Двойная жизнь преподобного Геккера. Окончание.

Oct 04, 2013 17:22





Пионеры на демонстрации. Ленинград.1933 г.
Продолжение. Часть 1   Часть 2   Часть 3

7. Американский шпион

К 1925 году почти все церковные деятели были арестованы, и Юлий Федорович попал на Лубянку.

Из биографии, рассказанной Геккером:
В правительство потекли доносы, в которых говорилось, что я - американский шпион, работал под прикрытием религии. Меня арестовали и продержали две недели, прежде чем разобрались и отпустили.
.
По воспоминаниям епископа Фредерика Ньювела (Frederick Buckley Newell) в 1925 году связь с Геккером прервалась. На собравшейся в Нью-Йорке ежегодной Конференции Миссии по Востоку кто-то предложил вычеркнуть его имя из списков. Однако, Норт возмущенно запротестовал : «Пока не будет известно о его смерти, этого делать не следует»

Из рассказа детей:
Его освободили благодаря заступничеству Чичерина, и жизнь, как будто бы наладилась…
В 1927 году он издает в Америке книгу «Religion under the soviets» и на вырученные деньги организует производство овсяных хлопьев. Их название «Геркулес» он придумал сам…
.


картинка отсюда

Из биографии, рассказанной Геккером:
Потом меня опять ненадолго арестовали , но это была просто ошибка.
После того, как меня выпустили, я остался без работы, я был под подозрением и не знал, как я буду кормить свою семью, в которой уже было пять дочерей. В течение нескольких лет я делал все, что придется, получая мизерную плату за переводы.
.



Статья 1928 года из газеты “Arkansas Catholic”,
где Юлий Федорович “открыто говорит туристам”,
что нынешнее положение вещей долго не продержится,
строй зашел в тупик,
что коммунистические идеалы не заменят религии,
потому что в них нет духовности

Замечу, что американцы, с сочувствием наблюдавшие за построением социализма в России, считали Юлия Федоровича агентом ОГПУ и предупреждали вновь приехавших о том, что с Юлием Федоровичем нужно вести себя осторожно.

Мэтью Миллер добавляет: если в своих письмах Геккер жаловался на трудности и притеснения, учиняемые большевиками против религии, то в публичных выступлениях он был пропагандистом советского строя.
А Дейвид Фогльсонг еще и отмечает попытки Геккера не просто учить большевиков, но и выдвинуться в  лидеры, повести за собой. [ - к нужной цели,  ведь именно таковой была стратегия Мировой церкви и Миссии]

Из биографии, рассказанной Геккером:
Потом я вернулся в Университет в качестве лектора на факультет иностранных языков, где читал лекции на тему «Социологические аспекты английской литературы».
В такой должности, я конечно не мог участвовать во многих моментах современной жизни.
В 1934 году меня пригласили на факультет истории в связи с открывшимся факультетом американской и европейской цивилизации.
.

В июле 1934 года Геккер впервые встретился с Эрлом Юбенком, американским социологом, работавшим вначале на рокфеллеровский Совет по Образованию на Филиппинах, получившим докторскую степень в рокфеллеровском Чикагском университете и к тому времени возглавлявшим  кафедру социологии в Университете в Цинцинатти. Встреча произошла в Ленинграде, в отеле Европа, где Геккер остановился, приехав из Москвы, на пути в Европу.



Книги Геккера, выпускавшиеся в США

Юбенк описывает Геккера как "стройного, среднего роста, пятидесяти трехлетнего человека, производившего странное впечатление того, что он одновременно моложе и старше своего возраста. Его лицо сохранило юность, развившуюся из его идеализма и надежд о будущем, в то же самое время он был отмечен морщинами, которые были результатом не только его горьких разочарований, но и глубоких страданий."



Его внешний вид удивил Юбенка. Даже в Англии для встречи с европейцами и американцами каждый одевался в лучшее, Геккер же был равнодушен к помятому костюму и рубашке, никогда не носил галстуков, а его багаж вызывал жалость.

В беседе и в своих речах он обнаруживал "удивительную смесь глубокого мыслителя и непрактичного фантазера, с добавлением детской беспомощности перед лицом реальных проблем, с одновременным, если не незнанием этих проблем, то замешательством перед возникающими трудностями."

