Уик-энд на севере Израиля - дом-дворец Литвинских, музей даров моря и крепость крестоносцев Кафарлет

Jan 26, 2015 15:13

Итак, посетив Авдат, Шивту, дом Бен-Гуриона и индейские вигвамы на юге Израиля, а потом посетив мечеть Али Сидна в Герцлии и "дом на воде" местного Гауди Нисима Кахлона в центре страны, я решил вновь отправиться на север Израиля, и провести там очередной уик-энд. Начал я его с осмотра Бейт ха-Тира, дома-дворца Литвинских в кибуце Гааш, после чего заехал в музей Ха-Мазгега в кибуце Нахшолим, и продолжил путешествие на пляже Ха-Боним, где осмотрел одноименную крепость крестоносцев, также известную под названием Кафарлет.



По дороге на север я заехал в кибуц Гааш, чтобы посмотреть на Бейт ха-Тира - так называемый дом-дворец или усадьбы братьев Литвинских



Этот дом братья Литвинские - Морис, Эмиль и Реймонд - построили в тридцатых годах прошлого века. Братья были сыновьями Эльханана Литвинского - крупного фабриканта, землевладельца, и одного из основателей Тель-Авива. Эльханан переехал в Яффо в 1880 году, основал новый еврейский квартал Ахзат ха-Байт и построил себе дом на Эхад ха-Ам №22, где проходили заседания масонской ложи. Его сыновья также неплохо устроились, основав банк "Купат ха-Ам". Братья вели аристократичный обаз жизни, который вызвал больую неприязнь у жителей еврейского ишува - один из них жил в доме на улице Лилиенблюм, за аренду которго уже тогда надо было платить баснословные деньги, а Морис, который и жил в "доме-дворце", был представителем нефтяной компании "Shell". Со временем он достроил дому еще два этажа.



Литвинские активно скупали земли, планируя поселить на них еврейских иммигрантов. Среди приобретенных ими земель - квартал в Хайфе, участок в районе Калькилии, и самое главное - выкупленный у темплеров квартал Сарона в Тель-Авиве - http://lorien22.livejournal.com/259151.html. Кроме этого, они создали новый пригород Тель-Авива к юго-востоку от Рамат-Гана, который назвали в честь отца Тель-Литвински. После образования государства Израиль в 1948 году земли Тель-Литвински были национализированы, а сам поселок переименован в Тель ха-Шомер.



В наши дни от проекта Тель-Литвински осталось несколько невзрачных зданий, а деятельность братьев напрочь забыта. Про сам дом особо сказать ничего не могу - он конечно красивый и оригинальный, но таких в какой-нибудь самой захудалой Европе двадцать штук на каждом углу. Так что специально ехать вряд-ли стоит, но если мимо проехжать можно и заглянуть на огонек - особенно если знать его историю. Теперь здесь располагается зал торжеств и маклерская контора (кто бы сомневался).



Ну а мы с вами переемещаемся в следующий кибуц - Нахшолим



Главная достопримечательность кибуца Нахшолим - музей "Мизгага", в котором производили бутылки для вина, которые в свою очередь производили винодельни в Зихрон-Яакове и Ришон ле-Ционе. Построил здание вечный барон Ротшильд в 1891 году - тот самый, который "спонсировал" белорусский поселок Мазкерет Батья - http://lorien22.livejournal.com/267002.html и прекрасную Рош Пину на том же севере страны - http://lorien22.livejournal.com/274054.html.



Само здание очень красивое. Напоминает дома в Гданьске... - http://lorien22.livejournal.com/158096.html



Однако сама идея провалилась. Песок здесь был не совсем, а если быть очень точным то совсем не подходяшим для производства стекла. Ротшильд и Ко попробовали завозить песок из Бенилюкса, но и это не помогло - уже в 1895 году завод накрылся. А в наши дни здесь музей подводной археологии, предлагающий осмотреть артефакты, найденные на дне моря в Тель-Доре, одном из самых древних городов Израиля.



