в это время рассматривает медведя и пчелок, нарисованных на стене. Он уже представил себе, как никуда не едет, как не будет учиться или как пропадет летний лагерь - и все, жизнь для него кончилась.
К участковому педиатру я не могу получить талончик даже на живую очередь - система меня выбрасывает. При этом очереди никакой нет, ни живой, ни мертвой. Пустой коридор. Стучусь, начинаю что-то лепетать. Зачем-то говорю: "Спасите, помогите", как будто речь идет о жизни и смерти, а не о вшах.
Медсестра кричит: "Идите открепляйтесь. У нас все работает. Получайте талон. Вы у нас сегодня 26-я! 26-я за день!"
Врач отчего-то заискивающе говорит медсестре: "Да ладно, давай напишем". Медсестра закатывает глаза и изображает страдание и возмущение. Я уже валяюсь в ногах, ползаю на животе, предъявляю ребенка без всяких вшей и клянусь, что никаких контактов не было и никогда не будет...
Врач выписывает справку. Нет, она посмотрела его голову. Честно. Он только что был в парикмахерской, так что можно было не смотреть - сын подстрижен под лето, практически под ноль. Про контакты никто не уточнял.
Я еще немного повалялалась в ногах, выходила спиной в дверь.
- А в платных центрах эту справку не дают? - спросил муж после рассказа о моей победе над госуслугами и системой, которая от меня отказывалась.
Не знаю. Может, и дают. Но как-то странно платить за то, что никому не нужно. Ведь никому нет никакого дела - были контакты, не было. 21 день прошел или 25. За что платить? За отсутствие вшей? За видимость? Или за три обязательные печати?
Нам еще раз предстоит взять эту справку. В августе. Для очередной летней математической школы. Наверное, я отправлю сына открепляться, а потом прикрепляться. Только не смогу ему объяснить, зачем терять столько времени и нервов ради какой-то в буквальном смысле вшивой справки, бумажки, которая никому не нужна.

