Две архаики

Jul 30, 2017 12:45

Как и следовало ожидать, восприятие классов у нас чисто материального характера. Прочие признаки оказываются настолько размытыми и лишёнными жизненной конкретики, что в общем-то могут быть признаны незначимыми. Хорошо подытожил это и ув. philtrius в своей последней заметке: " Боюсь, что имущественная дифференциация пойдёт впереди всякой другой - общество Read more... )

МирСбоку, идеология, история, цивилизация, культура

Leave a comment

oboguev July 30 2017, 10:26:07 UTC
Галковский - Крылову (May 29, 1999):

Вашей слабой стороной (катастрофически слабой и, увы, катастрофически распространённой в современной России) является принципиальное игнорирование категории "класса" [...] А зря. Для России это различие ПРИНЦИПИАЛЬНЕЙШЕЕ и ГЛАВНЕЙШЕЕ.

Для евреев, например, определяющим свойством является национальность. Но русский националист всегда будет "бит".

Ну встали Вы в третью позицию посреди России: "Я - русский!" Да русских в России как грязи и, более того, - из-за размытости русского этноса правильный пятый пункт ещё ничего не значит. КАК РУССКИЙ Вы тут никому не нужны, разве что в русско-китайской или руско-французской эмиграции 20-30-х. В России, как я уже говорил, главный, определяющий признак - сословная принадлежность. "Русский-интеллигент" и "еврей-интеллигент" в России в тысячу раз ближе, чем "русский-интеллигент" и "русский-крестьянин".

Аверинцев НАШ. И Лихачёв НАШ. И Бродский. Я чуть не плакал, когда читал протоколы суда над ним. Там в суммированном виде было сказано всё то, что я слышал от окружающих на протяжении всей своей жизни: "почему абстрагируетесь от коллектива"; "где документы"; "надо работать на производстве". Это был суд НАДО МНОЙ. Как интеллигентом. Не "советским" или "русским", а просто - "представителем сословия".

[...]

Маркс, повторяю, не случайно, не случайно в России "пророс". В России все эти "классы" ПРАВДА. ТАКАЯ ПРАВДА, что и слепому должно быть видно. Также как ПРАВДОЙ являлись "нации" в Веймарской Германии, или "эдиповы комплексы" в еврейской общине столицы Австро-Венгрии.

Reply

loboff July 30 2017, 10:52:23 UTC
Вообще-то ДЕГ здесь именно сословия и имеет в виду. А что он называет их классами, ну так с разговора об этой советской традиции словоупотребления мы и начали в качестве отправной точки.

Reply

oboguev July 30 2017, 11:13:22 UTC
Конвенциональное понимание "сословия" в русском языке -- это "социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом" -- а если не писанным законом, то обычаем. Как правило сословная принаддежность наследуется. (Есть также веберовское определение "общности основанной на представлении о чести", но сугубо в веберианской схеме.)

То же, о чём пишет Галковский -- это интеллигенция понимаемая как класс, т.е. совокупность лиц обладающих значительным культурно-образовательным и интеллектуальным капиталом, каковые формы капитала образуют основную часть их личного капитала, и которые (обращаясь к куце-веберианскому или марксистскому определению классов) занимают определённое место в общественном распределении труда -- а именно, занимаются производством умственной продукции, от бюрократически-управленческой до поэтически-симфонической. Для Галковского в данной тираде важен специфический под-класс интеллигенции: гуманитарная интеллигенция.

Галковский пеняет Крылову на то, что интеллигентское (точнее, гуманитарно-интеллигентское) классовое сознание для последнего не всегда оказывается приоритетным над национальным сознанием.

Reply

loboff July 30 2017, 11:34:09 UTC
Формально и юридически никаких сословий в России нет. Соответственно какое уж тут наследование или другое правовое оформление. Фактически же именно сословиями страты и оформлены. В силу чего неформальная сторона отношений (понятия) и имеет настолько неискоренимый характер. Галковский же по сути упрекает Крылова в том, что тот мало уделяет внимания понятиям, излишне концентрируясь на правовой стороне вопроса (мол, надо же понимать, ГДЕ ты живёшь).

