Наверное, многие слышали о намерениях скоро построить Высокоскоростную железнодорожную магистраль (далее - ВСМ) от Москвы до Санкт-Петербурга (по крайней мере в формате 5-го и 6-го главных путей от Москвы до Крюково на Ленинградском направлении Октябрьской железной дороги). Но это лишь первая задуманная такая линия. ВСМ-2 пройдёт от Москвы до Екатеринбурга через Казань, и о ней тоже известно, но чуть меньше. Но наименее освещаема линия ВСМ-3 «Москва - Ростов-на-Дону - Сочи» или «Москва - Адлер», также известная как трасса «Центр - Юг». Сегодня я прикину «маркером по карте», как может пройти эта линия в пределах Москвы до МКАД.
Маршрут ВСМ-3
Выше приведена иллюстрация из
презентации Александра Чекмарёва от 12-го декабря 2020-го года. Для соединения ВСМ-1, ВСМ-2 и ВСМ-3 рассматривали различные варианты: через Московское Центральное Кольцо (далее - МЦК) со строительством
4-го главного пути на участке Лихоборы - Угрешская, по Митьковской соединительной линии или через центр города на участке от Курского вокзала до Каланчёвской. Наиболее вероятен вариант через МЦК как не создающий помех движению Московских Центральных Диаметров, так и строящийся с наименьшим количеством неудобств. Кроме того, здесь уже действует вокзал Восточный (терминал Черкизово). Однако из
проекта ВСМ-1 стало понятно, что эту линию планируют сделать тупиковой на
Каланчёвской, где для неё будет построен отдельный терминал «Ленинградский». Исходя из этого, понятно, что для ВСМ-2 и ВСМ-3 конечной тоже должен стать вокзал, Курский, ведь провести ещё два новых главных пути севернее для связи его с вокзалом ВСМ-1 на Каланчёвской очень сложно и дорого (читай - физически невозможно), хотя ранее до принятия проектов первого и второго Московских Центральных Диаметров (далее - МЦД) такие планы были:
Выше показана схема из
документа 2013-го года «Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Ростов-на-Дону - Адлер. Участок в границах Москвы. Оценка воздействия на окружающую среду», где присутствует продление основного участка к остановочному пункту
Марьина роща, который сейчас строится на Рижском направлении Московской железной дороги (показано зелёным цветом) для МЦД-1, МЦД-4 и дальних пригородных поездов Рижского направления.
Проблемы участка Курский вокзал - Калитники
В соответствии с актуальными планами, на
Курском вокзале строятся новые островные платформы №6 и №7 для приёма поездов дальнего следования и дальних пригородных с Горьковского направления Московской железной дороги. Логично для ВСМ-2 и ВСМ-3 использовать именно их в качестве конечных (а другим поездам сделать конечную на Нижегородской, где для этого запланированы 4-я и 5-я островные платформы). Сейчас над улицей Верхняя Сыромятническая проходят десять главных путей, а по схеме их тут будет уже одиннадцать за счёт сноса часть тупиковых платформ Горьковского направления (текущие №7 и №8). Однако дальше на юг уходят всего восемь главных путей, которые по два займут МЦД-2, МЦД-4 и дальние пригородные поезда Курского и Горьковского направлений. «Маркером по карте» можно расширить это «бутылочное горлышко», но далее начинаются проблемы.
Если взглянуть на схему, приведённую выше, становится понятно, что новые платформы и восемь главных путей остановочного пункта
Серп и Молот еле вместились в полосу отвода железной дороги, а перспективные пути тут не были учтены. Если пути ВСМ-2, -3 пройдут севернее, это приведёт к сдвигу на новое положение трассы Среднего Золоторожского переулка и снос северного вестибюля проектируемого конкорса. Пути с южной стороны почти попадают в полосу отвода, но приведут к сносу южного вестибюля конкорса, удлинению подземного перехода на юг. Хорошего решения здесь нет. Возможно, через южный сход конкорса можно «пробить» пути, снеся часть помещений на 1-2 этажах, ведь уровень третьего этажа тот же, что и у перехода над путями:
Но и это ещё не всё. 20-го декабря 2021-о года Владислав Лавров на форуме «Наш транспорт»
выложил схему реконструкции участка на пересечении Курского и Горьковского направлений Московской железной дороги:
На схеме развязки Курского и Горьковского направлений, показанной выше, 1-й и 2-й главные пути Курского показаны оранжевым цветом, будущие 3-й и 4-й - синим. Красным - 3-й и 4-й главные пути Горьковского направления. Сбоку от путей пунктиром показаны строящиеся подпорные стены. Никаких намёков на то, что здесь возможно расширение до шести главных путей на Курском направлении, здесь нет. А построить их более дёшево можно было бы только здесь, а иначе придётся строить сверхвысокую эстакаду над развязкой Третьего Транспортного Кольца и Нижегородской улицы.