Журнал "Огонёк" №29 от 25.07.2016
http://www.kommersant.ru/doc/3041763

Сгуха, пендель, труселя
Маша Трауб - о детских метаморфозах летом


Лето - период бурной социализации детей. Лагеря, поездки, новые знакомства. Ребенок возвращается "другим человеком"
Мамы на форумах обсуждают: нужно ли ребенку, домашнему, столичному, показывать реальную, другую жизнь или лучше ограждать от нее, пока можешь? Сторонников и противников с обеих сторон предостаточно. Кто-то считает, что, пока у родителей есть возможность, лучше детей обезопасить, увозить в "приличные" места, устраивать тщательный отбор друзей по интеллектуальному и социальному принципу. Иные убеждены - ребенок должен знать, что мир шире знакомого парка и детской площадки, не у всех детей есть айфоны, а пластмассовый таз иногда заменяет стиральную машинку.
Сын вернулся из туристического лагеря. Особых изменений, кроме раздавшихся плеч, я не заметила. Ну называет он сгущенку "сгухой" и готов есть со "сгухой" чуть ли не котлеты, это не так страшно. Не звонил, потому что был "на кате" - преодолевал пороги на катамаране, а не то, что я подумала. "Кат" - катамаран. Не путать с "каном" - котелком на 10 литров, в котором еда варится. Думаю, что производное от слова канистра.
Пока сын был "на кате", я с семилетней дочкой Симой уехала в другое место и в другом направлении - южном. Где социализироваться пришлось поневоле. В первый же день местные мальчишки прищемили ей палец железной калиткой. Сама, говорят, виновата - оставила руку в дверях. Пока я заполошно кричала что-то про врача, местные мамы сообщили Симе, что "до свадьбы заживет" и что "море все лечит". Рыдающая Сима с ужасом спросила меня: "Мама, а когда будет свадьба? Пока принц не приедет, у меня будет болеть палец?" Потом она пошла на море, засунула палец в воду, высунула и спросила: "Почему не прошло?" Опять засунула палец, вытащила и почувствовала себя обманутой.
Тут она захотела в туалет, о чем мне сообщила. Рядом стояла бабушка, точнее, сидела, как огромный поплавок в море, и немедленно вмешалась: "Так писай в море! В море можно!" Позже Сима узнала, что в море не только писают, но и какают, увидев проплывавшую мимо какашку, в которую местные дети пытались попасть камнем.
В результате с, так сказать, благоустроенного пляжа мы ушли на дикий. Потому что на благоустроенном Симу все время пытались накормить то мармеладом, то пахлавой, то пирожками. Ей сладкое нельзя, поэтому я монотонно твердила: "Ей нельзя, спасибо, не надо". "Да ниче ж не будет!" - удивлялись бабули. В последний раз Симе предложили крабовые палочки. Тут я даже не нашлась, что сказать.
Мы потеряли в воде косынку. Чужая бабушка уже ее выполаскивала, как енот-полоскун, и пристраивала на голове собственной внучки. "А точно ваша?" - строго спросила бабуся.
Но сломалась я после того, как местные подружившиеся 6-7-летние девочки затеяли игру - нужно подойти к дяде, шлепнуть его по попе и убегать. Дядя тогда скрутит полотенце и побежит следом, чтобы непременно ударить полотенцем. Одна девочка показала, как надо шлепать, остальные девочки стояли в очереди, и говорила Симе, чтобы она не боялась, лупила посильнее и убегала побыстрее. Я бежала по гальке, собираясь задушить маньяка-педофила его же полотенцем. Никто из мам меня не понял - нормальная игра. Что такого?..
К играющим на берегу семилетним девочкам приклеились мальчишки. И одна из новых подружек сообщила Симе: "Дебилы, они и есть дебилы. Мужики все такие".
На диком пляже было веселее - местная детвора прыгала с камня в море. Я тоже все детство прыгала с камня, с буны, с перил буны. Сима не умела залезать на покрытый водорослями камень, боялась медуз, не решалась прыгать. Медуз я вытаскивала на камни и топила на солнце. Я выкладывала их ей на руки шапочкой вниз, чтобы не жглись. Местные дети давали ей время залезть на камень, но один раз предупредили: "Получишь пендель". Что такое "пендель", Сима не знала, но забираться на камень и прыгать стала быстрее в два раза. Она выучила, что можно прыгать бомбочкой, солдатиком, скелетиком.
На местной детской площадке научилась играть в игру "У тебя съехал квартирант" - вариант догонялок. И в ПМЖ. И это не то, о чем можно подумать. Это "полумертвый, мертвый, живой", по правилам очень похожее на "чай-чай-выручай". Сима грязными руками ела пончики и стала употреблять слово "труселя". Еще очень обижалась, когда я называла ее по имени, а не так, как остальные мамы: "Сын" и "Доча". "Я тебе что, не доча?" - спрашивала Сима обиженно.
Она узнала, что такое столовая и что поднос - тот, который подносится или ставится под нос,- на самом деле "разнос" - чтобы разносить. Стала есть не по часу с мультиками вприглядку, как это всегда делала дома, а за 15 минут, потому что "тут не ресторан, здесь не рассиживаются". Она с увлечением рассматривала хозяйственное мыло и стирала футболку в тазике. Заправляла постель. Относила за собой "разнос" на "стол для грязной посуды". Самостоятельно расчесывалась, убирала в шкаф "одежку", иначе баба Люда, которая выносит мусор, "заругает". Она узнала, что "бурак" - это свекла, "курА" - курица, а "натотения" - рыба. Много ли столичных семилетних девочек обладают таким сокровенным знанием?
Но все равно ей было сложно.
- А ты знаешь, кто живет на Северном полюсе? - спросила Сима у ровесницы-девочки. Они "мерялись" знаниями.
- А ты знаешь, что у козы две дойки? - ответила девчушка.
Сима онемела, потому что про дойки ничего не знала, да и я тоже.
Домой я вернула другую девочку. С разбитыми коленками, ободранными об камни ногами, с глистами, как подтвердил врач, отчаянно шокающую и очень самостоятельную. Сима ест макароны, будто впервые их видит. Набрасывается на йогурт и прячет в карманы конфеты. Она знает, что такое "пендель" и "поджопник". И, как ее старший брат, все поливает сгущенкой - ведь в той столовой, куда мы ходили, сырники и блинчики плавали в сгущенке, как в супе. Но когда она сказала папе, что "баклажка завоняла", имея в виду воду, налитую в стакан, папа упал в обморок. И это он еще про "катю" старшего сына не знает. Я ему не рассказывала, чтобы у него инфаркт не случился.

