Ховрино, Баковка - эволюция проекта

Jun 22, 2022 08:10


Продолжаем рубрику «эволюция проекта», в которой я решил сравнивать по две реализации остановочных пунктов Московских Центральных Диаметров (далее - МЦД) с их первоначальными и итоговыми проектами.



Ховрино

Тут, наверное, стоит рассказать предысторию появления этого остановочного пункта Ленинградского направления Октябрьской железной дороги между Грачёвской (ранее - Ховрино и находится в границах станции Ховрино) и Левобережной. Дело в том, что с начала 1960-х годов было запланировано продление Замоскворецкой линии метро от станции «Речной вокзал» на север до остановочного пункта Левобережная. В разной время планировали построить две или три станции, их положение периодически менялось. Но после открытия станции «Выхино» на Таганско-Краснопресненской линии, где удобная кроссплатформенная пересадка между метро и железной дорогой создала большие проблемы, которые решают до сих пор, от всех подобных планов было решено отказаться. В результате Замоскворецкую линию «не дотянули» на одну станцию до Левобережной, окончив её на «Ховрино» (до получения официального названия именовалась «Улицей Дыбенко»), которая хоть и находится недалеко от железной дороги, но на расстоянии порядка 500 метров. После открытия станции метро было решено построить остановочный пункт на Ленинградском направлении для организации пересадки.

Первый вариант






Первый вариант проекта остановочного пункта Ховрино (проходившего тогда под проектным названием Ховрино-2, так как название без «двойки» носил соседний остановочный пункт Грачёвская, переименованный позже) датирую 2017-м годом (станция метро «Ховрино» обозначена как проектируемая, а она открылась 31-го декабря того года). Его выложил на форуме «Наш транспорт» Владимир Свириденков 22-го февраля 2018-го года. Данный вариант проекта отличает наличие конкорса, который не был построен. Возможно, из-за того, что решили сэкономить, так как знали, что платформа на Москву будет потом сдвигаться севернее при строительстве 5-го, 6-го главных путей направления.

Второй вариант






Во втором варианте проекта, сделанном к началу 2018-го года, кокнкорса уже нет. Осталось здание схода на платформу от Москвы, к которому пристроили павильон входа со стороны улицы Маршала Федоренко (район Бусиново). Для входа на платформу на Москву со стороны улиц Зеленоградская и Дыбенко, а также станции метро «Ховрино» предложен отдельный кассово-турникетный павильон, пройдя через который пассажиры по длинному пандусу попадают на платформу. Также здесь, как и на противоположной стороне, есть лифт.






Впервые рендер второго варианта проекта остановочного пункта Ховрино был выложен 13-го июня 2018-го года в виде фотографии информационного щита, сделанной пользователем _ovnours_ форума «Наш транспорт», на которой данное изображение присутствовало. Остальные картинки нашлись позднее на сайтах компаний, участвовавших в его проектировании. Ими были ООО «Проинжиниринг» (я них якобы всё выложено в декабре 2016-го года, но это явно ошибка сайта) и архитектурно-инженерное бюро «DreamForm», которые почему-то называют этот проект «ТПУ Зеленоградское» и «Терминал РЖД на Федоренко». У последних я нашёл и схемы, которые приведу дальше.






Выше и ниже на рендерах выход к улице Маршала Федоренко и лестнично-эскалаторный сход на постоянную платформу от Москвы. Авторы явно хотели повторить облик павильонов и сходов станций Московского Центрального Кольца, спроектированных Архитектурным бюро Тимура Башкаева совместно с АО «Моспроект-3».






Кстати, кремовый цвет панелей отделки это отсылка к спроектированному ООО «Центр-Дормост» в этом же узле надземному пешеходному переходу через пути Ленинградского направления Октябюрьской железной дороги (двум пешеходным мостам, и один из них вы можете видеть выше на рендере выхода к Бусиново). А вот рядом со вторым находится служебный павильон такого же цвета:






Эти декоративные порталы над входами пешеходных мостов упростили (хотя, казалось бы куда ещё проще) - никаких прозрачных проёмов в их крышах не сделано. Проектировщики остановочного пункта явно хотели объединить эти порталы со своим творчеством и сделать общий навес над входами на мост и над кассами, но в итоге договориться не удалось, и получились две отдельные конструкции с обеих сторон.