В гостинице у Геккера были какие-то проблемы с резервированием номера, и ему дали лишь место на ночь, которое он должен был освобождать сразу же после завтрака. Юбенк предоставил свой номер в распоряжение Геккера, в течение трех дней номер стал местом хранения его багажа и офисом, а Юбенк получил возможность побеседовать с советским социологом.

Из биографии, рассказанной Геккером:
Моя надежда в том, что я в какой-то мере смогу объяснить русский идеал внешнему миру. С этой целью я сейчас много пишу, и это очень хорошо принимается в англоговорящих странах Три моих книги уже изданы в Лондоне - «Русская социология», «Московские Диалоги», «Религия и коммунизм».
Сейчас я направляюсь в Англию, куда меня пригласили погостить на три недели Сидней Уэбб и лорд Пасфилд. Я пытался получить визу и в американском консульстве в Москве, по которой я бы мог съездить в Америку. Профессор Уард хочет организовать мое чтение курса лекций. Я покидаю Лондон с надеждой, что смогу получить ее в Лондоне.
.
Ему дали американскую визу. Геккер посетил США осенью и зимой 1934-1935 гг , и он вновь встретился с Юбенком, уже в Университете в Цинцинатти.

Америка, для которой Юлий Федорович был советским пропагандистом , а ранее -Юлиусом Геккером, опасным радикалом, лишенным гражданства, вдруг охотно дала ему визу и предоставила полную свободу для лекций о Советской России.

Из истории, рассказанной детьми:
Он даже беспрепятственно дважды между 1933 и 1936 годами выезжал в Америку и Европу с чтением лекций, и как-то взял с собой дочь, которая смогла некоторое время проучиться в английском колледже.
[Интересно, был ли этот колледж методистским?]
.
О том , как жили Геккеры в Москве рассказала миссис Геккер, которая пыталась поддерживать мужа в его работе по "облагораживанию коммунизма".

Записанное Эрлом Юбенком интервью с Элизабет Геккер датируется июлем 1934 года.
Юбенк описывает женщину 45-ти лет, которая могла быть заметна в любой толпе, «если бы позволяли возможности и финансы». Ее лицо и внешний вид свидетельствовали о тяжелом труде и лишениях, однако она переносила их не как страдалица, а как человек, отказавшийся от легкой жизни ради Благого дела.

Рассказ миссис Геккер вылился в целую лекцию о семье и семейной жизни в СССР, ее с интересом слушали Юбенк и группа приехавших с ним социологов.

Миссис Геккер рассказала, что после получения советского гражданства их жизнь стала прискорбно тяжела, пять детей усугубляли положение. Из-за нехватки жилья в Москве им дали лишь одну комнату по адресу “Неглинная, комната 18 в квартире 5”, (в 1934-м году самой младшей из девочек уже было 14,  а  старшей - 21 год)



Комната рабочего 1920-е годы



Часть кухни. 1920-е годы Петроград



Комната рабочего 1930-е гг.



Областной Дом крестьянина (на площади Диктатуры) - спальная комната . Ленинград 1933 г

По закону Геккеры должны были отовариваться в специализированном магазине, к которому были приписаны все члены профсоюза Университета.

Альтернативой были «открытые» магазины, доступные каждому, но в которых все товары продавались по ценам в 5-15 раз выше. Этого, конечно, они себе позволить не могли, потому что зарплата Геккера составляла 500 рублей в месяц.



В магазине. 1921 год.
Юбенк был сильно удивлен, узнав о талонной книжке, которую нужно было предъявлять в специализированном магазине, и тем фактом, что после такого ужасного испытания в магазине, нужно было еще 20 минут ехать в переполненном автобусе на железнодорожную станцию, где такой же переполненный поезд через 35 минут доставлял их на станцию назначения, откуда до дома нужно было идти еще пятнадцать минут. [имеется в виду двухэтажный дом в подмосковной Клязьме, который смог построить себе Геккер, чтобы не ютиться в коммуналке]



Дом Геккеров в поселке Клязьма



Ирмгард - родилась в Чикаго, Кук, Иллинойс, США в 1916 году, умерла в 2002 году.
Марселла Луиза - родилась в Бруклине, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США в 1915 году, умерла в 2010 году.
Элис Гортензия - родилась в Нью-Йорке в 1913 году, умерла в 1982 году.
Ольга Софи - родилась в Женеве, Швейцария, в 1918 году, умерла в 2004 году.
Вера Элизабет - родилась в Потсдаме, Бранденбург, Германия, в 1922 году, умерла в 2017 году.
.