Журнал "Огонёк" №32 от 15.08.2016
http://www.kommersant.ru/doc/3058564

Выпить перед школой
Маша Трауб знает, что посоветовать родителям перед 1 сентября


1 сентября - день знаний. Что надо знать родителям в начале учебного года?
Только глаз перестал дергаться, а на носу 1 сентября. У меня двое детей. Сын Василий пойдет в 10-й класс, дочка Серафима во 2-й. Многое меняется, но что-то не меняется ни за что и никогда.
Первого сентября всегда холодно. И идет дождь. Накануне будет стоять жара, а 1 сентября, как специально, похолодает. Наверняка несколько девочек будут стоять на линейке в гольфах. С синими ногами в мурашках.
Если ваш ребенок не может запомнить, как зовут учительницу, это нормально. Мой сын называл свою первую учительницу Александра Светлановна, Сима называет ту же учительницу Светлана Сандровна. И мы, родители, вслед за детьми.
Детям обязательно покажут, где туалет. Не волнуйтесь. Покажут несколько раз. И они быстро научатся поднимать руку и проситься "выйти". Именно таким способом назначал свидания Ирочке Макс из нашего класса. Сначала Макс просился "выйти", а следом выплывала счастливая Ирочка.
Если вы накупили красивых тетрадей в медвежатах и принцессах или в самолетиках или футболистах, то можете их убрать подальше - не понадобятся. Как и счетные палочки, касса цифр и букв, разнообразные линейки всех размеров и цветов, гелевые ручки, ручки с разными стержнями, ланч-боксы.
Дети приходят в школу уже подготовленными, и счетные палочки им заменяют пальцы, за что, кстати, начнут ругать со второго полугодия. Тетради - тонкие и одинаковые - наверняка закупил родительский комитет, чтобы учителю было проще. Ланч-бокс так и останется красивой коробкой, дети будут запихивать печенья и яблоки в портфель между тетрадок.
А вот что точно понадобится - запасные брюки мальчикам и еще три пары колготок девочкам. Мальчики разгоняются, падают на колени и проезжают по коридору, кто дальше. Не всякие брюки выдерживают такую нагрузку. Лучше брать с синтетикой и подешевле. К ноябрю точно выбросите. Девочки же делают зацепки так быстро и в таких местах, что непонятно, куда нужно было ухитриться сесть. Сначала вы будете менять колготки на новые, потом зашивать.
С пуловерами происходит следующее: один ребенок тащит другого за рукав. Потом за второй. Не советую покупать дорогие. Детская тяга безгранична.
На первом же родительском собрании вы узнаете, что ваш пенал нужно срочно менять. Железные пеналы, которые громыхают внутренностями, раздражают учителей больше, чем отсутствие ручки в пенале. Да, дети едят эти ручки и карандаши, поэтому лучше класть сразу несколько. Помимо железных пеналов под запретом красящая обувь. Если вы увидите маму, которая в обувном магазине пытается начертить ботинком или туфлей линию, не удивляйтесь. Значит, у нее уже учатся дети в школе. Раньше старшеклассникам выдавались половинки опасного лезвия, и они отчищали эти черные линии на линолеуме во время ЗПД - зоны полезного действия. Сейчас, конечно, никакого ЗПД нет, и никто детям в руки лезвия не даст.
У вас все равно останется много вопросов. Что нести на рисование? Они рисуют красками или карандашами? В альбомах или на отдельных листах? Формата А3 или А4? А кисточки - из белки или норки? Не волнуйтесь, все равно принесете не то, что надо.
