Отдав дань Галилее трех религий, то есть посетив древнюю еврейскую синагогу и парк, побывав в главных друзских святынях и ульстрасовременной христианской церкви, мы решили в очередной раз поменять курс, и поискать рождественскую атмосферу. Приглашаю вас посетить со мной три арабские деревни - Фассуту (Мифшату), Джиш (Гуш-Халав) и Миилию, в которых подготовка к рождеству идет полным ходом.
Для начала мы поехали в бывший Гуш-Халав или Джиш, как его называют нынешние арабские жители деревни
Мне очень понравилась церковь на переднем плане (я вообще люблю церкви).
Именно в нее мы и направились.
Как мы видим, во дворе уже стоит елка, то есть подготовка к рождеству идет полным ходом. В магазине напротив уже во всю продают новогодние украшения
Внутри церкви уже выстроили "рожденственский грот". Такие, кстати, вроде сооружают только в "израильских" церквях
Сама церковь внутри очень скромная
А снаружи - очень величественная. следующий кадр, особенно сочетание синего и белого, напоминают мне сон, который мне часто снится. Я вообще обычно плохо помню сны, но этот почему-то запомнился мне во всех деталях: я стою где-то на берегу синего-синего моря, и вдалеке на горизонте виднеются контуры огромной белой церкви. Я всегда думал, что этот сон происходит где-то в Италии - похожую церковь из моих снов я несколько лет назад видел в Триесте, где вообще все здания очень громадные -
http://lorien22.livejournal.com/186274.html. На башне церкви виднеются часы, стрелки которых идут в обратную сторону, а саму башню грызут гигантские фиолетовые черви. В жизни я не умею плавать, но во снах все иначе, поэтому я погружаюсь в воду и начинаю плыть по направлению к церкви, которая потихоньку обрушается. Я начинаю тонуть и попадаю в подводное царство, полное тритонов, русалок и прочих морских жителей. Вместе мы образуем рок-группу, в которой я - гитарист, и устраиваем концерт по типу вудстока, на который приходят все жители воды. В знак благодарности они возвращают меня на сушу, но вместо церкви берег уже заполонило огромное количество громадных белых зданий, все они пустые. Я стою и думаю - в какое из них мне пойти, и что я ищу. И тут начинается землетрясение или шторм, и все разрушается. В этот момент я обычно просыпаюсь.
Обходим церковь
Колокольня церкви и странный дом напротив
Еще один кадр из сна
Любопытно, что святые в арабско-христианских церквях чаще держат мечи, чем кресты. Нечто подобное я наблюдал и в Мухраке, например -
http://lorien22.livejournal.com/260909.html В XVIII веке Джиш заселили марониты, католики и несколько мусульманских семей. В 1837 году большиство домов деревни разрушилось при землетрясении, и около 200 человек погибло. В 1945 году в деревне жило около 1100 человек, большинство из них - мусульмане (55%). После Войны за Независимость в 1948 году они покинули деревню, и в Джиш переехали христиане из соседних деревень, которые пострадали в ходе войны - например из Бир`ама (Барама), где до сих пор находится главная церковь маронитов, расположенная на территории национального парка -
http://lorien22.livejournal.com/268754.html. В наши дни здесь проживает около 3000 жителей, из них две трети - марониты, а треть - мусульмане. Поэтому здесь есть и мечеть - очень скромная по сравнению с церквью, да и вообще скромная по арабским понятиям.
Чуть-чуть прогуляемся по деревне. Мне очень понравился этот дом, очень добавляющий к общей атмосфере Джиш-сюрреализма.
Не стоит забывать, впрочем, что Гуш-Халав был еврейским поселением еще со времен эпохи Второго храма, а Йоханан из Гуш-Халава играл важную роль во времена иудейского восстания против римлян в 66 году. Евреи жили здесь всегда вплоть до XIX века и неподалеку от современной деревни сохранились останки древней синагоги.
Для того чтобы прийти к останкам следует отойти немного в сторону от деревни, и пройти примерно километр по лесной тропинке. В отличие от синагоги в Арбеле -
http://lorien22.livejournal.com/271195.html, вход синагоги в Гуш-Халаве направлен в традиционную сторону - на юг, то есть в сторону Иерусалима.
Однако синагога в Гуш-Халаве все-же отличается от большинства ей подобных в Галилее, очевидно из-за того, что каждый раз, когда останки раскапывали, часть камней забирали. По всей видимости строительство синагоги приходится на конец III века, а разрушена она была в 551 году. В ходе раскопок здесь нашли глиняной кувшин с 1943 монетами четвертого и пятого веков, а также несколько рельефов. Все это находится, само собой, уже не здесь - догадываюсь, что скорее всего в Музее Израиля или музее Рокфеллера -
http://lorien22.livejournal.com/193418.html.
Напоследок художественный кадр
И отправляемся дальше. Отдав дань еврейской истории, мы решили продолжить наш маршрут по арабо-христианским деревням, и отправились в Фассуту.