“Дорога туда и обратно, 140 минут бесцельно проведенного времени, с невозможностью присесть в дороге, с нагруженными сумками руками,- и все это только для того, чтобы раздобыть еду!” - возмущался социолог.

Юбенк узнал и о других трудностях - школы были переполнены и работали в три смены. Двое из девочек посещали школу с 18:00 до 23:30, для этого они совершали поездки на поезде. «Чтобы сказали наши девочки, если бы им рассказали о таком режиме дня и учебы?» - комментировал Юбенк.

При этом он замечал, что девочки, признавая неудобства, не жаловались.
Они говорили: «Мы строим в России новую жизнь. Мы создаем общество , в котором никогда не будет классов, не будет эксплуатации, особых привилегий. Конечно, это тяжело, но нам не хуже, чем другим. Более того, мы знаем, что это - неминуемые трудности в первые годы строительства.»

[В некоторых публикациях рассказывается о том, что девочки едва говорили по-русски и плохо понимали, что происходит в стране. Трудно себе представить, что посещающие советскую школу дети, проживавшие в России дети с 1921 года, не смогли выучить русский.]



Семья Геккер с родственниками в Нью-Йорке до переезда в Россию



Пионеры на первомайской демонстрации.Ленинград 1933 г Фото В.ФедосееваРассказывая о воспитании детей государством, о легкости заключения и разрыва советского брака, о возможностях избавления от нежеланных детей, миссис Геккер предвосхитила вопрос, не является ли все это разрушением семейной жизни.

Она заметила, что эти меры не могут быть разрушительны, потому что в России нет семейной жизни, и никогда не было.

Ни однокомнатное проживание рабочих, ни убогие лачуги крестьян не могут называться «домами», это места для еды и сна. В действительности, никто в них не живет. Люди приходят туда, когда им больше некуда идти.



Читальня при столовой им.Яна  Томпа. Ленинград 1925 Фото Я.Штейнберга



Открытие университетской студенческой столовой. Петроград 1923 год



1-я образцовая столовая рабочего кооператива Центрального района. Ленинград 1925 год



Средний зал столовой им.Яна Томпа. Ленинград 1925 год







Выдача обедов рабочим, занятым на огородных работах, с походной кухни. Петроград 1921 г.



Бойцы во время отдыха в помещении одного из подразделений. Ленинград 1924 г
«Россия никогда не знала семейной жизни в американском понимании» - сообщила миссис Геккер, изучавшая когда-то социологию  вместе с мужем.

Замужество было чуть больше, чем обыкновенное спаривание. Поэтому, новые законы улучшили, а не ухудшили состояние дел, потому что они уравняли в правах женщин.
Тем самым эти отношения поднялись до уровня товарищества, а не подчинения.
Это не уменьшило физиологическую сущность брака, потому что нечего было терять, зато теперь появилась возможность закладки равенства отношений.

Что касается дома и семейной жизни, их существование в России невозможно , пока не будут достигнуты жизненные стандарты, при которых станет это возможно.

«В настоящее время вся социально-культурная жизнь, а также время отдыха проводятся вне дома, так же, как это было и раньше, в еще худших условиях»



Выступление артистов на росп. 25 Октября (Невском) в пользу голодающих Поволжья Петроград 1921 год



Вечер отдыха в дни выборов в Ленсовет. Ленинград  1930-е



Посадка деревьев на острове Голодай в День леса. Ленинград 17 мая 1925 года



Неделя леса. Посадка деревьев в саду при Ленинградском доме работников просвещения.
Ленинград 10 мая 1927 года



Пляж в ЦПКиО Ленинград 1932 Фото С.Магазинера

Миссис Геккер окончательно растрогала всю группу социологов, когда призналась, что она, имеющая западное воспитание, страстно тоскует по собственному дому. Однако, она должна смириться с тем, что в России это невозможно.