Древний город Дор, как и большинство городов "Израиля" был разрушен и перестроен столько раз, что любой Константинополь позавидует. Начиная с XX века до нашей эры здесь жило четыре цивилизации: сначала Ханаанейская, окончившаяся примерно в XII веке до Н.Э. Потом здесь жило племя Sikil, о которой информации я, грешный, не нарыл - табличка в музее сообщила, что они были одним из пяти "народов моря", которые захватили Дор примерно в ту же эпоху, в которую Филистинцы владели северным побережьем Израиля. Сикили жили здесь примерно до 1050 года до Н.Э, а потом Дор захватили Финикийцы, цивилизация которых заправляла здесь до I века до Н.Э. Ну а потом в Дор прибыли Греко-Римская цивилизация, которая основалась здесь до III века нашей эры. Музей предлагает экспонаты всех времен и эпох.



Предметы роскоши и излишества, так популярные в Греко-Римскую эпоху



Мне особенно этот сосуд понравился. Я бы не отказался от такого в свою коллекцию сувениров - http://lorien22.livejournal.com/235205.html - и в нашу современную Тель-Авивскую эпоху)



Еще мне понравилась вот эта статуэтка. Эпоху не помню, но очень напоминает экспонаты музея Кикладского искусства в Афинах, от которого я в свое время безумно впечатлился - http://lorien22.livejournal.com/166549.html



Когда-нибудь руки дойдут, и я обязательно напишу и про тот музей. А пока гуляем по этому, Нахшолийскому. Филистинская львица



Маски. Почти Агамемнон) - http://lorien22.livejournal.com/167044.html



Эта и другие маски были частью обряда, известного уже в Ханаанейскую и Филистинскую эпохи, однако особую популярность он приобрел в эпоху Персидского владычества (V-IV века до Н.Э). Маленькие маски прикрывали лица статуй, принимавших участие в обряде, или вешались на двери домов как мезузы, сцелью отгонять несчастья и злых духов. Большие маски изображали лица богов и их надевали коэны (первосвященники) или просто верующие в ходе церемониальных обрядов. Отмечается гротескность изображения - очевидно потому, что маски должны были отпугивать. Также отмечается, что изображения похожи на Силена из греческой мифологии, старого сатира, сопровождавшего бога вина Диониса. "Маски Силена" были очень популярны в греческом театре, однако подобных при раскопках Тель-Дора пока не нашли. Ну а раз уж мы о сатирах...



Головы сатиров. Из-за любви этих мифологических существ к вину, ими украшали римские и греческие сосуды.



Медузы Горгоны. Несколько изображений этих самых популярных в греческой мифологии существ были обнаружены при раскопках Тель-Дора. У горгон обычно были кабаньи клыки, завернутый внутрь язык, страшные глаза, и на голове были локоны из извивающихся змей. Факт обнаружения горгон в Тель-Доре очень важен - это свидетельствует о том, что уже в VI и V веках до Н.Э. здесь был греческий храм, который посещали местные жители и проезжавшие торговцы. Уникальности этим фигуркам горгон добавляет тот факт, что подобным им не было найдено ни в одной другой археологической раскопке в Израиле!



Сидонийские сосуды. Очень редкие и многогранные) Каждая сторона обычно украшалась изобажениями фруктов, амфор, растений, архитектурными формами и т.д.



Есть также много изображений мужских статуэток



Эти статуэтки также относятся к персидской эпохе и сделаны в восточном или греческом стиле. Все они до единой изображают финикийского бога Баала, хранителя города.



Немного других экспонатов - останки блюдц ранней арабской и мамлюкской эпох



Изумительная греческая мозаика, найденная в Тель-Доре. Мы видим здесь маску, растения и фрукты. Мозаика была частью украшения на полу, в цетнре которой изображалась сцена из греческой мифологии, и ее нашли в римском здании II века, однако предполагается, что изначально мозаика находилась в здании эпохи Эллинизма. Также отмечается, что мастера использовали не местные камни для создания мозаики.