В эпоху Второго храма и восстания против римлян Фассута, как и Джиш была еврейским поселением под названием Мифшата. Также здесь когда-то был замок крестоносцев Фассове, на руинах которого и была построена современная деревня. Здесь тоже есть церковь, во дворе которой обнаружили останки еврейской синагоги.
Церковь Мар Элиас очень красивая. Название как у монастыря в Иерусалиме -
http://lorien22.livejournal.com/142977.html, но по стилю она напоминает церковь в Таршихе, еще одной расположенной неподалеку арабо-христианской деревне, в которой я побывал в ходе прошлого визита на север -
http://lorien22.livejournal.com/270200.html.
В Фассуте тоже во всю готовятся к рождеству. Есть маленькая елочка во дворе церкви
И огромная елка снаружи
Как настоящие первопродимцы, мы забрались на крышу церкви
Чтобы полюбоваться звездой на елке
И посмотреть на Фассуту с высоты церковного полета
Потом мы спустились обратно вниз, и немного прогулялись по "центру" деревни. Здесь очень красиво, каменные мощеные улочки. Правда белый дом немного не вписывается в общую картину атмосферы.
Но в общем очень впечатляет.
Вот такие вот "украшения" можно найти на старых домах
Ступеньки
Еще чуть-чуть разностильных домов
Есть в Фассуте и старая церковь, которая стоит заброшенной уже более ста лет
Доброжелательные люди открыли нам дверь и впустили внутрь, попутно рассказывая об истории церкви. Увы, похоже, чинить это дело никто не собирается.
Они также подчеркнули, что все поголовно жители деревни - католики (в Фассуте, как и в Джите, в наши дни проживает около 3000 человек). Видно, что им это очень важно. Также они рассказали нам про любопытный колодец, на который стоит посмотреть. Мы немедленно отправились на поиски, но я лично не впечатлился. Колодец как колодец.
В 1875 году французский археолог обнаружил в Фассуте много таких вод колодцев и цистерн, резервуар и большое количество каменных домов, от чего очень впечатлился. В наши дни сохранилось чуть меньше, но деревня безусловно впечатляет. Для нас она стала наверное главным открытием этой поездки, наряду с Хурват Миния.
Как мы видим, всюду уже висят гирлянды, и похоже деревня очень красиво подсвечивается в темноте. А теперь небольшое лирическое отступление - в поисках арака Эль-Кармен, о котором я так много рассказывал в прошлом посте, мы зашли в алкогольный магазин в Фассуте. Арака я здесь не обнаружил (взамен мне предложили арак из Рамаллы, который якобы скоро исчезнет с прилавком) но зато было найдено прекрасное - виски в пахите (алюминиевой банке)! Такое я видел впервые, и немедленно приобрел продукт. Пока правда не пробовал, так что о качестве сей радости сообщить еще не могу)
Вдохновшись прекрасным, мы отправились в третью арабо-христианскую деревню на нашем пути - Миилию. Здесь тоже есть своя церковь, и, судя по елке во дворе, подготовки к рождеству также идут полным ходом.
В этой деревне населения чуть больше - 3125 человек. Миилия и Фассута - две единственных деревни в Израиле большинство жителей которых христиане-католики. В основном здесь занимаются выращиванием оливок и свиней)
Главная достопримечательность в Миилии - крепость крестоносцев, под названием "Королевская крепость" ("Castellum Regis"). Увы, она не очень хорошо сохранилась, и вдобавок впритык к ней понастроили домов, что никак не добавляет процессу.
Крепость построили в XII веке для короля Иерусалимского Балдуина III. Потом она перешла в руки семьи французских аристократов Де-Милли. В 1187 году крепость захватил Салах ад-Дин, но уже в 1192 году она вернулась во владение крестоносцев в рамках "соглашений Рамле". В 1220 году крепость продали Тевтонскому ордену, однако ее значимость в дальшейшем резко упала после строительства крепости в Монфорте -
http://lorien22.livejournal.com/212788.html. В 1265 году ее захватил Бейбарс.
Крепость тоже украсили к рождеству
Вскоре резко стемнело, и наконец-то мы смогли полюбоваться на рождественскую подсветку и красоту
Елочка
Елочка и олени
Наверное кому-то в Израиле покажется странным такое восхищение от обычной елочки и нескольких фонарей, но что поделать - у людей, приехавших "оттуда" очевидно осталась какая-то ностальгия по тем дням, когда Новый год был единственным нормальным праздником, которого долго ждали, почти как дня рождения.
Поэтому если вы все-же желаете попасть на Кристмас-Маркет (рождественский рынок), а поехать в Европу у вас возможности нет - вы вполне можете поехать в эти дни в вышеуказанные арабо-христианские деревни, и насладиться предновогодней атмосферой. Конечно это не Берлин и не Стокгольм, но лучше наверное так, чем никак.
С приближающимся праздником, дорогие.