Проблемы Текстильщиков
Следующая возможная конечная ВСМ-3 - остановочный пункт Текстильщики, на
перспективных схемах которого показывали три островные платформы и шесть главных путей. При этом пятый и шестой пути это на самом деле 15-я и 16-я соединительные ветви Курского направления и МЦК (Малого кольца Московской железной дороги). Передавать их ВСМ-3 значит исключить из транзитного движения, затруднить доступ поездам дальнего следования на вокзал «Восточный», не говоря уже о грузовых составах. Кроме того, узел в Текстильщиках и так перегружен, точнее Таганско-Краснопресненская линия метрополитена, которая несмотря на наличие в будущем станции Большой кольцевой линии вряд ли разгрузится так, чтобы здесь сделать новый вокзал.
Печатники - новый вокзал?
10-го июня 2022-го года на открытии остановочного пункта Печатники была показана схема, согласно которой к 2027-му году в составе узла могут ввести платформы для остановки поездов дальнего следования, то есть организовать здесь аналог вокзала «Восточный», но на юге города. Схема весьма условна, содержит ошибку в нанесении контура конкорса Печатников, а также на ней платформы показаны снова у путей 15-й и 16-й соединительных ветвей. Как мне кажется, в итоге такого решения не будет и либо островную платформу расположат в виде разъезда или между тупиком и путём 15-й соединительной ветви, либо вообще платформу построят в стороне. В пользу последней версии говорит наличие свободного места между остановочным пунктом Печатники и путями 15-й и 16-й соединительных ветвей (рядом с ними проходит ещё и безымянная соединительная ветка в Южный порт), что видно на схеме. О том, что именно здесь хотят разместить конечную ВСМ-3, мне Владислав Лавров
написал в январе 2022-го года.
Выше фото из группы «Развитие Метрополитена и Транспорта в Москве» в социальной сети «ВКонтакте».
Курьяново - Москворечье
Перекидная эстакада для 5-го и 6-го путей ВСМ-3 присутствовала в проекте остановочного пункта Курьяново с самого начала. Вот, например, два бежевых пути в одном из первых вариантов проекта:
Вот вид с востока на запад, на рендере присутствует эстакада:
Ещё один вариант и снова здесь есть интересующий нас объект:
А это вид в противоположную сторону, тоже с эстакадой:
Эстакада переведёт пути ВСМ-3 с востока на запад от действующих четырёх главных путей Курского направления. Далее она продолжится на юг мостом через Москва-реку между действующим Верхним Сабуровским ж/д-мостом и строящимся мостом Юго-восточной хорды, между ними будет проём:
На правом берегу мост должен опуститься на уровень земли, чтобы уйти под будущий заезд на Юго-восточную хорду с Каширского шоссе, задел для этого съезда предусмотрен проектом. Остановочному пункту Москворечье нужна будет модернизация, так как существующий пешеходный мост не содержит прямого схода на западную береговую платформу (которая на Царицыно). А теперь посмотрим сверху на место прохождения будущих эстакады со стороны Курьяново (левый берег Москва-реки) благодаря
этому видео:
И в обратную сторону, а также посмотрим на платформу Москворечье, где мы есть заделы под прохождение ещё двух путей с западной и восточной сторон и место для них под Москворецким путепроводом Каширского шоссе (кадр из
этого видео):
Рендер проекта развязки Юго-восточной хорды с Каширским шоссе без учёта перспективных съездов и заездов:
Впрочем, возможно, что новый мост построят между Верхним и Нижним Сабуровскими железнодорожными мостами. В этом случае остановочный пункт Москворечье попадает под тотальное переустройство. Но именно такой сценарий (со средним мостом) присутствует в схемах перспективного путевого развития МЦД-2 и 2018-го, и 2019-го года (на первой пути ВСМ-3 показаны цветом морской волны, на второй - чёрные):
Царицыно
Проектировщики подземного конкорса остановочного пункта на станции
Царицыно по какой-то причине не знали или игнорировали прохождение двух путей ВСМ-3 севернее действующей северной береговой платформы №3. В эту зону у них попал выход из проектируемого подземного вестибюля:
Как именно тут буду выкручиваться, учитывая, что Каспийская улица будет когда-то частью основного хода Юго-восточной хорды, неизвестно. Пока ещё можно внести изменения в проект узла, так как работы ещё не начаты. Иначе придётся проводить ВСМ-3 на эстакаде над станцией. Впрочем, есть и другое решение, если делать здесь остановку этим поездам. Можно 5-й и 6-й пути сделать приходящими к северным платформам №3 и №1. Тогда 1-й главный перейдёт к платформе №2, а 2-й главный пройдёт у новой платформы №6, которую имеет смысл построить севернее, чем подъездная дорога к станции, на приведённой выше схеме показанная серым цветом (там как раз рядом будет выход из подземного конкорса к платформе №4). Соответственно, 3-й и 4-й главные пути займут действующую платформу №4 и строящуюся №5. Далее кадр из
видео:
Как вариант, можно провести пути ВСМ-3 к действующей платформе №4 и строящейся №5, но тогда между Москворечье и Царицыно для путей ВСМ-3 придётся строить перекидную эстакаду.