Если, как в моем случае, вы "возрастная мама", то будьте готовы к приступу депрессии: половина родительниц окажется моложе вас. Намного. И вы немедленно побежите вкалывать себе ботокс во все места и сядете на диету. И станете плаксивой. Умиление будет вызывать дочка в школьной форме, дочка с бантиком, старший сын, который ведет сестру за руку. Появятся и приступы панических атак. Я уговаривала себя, что у учительницы есть мой номер телефона, что до школы бежать две минуты, что ничего не случится. Я ругала себя за то, что сделала дочке пучок со шпильками: вдруг они на физре будут делать кувырки и шпилька вопьется ей в голову? А вдруг она заблудится и будет стоять одна в коридоре и плакать?
Следующее предупреждение опять же относится к возрастным родителям. Если вы привыкли пользоваться Viber, почтой и сидите в Facebook, забудьте обо всем, потому что у вас теперь будет только WhatsApp. Родители будут переписываться в нем с утра до вечера. Вечером активнее. Обсуждать погоду, кто в какой одежде отправил ребенка, кто как написал вчерашнее задание.
Сообщения в группе вы будете читать вслух родным и близким, как Жванецкий со сцены. Если раньше мы дружили мамами и меня среди ночи разбуди, я скажу, что Юля - мама Макса, Эльвира - мама Альберта, Яна - мама Никиты, то сейчас вы будете опознавать родительниц по никам. Поскольку у нас наравне с мамами общаются только два папы, то их вычислить проще. Один Викинг, второй Зидан. Еще есть Лелька, Шушушка, принцесса Софи и Светка-Красотка.
Для вас станет жизненно важной способность раскрасить гриб-боровик и шляпки опят. Образовать множественное число от существительного "творог". И это "твороги", а не "творога". Составить анаграмму от слова "никель". Ответ - ельник!
У вас возникнет много уточняющих вопросов: как приклеивать к папкам для рисования листочки с именами и фамилиями детей: наклейкой вверх или наклейкой вниз? По горизонтали или по вертикали? А сверху нельзя? А класс нужно подписывать или только фамилию?
Постепенно вы начнете опознавать детей. Сева ест на уроке. Ничего не может с собой поделать. Ему и запрещали, и ругали, и еду не давали, а он все равно сидит и ест. Севу все подкармливают - жалеют: кто кусочек яблока, кто печенье. Мальчик говорит, что его дома совсем не кормят, на диете держат, поэтому он только в школе может есть. Катюша - добрая и смешливая. Но пугливая. Дети подбегают к ней сзади, кричат "бу", она подскакивает на месте и тут же начинает плакать. Учительница сто раз говорила детям не пугать Катюшу, но дети не слушаются. Ей уже восемь, и она крупненькая девочка, на голову выше почти всего класса и в обхвате - четыре Симы. Симу Катюша взяла под свою опеку и периодически носит ее на руках. Учительница сто раз говорила Катюше не таскать Симу, которая в ее руках болтается, как кукла, но та ничего не может с собой поделать - хватает и несет. Так вот если Катюша пугается, то она может повернуться и нечаянно махнуть рукой. Один раз задела Вову. Вова впечатался в стену. Катюша рыдала пуще прежнего: ей было жаль и себя, и Вову. У Вовы от ушиба выросла на затылке шишка. Тут же, конечно, прибежала Вовина мама и стала требовать допроса с пристрастием: кто ударил, кто виноват. Между делом выяснилось, что Саша регулярно бьет сменкой Андрюшу. Мама Андрюши думала, что Саша - это мальчик, и советовала сыну давать сдачи, но оказалось, что Саша - девочка. И как теперь быть?
И, пожалуй, главный совет на 1 сентября. Выпить. Когда мой сын шел в 1-й класс, его бабушка пришла на линейку с бутылкой шампанского. И напоила всех родительниц. Они до сих пор ей приветы передают.