Вскоре, после поездки, Юлий Федорович был отлучен от преподавания в университете.
Теперь он работал с иностранными туристами.



Реклама образовательных туров в СССР 1936 года
Приятный маршрут, низкие цены
Туристам предлагается совместить приятное с полезным - насладиться архитектурой и поучиться.
Среди учителей - опытные лидеры - знакомый нам по организации Христианского студенческого движения,
уже успевший получить докторскую степень, Джордж Дей и, конечно - Юлиус Геккер.

Дочери окончили школу, Алиса и Марсела поступили в институт иностранных языков, Ольга и Вера - в консерваторию, Ирма - в институт изобразительных искусств. И тут Юлия Федоровича арестовали, потом арестовали и супругу. Это было в 1938 году.

Больше от Геккера письма в Миссию не приходили. Его сестра, проживавшая в Бруклине, была в замешательстве, она не получила никаких указаний о том, как распорядиться средствами на его счету.
Об этих уже накопившихся в солидную сумму средствах много писали газеты в ходе пропагандистской  кампании 2008 года, пытавшейся напомнить о еще одной американской жертве большевизма.

Наконец, епископ Ньювел в 1958 году  посетивший  сестру  миссис Геккер, проживающую в Берлине, узнал, что она только что получила письмо от своей сестры из Иркутска.

Подробности пишут иностранные газеты:

Марселла и ее сестры долго ничего не знали о своем отце, пока Associated Press не познакомила их с секретным делом отца, состоящем из 100 страниц.

Согласно материалам дела Юлиус Геккер сознался в том, что шпионил на американское правительство, а его книги были прикрытием его настоящей деятельности.

Это было в апреле 1938 года , ему сказали, что расстреляют через два часа, сфотографировали, а фотографию подшили в дело. В то время ему было 57 лет.

Возможно, Юлий Федорович не был настоящим шпионом, но то, что он был осведомителем, а также агентом иностранного влияния - очевидно.

Был ли Юлий Федорович идеалистом и наивным человеком, считал ли он себя «лидером и пророком» или вел свою игру, пытаясь работать одновременно на два враждебных лагеря, возможно, узнает тот, кто возьмется беспристрастно написать его биографию.

По сегодняшним меркам вина Геккера , конечно же, не тянет на высшую меру наказания.
Но то были времена непримиримого противостояния, и семья Геккера стала лишь разменной монетой в этой Большой игре.

Справка:
Геккер Юлиан (Юлий) Федорович. Род. 1881, г. Ленинград; немец, б/п, обр. высшее, внештатный сотрудник института философии, доктор философских наук, прож. в Москве: Староконюшенный пер., д.33, кв.11.
Арестован 15 февраля 1938. Подписан к репрессии по первой категории (расстрел) в списке "Москва-центр" от 19 апреля 1938 на 327 чел., №61, по представлению нач. 8-го отдела ГУГБ НКВД И.И.Шапиро. Подписи: Сталин, Молотов, Каганович, Жданов. Приговорен ВКВС СССР 27 апреля 1938 по обв. в шпионаже. Расстрелян и похоронен на "Коммунарке" (Моск. обл.) 27 апреля 1938. Реабилитирован 18 апреля 1957 г.

Источники:

The American YMCA and Russian Culture: The Preservation and Expansion of Orthodox Christianity. By Matthew Lee Miller

The Living Church Conflict in the Russian Orthodox Church and the involvement of the Methodist Episcopal Church» by S.T.KIMBROUGH, JR

Redeeming Russia. American Missionaries and tsarist Russia, 1886-1917. by David S. Foglesong

The American Mission and the 'Evil Empire' By David S. Foglesong

Sociological Adventures: Earle Edward Eubank's Visits With European Sociologists by Dirk Kasler

Церковь, YMCA - ИМКА - ХСМЛ, Миссионерство, Великий евангелический поход, Геккер

Previous post Next post
Up