Фасад выхода со стороны платформы от Москвы:






Кстати, здесь должен быть задел под строительство полноценного конкорса, что даст возможность бесплатного перехода между платформами и сократит время спуска на платформу на Москву для жителей Бусиново, но об этом чуть позже. А пока обратите внимание на ровную площадку наверху, левее которой начинаются лестничный и эскалаторный спуски:






Фасад павильона схода со стороны входных дверей и его «внутрянка» (опять же, запомним ровную площадку на втором этаже):






Кстати, если на чертеже мы видим навес над платформой классического для Российских Железных Дорог «грибкового» типа, то на рендерах он показан в стиле таковых на станциях МЦК «Нижегородская» и «Ростокино». Давайте теперь посмотрим на выход к улицам Зеленоградская и Дыбенко и станции метро «Ховрино», с этой стороны площадь входного павильона больше:






Тут тоже не получилось совместить декоративные порталы моста и павильона входа. Проектировщики пешеходника «влепили» то, что ниже на рендере, но ещё и с непрозрачным козырьком и без боковых стен (хотя, может, их сняли при строительстве павильона Ховрино, пешеходные мосты открыли раньше):






Кстати, служебного павильона слева от портала пешеходного моста на этом рендере нет. Возможно, его соорудили уже при строительстве остановочного пункта. А справа появился кассово-турникетный павильон, вот его план:






Здесь можно снова обратить внимание на несостоявшийся общий навес, его потом переделали. Что касается планировки помещений, вроде бы, всё здесь осталось как примерно как на этой схеме, по крайней мере пассажирская зона






Выше схема «парадной» стороны фасада. Тут видно, что окна касс поменяли местами - низкое стало справа, а не слева. Изменение перейдёт в следующую версию проекта. Разрез по оси входных дверей (служебных в итоге нет):






А вот тыльная сторона фасада, сюда пассажиры попадают с платформы на Москву и к ней ведёт с неё пандус и лестница (рядом с которой есть лифт):






Рендер кассово-турникетного павильона с этой же тыльной стороны:






В реальности тут ещё сделали крышу над лестницей, это мы увидим дальше.

Третий вариант






Насколько я понимаю, в третьем варианте проекта поменяли только вход со стороны Зеленоградской улицы. На рендере, опубликованном 13-го сентября 2020-го года на различных официальных сайтах органов власти Москвы, был показан именно он. Авторы учли уже построенный портал пешеходного моста и добавили рядом свой, накрыв площадь у касс. Кассы поменяли местами, как это уже было на схеме предыдущего варианта. Кстати, второй выход к улице Маршала Федоренко получил такой же отдельный портал, других изменений там нет относительно прежних рендеров.






Остановочный пункт открылся 23-го ноября 2020-го года уже под названием Ховрино, так как соседний Ховрино был переименован в Грачёвскую неделей раньше. Для начала общий вид, выше кадр из этого видео с YouTube-канала «kosh_marius». Слева платформа от Москвы, справа - на Москву. Посмотрим на платформу, сделанную уже в стиле Московских Центральных Диаметров, разработанном ООО «Проинжиниринг» для проектируемых ими объектов, фото Агентства городских новостей «Москва»:






Отметим широкое витражное остекление верхнего этажа, тогда как на схемах здесь должны быть вставки серого цвета, разбивающие его. Хорошо, что от них отказались, даже если физически за стёклами остались опоры крыши.






Выше и ниже кадры из этого видео с YouTube-канала «kosh_marius». На них запечатлён процесс строительства выхода платформы от Москвы (со стороны Бусиново). Рядом с входным павильоном пришлось добавить отдельный навес






Г-образная пристройка навеса держится, видимо, на единственной опоре и примыканиях к крыше фасада павильона, далее кадр из видео с YouTube-канала «Gleb Gros»:






Кассово-турникетный павильон выхода к Зеленоградской улице, фото - Агентства городских новостей «Москва»:






Здесь очень похоже на последний рендер, разве что двери в служебное здание слева от входа на пешеходный мост находятся на другой его стороне, но это нормально, ведь у него другой проектировщик. Фото с сайта stroi.mos.ru:






Наконец, подъём с платформы на Москву к ксассово-турникетному павильону выглядит так (слева есть задел для строительство перехода к другому выходу, об этом ниже) на кадре из этого видео с YouTube-канала «kosh_marius»:






Тут всё сделано более качественно относительно рендера. Например, у лифта появились тамбуры. Не говоря уже о навесе над лестницей.