Журнал "Огонёк" №34 от 29.08.2016
http://www.kommersant.ru/doc/3070368

Капельница на швабре. Маша Трауб вспоминает свои уроки труда


Чему можно научиться на уроках трудового воспитания
Учебный год не успел начаться, а родительницы из класса моего сына уже в панике. Поводом стала новость о введении в школах трудового воспитания. Инициатива - нового министра образования Ольги Васильевой. Как всегда, есть те, кто за, те, кто против, и те, кто помалкивает. В моей семье - муж против, я - за, а сын помалкивает.
Помните, раньше в дневниках стояла аббревиатура - УПК, "учебно-производственный комбинат"? Мой муж, учившийся в московской школе, осваивал профессию телефониста и с тех пор терпеть не может любые телефоны. А на уроках труда, предшествовавших УПК, безуспешно пытался изготовить в школьной мастерской ракетку для пинг-понга. Мой личный провинциальный опыт еще более разнообразный, но об этом потом. Собственно, вопрос в том, возможно ли в принципе сейчас скрестить предмет "труд" с "УПК", не станет ли это профанацией и имитацией, хотя бы потому, что жизнь другая, дети другие, родители другие.
Это как с дежурством по классу, которое предложила ввести учительница дочки моей знакомой, а дочка учится в начальной школе. Скандал у них разразился такой, что долго успокоиться не могли. Учительница всего лишь предложила, чтобы девочки поливали цветы, вытирали доску, подбирали с пола бумажки, а мальчики поднимали стулья на парты после занятий. Ну ведь и впрямь ничего страшного по сути.
Половина родительниц решила нанять уборщицу, чтобы дети, не дай бог, грязную тряпку в руки не брали. Тут же начались крики, что у одного ребенка аллергия на растения и все цветы должны быть срочно выставлены из класса в рекреацию. У другого ребенка - аллергия на пыль. У третьего - бабушка, она может прийти поднять стулья, если уж так надо. Учительница, которая хотела, чтобы дети научились заботиться о цветах, о собственном классе и банально убирать за собой мусор, пожалела о том, что вообще рот открыла. Моя подруга была за дежурства, но осталась в меньшинстве и предпочла не вступать в дискуссию. Потому что мамы впали в истерику и кричали в WhatsApp: "Давайте им еще повязки красные сошьем на руку!", "Давайте еще их в пионеры примем!". И от невинных цветочков перекинулись на обсуждение политических вопросов.
...Я сменила несколько школ в разных городах, поэтому уроки труда у меня были не похожи друг на друга. В школе на Северном Кавказе мы собирали колорадского жука с картошки в местном колхозе. Шли, сверкая на солнце пионерскими галстуками, вдоль грядок и топили жуков в керосине. В жизни мне это не пригодилось, но зато я не визжу, когда вижу насекомое.
В школе в северном городе труд у нас вела секретарь школы. Мы учились печатать на машинках вслепую десятипальцевым методом. У мальчиков был свой трудовик, бывший электрик. До сих пор считаю, что печатать вслепую - очень ценный приобретенный навык. А мальчишки у нас рано начали подрабатывать. Пока официальный, прикрепленный к ЖЭКу, электрик находился в запое, парни чинили проводку, ремонтировали розетки, даже люстры навешивали. Хотя они сами электрика и спаивали.
В московской школе мои уроки труда проходили в парикмахерской, которая была оборудована на первом этаже школы. Там все было по-настоящему - с зеркалами, мойкой, креслами, фенами и даже куполом-сушкой для перманентной завивки. Мы специализировались на мужских стрижках. Клиентами становились первоклашки или второклашки, которые, с точки зрения учителей, ходили заросшими или плохо себя вели на уроке. Нам отправляли их сами учителя. Если стрижка не удавалась, а она, конечно, не удавалась, наша Лариса Витальевна брила клиента машинкой под ноль. Если в начале года у нас все первоклашки ходили лысые, то к концу мы навострились делать всякие боксы, полубоксы, бобрики. В свободное время мы делали друг другу начесы и экспериментировали с бигудями. Пригодился ли мне этот навык? Ответ - да. В последних классах школы я стригла Сережку Малкова, а тот делал за меня математику. Почему Малков не ходил в парикмахерскую, не знаю. Своего сына, когда он был маленький, я тоже стригла сама.
Недолгое пребывание в школе в Закарпатье обернулось очень ценным навыком - мы учились делать уколы, накладывать повязки, оказывать первую медицинскую помощь. Внутримышечно я колю всех до сих пор, включая соседок, родных, маленьких детей, своих и чужих, а также домашних животных. Сама себе тоже уколы делала, когда была беременная. Когда-то умела ставить капельницу на швабре, но сейчас уже вряд ли получится. Но мне было проще самой уколоть свою крошечную дочь, а не тащить ее в поликлинику. Я колола маму, когда у нее были сильные боли. Делала прививку мужу.
Муж считает, что у меня было тяжелое детство и часы, отведенные на труд, лучше тратить на дополнительные уроки русского, литературы, математики или физики - у кого какой профиль. Многие родители думают так же. Тем более что детям, которые нацелены на поступление в институт, нужно к ЕГЭ готовиться, а не тачать болванку на заводе или окучивать деревья на школьном дворе. Впрочем, мой помалкивающий сын, послушав семейную дискуссию, сказал, что болванку на заводе - это прикольно. Почему бы и нет?