Reply

oboguev July 30 2017, 11:57:25 UTC
Если формально и юридически сословий нет, то оформление сословиями страт -- оксиморон.

Что касается до беседы Галковского с Крыловым, то:

1. Речь не идёт про страты в целом, но лишь про одну конкретную страту -- гуманитарную интеллигенцию -- и её отношения с прочими.

2. Галковский-1999 упрекает Крылова-1999 за то, что последний не желает солидаризоваться с национально-антагонистичными или автонегативными по отношению к русским элементами гуманитарной интеллигенции. Приведённая тирада представляет ответ на фразы:

"> Социальный вес Аверинцева был гигантский. И он это сознавал, даже с избытком. Но оказался - НИЧТОЖЕСТВОМ.

Что касается Лихачева, то ему можно "поставить в вину" отнюдь не "прислужничество перед властями" (и не только перед ними). А все то же самое, что и Сергею Сергеичу."

Reply

loboff July 30 2017, 13:11:24 UTC
Мало ли что в нашей жизни оксюморон. Жизнь она такая - живая, да.

> Речь не идёт про страты в целом, но лишь про одну конкретную страту

Это и есть сословие.

ДЕГ в чисто бытовом плане несомненно прав - типа, чудилка ты картонная, своей же выгоды не разумеешь, тебе же, тебе от этого польза будет. ДЕГ и вообще умеет давать хорошие и полезные в практическом плане советы, к которым стоит прислушиваться.

Но идеологически мне позиция Крылова несомненно ближе, потому что он именно на закон и упирает, без которого все эти оксюморонные (как Вы выразились) понятия и отношения между и внутри страт это вещь достаточно эфемерная - сегодня так, а завтра иначе, сегодня ты друг и брат, а завтра ножичек под ребро, и какая хорошая у тебя квартира, братишка (вспоминаем Кавказ и Среднюю Азию, и смотрим на сегодняшнюю Украину). Поэтому Крылов и упирается - э нет, а давайте сначала БУМАГУ напишем, в котором мне (нам) будут даны некоторые гарантии; а вот когда будет бумага, благодаря которой ножичка можно будет опасаться намного меньше (права русского народа как государствообразующего будут зафиксированы в правовом порядке, а не на отвяжись "вас же и так много, чего вам ещё нужно") - тогда почему бы и не дружить с хорошими и полезными людьми.

Через четыре или около того года ДЕГ и сам вопрос наличия этой самой бумаги очень даже поднимал.

Reply

oboguev August 31 2017, 01:55:00 UTC
Не улавливаю рациональных причин, по которым интеллигенция представляется вам лучше описываемой как сословие, а не класс. Сословия -- одна из форм классовых различий, налагающая на описываемую общность дополнительные условия:
1) Низкую социальную мобильность в группу или из группы.
2) Формальное закрепление прав/привилегий и обязанностей/социальных функций членов группы.
В случае интеллигенции ни (1), ни (2) решительным образом не наблюдается.

Что до современной России в целом, я не вижу в ней никаких признаков сословности общества. Правда, некоторые авторы вроде напр. Несимяна регулярно употребляют это слово в переносном смысле, на деле всего-навсего имея в виду коррумпипрованную правительственную и судебную систему прогнутую под правящий имущественный класс.

Вот в среднем и позднем СССР, ввиду демонтизации отношений, понижающейся социальной мобильности и связанности её с всего несколькими каналами имеющими нечастный (корпоративный) характер, действительно можно пытаться усматривать элементы сословности (вопрос о том, основательно ли, выношу за скобки).

Reply

megakhuimyak July 30 2017, 16:38:32 UTC
как юридически нет? есть :-)

Reply


Leave a comment

Up