Павелецкий вокзал - альтернатива?
Далее по трассе Курского направления Московской железной дороги внутри Москвы я не нашёл никаких проблем в увеличении числа главных путей до шести, поэтому обсуждать там нечего. Но рассматривается и другой вариант с конечной ВСМ-3 на Павелецком вокзале. Об этом мне
писал в январе 2022-го года Александр Чекмарёв. Для подобного решения потребуется построить в районе пересечения Курского и Павелецкого направлений эстакаду, которая будет переводить поезда ВСМ-3 с 5-го и 6-го главных путей Павелецкого направления на 5-й и 6-й путь Курского. Когда-то в этом месте существовала соединительная ветвь между ними, но потом её разобрали и теперь вместо её насыпи строится трасса Юго-восточной хорды, проект которой не учитывает какие-то новые ветви для перенаправления поездов. Кто-то может удивиться, какой 5-й, 6-й путь на Павелецком направлении, когда сейчас до Домодедово уходят только три. Дело в том, что четвёртый будет нужен для запуска МЦД-5, о котором всё же власти города иногда вспоминают (например,
Собянин в мае 2022-го). По
ссылке вы можете прочитать, как он пройдёт, что для этого было подготовлено в пределах города. Большинство путепроводов и тоннелей уже учитывают и расширение до шести главных, но может понадобиться апгрейд некоторых остановочных пунктов, таких как Варшавская и Тульская, а также строительство новых путепроводов, в том числе вместо переезда на Нагорном проезде. В целом, данный вариант требует большего числа работ, но зато их можно совместить со строительством 4-го главного пути до Домодедово. Ещё одна причина использовать именно его - это строительство ВСМ-3 не вдоль Курского направления, а вдоль Павелецкого.
Выход из Москвы
Ниже показана схема из
документа 2013-го года «Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Ростов-на-Дону - Адлер. Участок в границах Московской области. Оценка воздействия на окружающую среду», где от МКАД до границы Подмосковья предлагалось три варианта трассировки. Основной показан красным цветом, второй вариант - зелёным, третий - синим. В последнем случае ВСМ-3 поворачивает с Курского направления к Павелецкому и идёт плюс-минус вдоль него с заходом линии в аэропорт Домодедово. Вот именно синий вариант хорош для конечной на Павелецком вокзале, однако довольно «кривоват». После Московской области тоже есть варианты трассировки, но лично мне это уже не так интересно (
вот, например, про Ростовскую область).
Заключение
К сожалению, реализации всех этих ВСМ до сих пор нечёткие, даже первой от Москвы до Санкт-Петербурга, для которой сейчас начали строительство 5-го и 6-го главных путей от вокзала ВСМ-1 у Ленинградского вокзала до Крюково, но по другим участкам работы пока начинать не планируется (да и на первом это связано, скорее, с вводом МЦД-3 и выводом «Сапсанов» на 5-й, 6-й пути). Надеюсь, что различные поводы (текущая политическая обстановка, санкции, отсутствие на данный момент отечественного подвижного состава для ВСМ, конкуренция со стороны платной автодороги М-11 до Санкт-Петербурга) не помешают реализовать в будущем проекты ВСМ. И, надо отметить, работ по ВСМ-3 в пределах Москвы требуется гораздо меньше, чем по ВСМ-1 и даже, наверное, для ВСМ-2 «Москва - Казань - Екатеринбург».
Click to view
Спасибо за внимание! Пишите комментарии и подписывайтесь на мой блог.