Журнал "Огонёк" №39 от 03.10.2016
http://www.kommersant.ru/doc/3093747

Маша ТРАУБ: Почему я не хочу в родительский комитет
Дайте Агнию Барто
Чего ждать от родительского комитета в эпоху смартфонов? Размышления Маши Трауб


У нас в классе паника - распадается родительский комитет. Главной в комитете маме рожать со дня на день, еще одна мама взяла самоотвод. На родительском собрании подняли вопрос о замене. Добровольцев не нашлось. Почему-то все смотрели на меня и на Катю: у нас с ней есть старшие дети-школьники, считается, что мы все знаем, у нас опыт, и именно поэтому мы должны вступить в комитет. Мы с Катей не хотим туда именно потому, что у нас есть старшие дети и опыт.
Раньше главе родительского комитета нужно было иметь командный голос и уметь произносить фразы: "Кто не сдаст до 5-го числа деньги, тот...", "А вы сдавали? Вас нет в списке!", "На вас долг 2 тысячи, я из своего кармана должна платить?" И всем сразу становилось страшно и стыдно. Опять же если родительский комитет решил организовать экскурсию или праздник в классе, то от остальных родителей требовалось не вмешиваться, а вовремя сдать деньги.
Сейчас все по-другому. Типичная мама из родительского комитета должна виртуозно владеть гаджетами. Она обязана уметь пользоваться всеми существующими мессенджерами. Она не имеет права спать, разве что совсем немного, и ни в коем случае не должна выключать телефон. Потому что если мама из родительского комитета не ответила на сообщение через минуту, в мессенджерах начинается паника: что случилось? Почему вы не отвечаете? Хьюстон, у нас проблемы?
У родительского комитета в избранных фотографиях должно находиться расписание уроков, расписание звонков, расписание кружков, имена всех преподавателей, и еще раз расписание уроков, снятое под другим углом. У руководителя родительского комитета должна быть карточка Сбербанка, привязанная к телефону, на которую родители будут бросать деньги на нужды класса. Но все равно проблемы - положат на телефон и не напишут, от кого платеж. И да, она должна всех уметь называть "Девочки!", даже если "девочки" - это папы, то есть мальчики. И главное, она обязана все проблемы обсуждать в чате, советоваться, ставить родителей в известность и спрашивать их мнение, участвовать в дискуссии. И именно поэтому я не хочу идти в родительский комитет.
В прошлом году я организовывала внеклассные мероприятия. Поскольку дети маленькие, то я отвечала за выездные экскурсии в школу. Из музеев, с использованием музейных экспонатов. У меня подруга - музейный работник, с ее помощью я выбирала самые лучшие экскурсии, просила именно "Иру-экскурсовода" и пыталась сделать так, чтобы интересно было детям, а не родителям. Но родители все равно вмешивались.
"А мы не можем, у нас тренировка. Давайте перенесем на другой день", "Зачем нашим детям про былины и гусли? По литературе уже надоели этими Святогорами!", "Почему в классе? Детям интересно куда-нибудь съездить!" Вот как в коротком сообщении в WhatsApp объяснить, что хорошо, съездим, но для этого нужно собрать кучу бумаг согласно новым правилам перевозки детей, заказывать специальный автобус, иметь сопровождающих лиц и так далее. И цена будет другая.
Но отчего-то родители готовы скидываться на шарики, на ресторан с аниматорами, а на час, когда детям расскажут, откуда произошла лампочка и как делать свечи, им жалко. И даже после этого будут претензии: не так сняла урок с экскурсоводом, нужно не вертикальную съемку, а горизонтальную, а почему не всех детей, а только некоторых? В принципе, я имею право снимать только своего ребенка, а остальные мамы могут прийти с любой профессиональной камерой и снимать своих детей.