Тарелка эпохи крестоносцев, на которой изображены мифологическое существо - эдакий гибрид пантеры и птицы из персидской мифологии. Это существо предназначено охранять пользователя блюда от бед и несчастий (очевидно, чтобы его не отравили, например). Тема крестоносцев получит свое продолжение, когда мы отправился осматривать крепость Кафарлет на пляже Ха-Боним, но пока еще немного прогуляемся по прекрасному музею Мизгага.



В музее проходят и выставки изделий из стекла современных мастеров



Особо заострять внимание на этом факте не буду, но несколько экспонатов все-же покажу



Раз уж мы о масках...



На этом хватит. Походим немного вокруг самого здания



Полюбуемся



Бросим последний взгляд



И отправимся дальше - в крепость крестоносцев Кафарлет, расположенную около пляжа Ха-Боним



Начинаем восход к крепости. Отметим, что эта одна из единственных в Израиле уцелевших крепостей с круглыми башнями



Не совсем ясно, когда именно была построена крепость. Большиство исследователей относят ее к арабской эпохе - примерно VIII век



Многие также отмечают, что Кафарлет - одна из самых сохранившихся в Израиле крепостей крестоносцев, но мне так совсем не показалось



Помоему Нимрод - http://lorien22.livejournal.com/212788.html или Йехиам - http://lorien22.livejournal.com/268754.html сохранились гораздо лучше, но предоставлю судить это вам



Все заросло травой



Где-то мелькнул знак "археологические раскопки", но и он потонул в растительности. А так - все вокруг в останках, о которых абсолютно никто не заботится



Может быть "дикость" добавляет атмосферы и красоты. Виднеется синее-синее море, и можно полазать в свое удовольствие. Делать это правда стоит аккуратно, чтобы никуда не провалиться или чтобы не сдуло ветром, который здесь нехилый



Построена крепость в стиле средневековых феодальных замков - своего рода квадрат, по углам которого были четыре круглые башни



История рассказывает, что в эпоху крестоносцев (XII век) крепость принадлежала Госпитальерам, которые потом продали ее Тамплиерам. В 1265 году Кафарлет захватил все тот-же Бейбарс король Мамлюков, который добрался и до крепости в Миилии - http://lorien22.livejournal.com/271468.html, и еще много куда. В 1283 году согласно соглашению крепость вернули франкам, однако уже в 1291 году она перешла обратно к мамлюкам, которые в итоге ее и разрушили.



Внутри можно увидеть пещеры. Жилые дома?



А теперь войдем в главные ворота



Полюбуемся на прекрасную входную арку



Восточное влияние налицо. Очевидно поэтому строительство Кафарлета и относят к "арабской эпохе"



Отсюда крепость выглядит очень красиво



Поскольку у меня есть подозрение, что как и в Кафарлете, так и в музее Мазгега в Нахшолим я побывал примерно последний, и не писал об этих местах уже только самый ленивый, я не стал слишком описывать историю крепости. Да и не нужно это иногда. Мне немного жаль, что такое прекрасное место абсолютно заброшено, но с другой стороны это позволяет спокойно расслабиться, полазить и осмотреть окрестности без надзора злостных стражей закона, с которыми, например мне пришлось столкнуться при попытке сфотографировать крепость крестоносцев в Атлите (об этом - следующий пост). Кинем взгляд напоследок на любопытное здание библиотеки напротив крепости



И отправимся восвояси



В следующем посте - продолжение северных приключений. Мы заедем в лагерь пленных в Атлите, осмотрим еще одну крепость крестоносцев под названием Де Латруа, расположенную в Хурват-Карта, полюбуемся крепостью крестоносцев в Атлите, фото которой едва не стоило мне задержания полицией и дня в участке, заедем в доисторические пещеры Кармеля в национальном парке Нахаль Меарот, посетим деревню художников Эйн Ход, и закончим путешествие глубокой ночью в Зихрон-Яакове, которым мне упорно не удается проникнуться. А пока - всем спасибо, любите Израиль.

История, Археология, Крепости, Север Израиля, Архитектура, Путешествия, Исследуем страну, Израиль, Музеи, Дворцы, Самое прекрасное в мире

Previous post Next post
Up