Дальнейшее развитие






Выше схема, опубликованная Владимиром Свириденковым на форуме «Наш транспорт» 22-го февраля 2018-го года. Здесь не первый вариант с конкорсом, а почти уже второй (кассово-турникетный павильон со стороны у платформы на Москву чуть меньше в объёме, о чём говорит сплошная линия турникетов), но здесь показано, как примерно будет выполнен пешеходный мост и сход на новую платформу на Москву, когда её построят севернее существующей. Вот место выхода к Бусиново, где будет осуществлено примыкание галереи:






Однако в материалах АО «Мосгипротранс» на реконструкцию остановочного пункта Ховрино в рамках строительства 5-го и 6-го главных путей на участке от Ленинградского вокзала до Крюково на Ленинградском направлении для первой Высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва» - «Санкт-Петербург» вместо этого показан только пролёт перехода над новыми путями к сходу к новому положению платформы на Москву:






Надеюсь, что это весьма условная схема, а на самом деле от планов связки со вторым выходом не отказались. Реконструкция будет увязана с обновлением соседнего остановочного пункта Левобережная и её должны начать после строительства и ввода там новой платформы от Москвы:





















Баковка






Остановочный пункт Белорусского (Смоленского) направления Московской железной дороги Баковка пережил за последние годы две реконструкции. В рамках первой была обновлена платформа для поездов, идущих от Москвы, и был сделан подземный пешеходный переход со сходом у её восточного торца. Но это было до внедрения норм проектирования остановочных пунктов МЦД, поэтому ни лифтом, ни туалета, ни современного навеса над платформой не появилось, а южная платформа на Москву вообще не была перестроена.

Первый вариант






Уже после запуска Белорусско-Смоленского МЦД-1 «Одинцово - Лобня» тут решили привести в порядок вторую платформу, а заодно построить ещё один подземный вестибюль, но уже полноценного вида. Кроме того, восточный не был удобен жителям местной застройки, поэтому многие здесь в нарушение правил перелезали железнодорожные пути и запрыгивали на платформы.






Первый вариант с разнесёнными платформами появился на сайте stroi.mos.ru лишь в 2020-м году, хотя выполнен был, как я думаю, примерно в 2018-м. Вот он на сайте ООО «Проинжиниринг», проектировщиков Баковки. Сайт пресс-службы Московской железной дороги показал один рендер 31-го мая 2019-го.






Выше вид с платформы от Москвы, которую тоже планировалось обновить, на реконструировавшуюся платформу на Москву и южный выход. Вот северный выход (№1) на первом опубликованном когда-то рендере:






Дальше рендер южного выхода у реконструировавшейся южной платформы:






Другой ракурс этого же выхода (№2), позднее его площадь была расширена:






Вариант, возможно, переходный ко второму проекту:






Второй вариант






Следующая версия проекта стала доступна в буклете ООО «Желдорпроект», которые обычно и нанимают на субподряд ООО «Проинжиниринг». Одно из отличий - платформы стали практически вровень за счёт сдвига на запад платформы на Москву и сокращения длины платформы на Москву. Прошлая визуализация точнее передавала габариты положения последней. Возможно, если и эту платформу потом обновят в стиле МЦД, она станет короче.






Вид платформ практически не изменился, появились указатели МЦД и дверь в служебные помещения в здании схода на платформе от Москвы:






Северный выход - упростили отделку (зато повесили указатели МЦД), другой лифтовый тамбур (так как шахта была развёрнута на 90 градусов):






Южный выход - тут всё те же изменения, что и на северном, плюс появилась пристройка к нему, так как не хватало технических помещений:






Другой ракурс на южный выход:






Западный вестибюль остановочного пункта Баковка открылся 14-го января 2021-го года. Отмечу, что его подземный объем имеет как бесплатную, так и платную зоны, что позволяет использовать его пешеходам как транзитный переход. Давайте посмотрим, что получилось. Кадра сверху из этого видео с YouTube-канала «AnVik Korzh» (вид с востока на запад):






Вид с платформы от Москвы на реконструировавшуюся платформу на Москву (на первой тут вместо реконструкции просто вставка схода в «подземник»), кадр видео с YouTube-канала «СТРОЙКОМПЛЕКС МОСКВЫ STROI.MOS.RU»






Северный выход, фото из фотоотчёта Станислава Константинова  - надпись «Баковка» переехала внутрь павильона выхода, а серая дверь в лифтовом павильоне ведёт вовсе не к лифту, вход туда с противоположной стороны:






Южный выход, далее все фото того же автора, тут серая, а не чёрная дверь:






Тот же выход, тут надпись «Баковка» сразу планировалась внутри:






Его же торец с лифтом, такое ощущение, что изначально в отделке хотели использовать мрамор, а не алюминиевые панели:






Спасибо за внимание! Пишите комментарии и подписывайтесь на мой блог.

МЦД, ретроспектива, Московские Центральные Диаметры, перспектива, Баковка, dreamform, Ховрино-2, Желдорпроект, Ховрино, Мосгипротранс, Проинжиниринг, Гипротранспуть

Previous post Next post
Up