Когда мой сын был маленький, мы звали в класс музыкантов, молодых актеров, которые пели песни под гитару, читали им стихи. Не детские, взрослые - Пастернака, Цветаеву. Пели песни Никитиных или собственного сочинения. Мы приглашали детских поэтов, малоизвестных, которые играли с детьми в рифмы. Сейчас родители требуют в класс Сергея Михалкова, Виктора Драгунского ну или на худой конец Агнию Барто. Лично. Одна мама написала, что любит Юнну Мориц. Я чуть не расплакалась. Потом расплакалась после того, как мама объявила, что на Юнну Мориц она бы пошла, а на Петю Иванова, который молодой актер и чудесно читает детские стихи, не пойдет и дочку заберет с урока. С Петей Ивановым даже селфи не сделаешь.
Катя, которую тоже хотели в родительский комитет, пыталась сказать, что учителям не надо дарить конфеты, наборы кофе и чая, букеты размером с надгробный памятник. А лучше подарить два билета в театр, например в Большой. Катя не успела чайник поставить, как получила 50 сообщений. И про Большой, и про балет, и даже почему-то про Волочкову.
Мамы считают, что родительский комитет им должен. Например, централизованно заказывать дополнительные учебники по английскому. Неделю они собирали-перечисляли деньги на этот учебник, хотя можно было самостоятельно заказать в один клик. Они переругались, в каком интернет-магазине лучше заказывать и нужен ли вообще этот учебник.
Нет, я все-таки за диктатуру в родительском комитете. У нас, когда сын учился в началке, главой комитета была Жанна, мы ее панически боялись. "Да наплевать, что вам понравилось или нет! - кричала она возмущенной бабушке.--Я не для вас, я для детей делаю! А вашему Кирюше понравилось". "Зачем тратить на жрачку? Дома сготовите! Пусть дети лучше малый симфонический оркестр послушают!" Жанна требовала сдавать на симфонический оркестр, потому что была неравнодушна к классической музыке. Она могла привести в класс химика, который ставил научные опыты еще до того, как это вошло в моду, или вызвать старичка-краеведа, который тащил детей в местный парк. Мы, родители, закладывали конфеты под деревом и писали записочки с заданиями. И тогда это не называлось квест-игра, а просто - "урок на природе". Если Жанна звонила по домашнему телефону (в то время мамы пользовались именно этим способом общения) и требовала завтра в три быть у школы, то нужно было срочно взять больничный, отпроситься с работы, вызвать бабушку, троюродную тетушку, но быть. С пирожками, бутербродами, соками-водами. У меня была грудная дочь, и я выходила к школе с коляской. В поддон коляски дети сваливали сменку, которую я послушно возила.
Я бы и сейчас возила, если бы нашлась такая Жанна. Которая говорила "звОнит", "накушались", но держала всех в ежовых культурных рукавицах. Она готова была выбить деньги на "мОзги", а на конфеты собирать отказывалась.
Я не хочу в родительский комитет, потому что мамы живут в соцсетях и в мессенджерах. А пусть хоть на день попробуют стать Жанной, которая делала все для своего Илюшки и его одноклассников в реале. Но я ведь тоже не могу стать такой Жанной. В WhatsApp мне проще.

Журнал "Огонёк" №41 от 17.10.2016
http://www.kommersant.ru/doc/3112472

СМ. ТАКЖЕ:
Публикации Маши ТРАУБ в журнале "Огонёк" (окт 2015 - янв 2016)
http://loxovo.livejournal.com/7550102.html
Публикации Маши ТРАУБ в журнале "Огонёк" (фев-апр 2016)
http://loxovo.livejournal.com/7550339.html
Публикации Маши ТРАУБ в журнале "Огонёк" (май-июл 2016)
http://loxovo.livejournal.com/7550465.html

писатель, Трауб, дети, родители, школа

Previous post Next post
Up