Двойная жизнь преподобного Геккера. Часть 1

Oct 01, 2013 21:02

Это должен был быть рассказ о протестантском пасторе, задумавшем примирить социализм и христианство в сознании пролетариата. Впервые я узнала о нем, когда читала о Христианской Ассоциации Молодых Людей(YMCA) и их помощи военнопленным. Преподобный Геккер организовал для русских пленных в австрийских лагерях курсы обучения неграмотных.
Потом я прочитала статью американской журналистки Анны Стронг о том, как протестантский пастор привез в страну 5 тысяч долларов, чтобы организовать заочные курсы для подготовки советских специалистов. За эту идею, рассказывала журналистка, его выгнали из Америки те, кто не хотел признавать большевистскую Россию.



А потом мне попалась публикация в Новой газете с рассказом о репрессированных сестрах Геккер: « …в 1938 году папу расстреляли за шпионаж (он за границей много бывал…)».

Сайт художника Юлия Ведерникова рассказал, как его дед, Юлий Федорович Геккер, участник революционных событий 1905 года в России и русский социолог, был расстрелян, а его семья репрессирована.

Другие газеты сообщала подробности - Геккер вынужден был эмигрировать в США, “спасаясь от преследований царской охранки “.

Да тот ли это Геккер? Проверила - тот самый. Только вышло так, что истории жизни у него было две. Одну я узнала от американских историков, а другую - создали дети и внуки.

Интересно, что и в списке сталинских жертв Юлиус Фридрих Геккер учтен тоже дважды, в России - в русском списке Юлиан Федорович присутствует как « русский и американский философ», в Америке - свой национальный список, в котором набралось уже 15 американских жертв сталинизма.

На английских страницах Интернета о Юлиусе Геккере говорят разное, кто-то считает его кремлевским агентом, кто-то - жуликом, многие годы “доившим” церковь, а кто-то, более осведомленный, заблудшей душой.

Чем больше я пыталась разобраться в этой истории, тем больше узнавала удивительных подробностей.
Вот и получился рассказ с названием «Двойная жизнь преподобного Геккера»



1. Начало жизни
Итак, Юлиус Фридрих Геккер родился в 1881 году в России, в Санкт-Петербурге, имел немецко-французские корни, был лютеранином. Американцы пишут, что до достижения 21 года он сохранял свое немецкое гражданство, а после - принял гражданство американское.
Потомки рассказывают, что Юлий Федорович родился в семье немца Теодора Геккера и француженки Луизы Шелонг. Помимо Юлиуса в семье еще были старшие сестры София и Ольга.

Теодор ( по американским данным - Фридрих) Геккер, как сообщают родственники, работал красильщиком и рано умер, семья жила в нищете, и Юлий с десяти лет уже работал на заводе, а сестры - няньками в больнице.

В своих рассказах дочери еще не готовы признать своего отца борцом с большевизмом, но уже не хотят себя считать выходцами из рабочей среды и ищут аристократические корни, которые, по их мнению, определяются стремлением матери дать детям образование:

«Брак с рабочим, скорее всего, был мезальянсом, причины которого неясны. Но ее тонкая душевная организация сказывалась в том, как она воспитывала детей, как, даже будучи смертельно больной, старалась обучить маленького сына хотя бы немецкому языку.»

«Умирая от чахотки и беспокоясь о судьбе детей, Августа Луиза взяла с дочерей слово, что они эмигрируют в Америку и помогут брату получить образование. 'И чтобы нога его больше никогда не ступала на русскую землю!' - эти слова метери дети запомнили на всю жизнь.» - публикует воспоминания Марселы Геккер журнал «Иные времена» 2007 года. [Вот так любила страну пребывания, Россию, семья Геккеров]

Юлий закончил церковно-приходскую школу, а затем «священник определили его и еще нескольких любознательных мальчиков на вечерние курсы» [не были ли эти курсы методистскими курсами по изучению Библии?]

19- летний Юрий, как рассказывают потомки, «ораторствовал перед рабочими» и, чтобы избежать неминуемого ареста, отплыл в Америку, устроившись кочегаром на судно. По воспоминаниям Ирмы (Ирмгард Амелии Геккер) отец покинул Россию в 1902 году. [задолго до революции 1905 года, но как раз для того, чтобы поменять гражданство]

В Америке ему оказали помощь немцы-методисты, один из них, священник Грюневальд принял непосредственное участие в судьбе юноши: «Он помог ему найти работу на заводе и начать учебу, конечной целью которой было поступление на философский факультет Колумбийского университета”

Дадим слово и самому герою рассказа. Умолчав о революционном прошлом, свою биографию, записанную американским социологом Эрлом Юбенком в 1930-х годах, Юлий Федорович Геккер начал так:

«Молодым человеком до Первой мировой войны я приехал в Соединенные Штаты и получил гражданство. Я очень глубоко интересовался религией, что привело меня в Методистскую миссию.»
.

Юлиус Геккер в Университете Цинцинатти
штата Огайо (Cincinnatti)
на встрече с Эрлом Юбенком в 1935 году

К этой биографии, рассказанной самим Геккером, а также к рассказам дочерей, я буду все время возвращаться, сверяя с американской историей. А еще я буду вспоминать некоторых персонажей моего предыдущего рассказа о Великом евангелическом походе, потому что вся эта история, так или иначе, связана с предыдущей.

Итак, пастор Грюневальд дал юноше «путевку в жизнь», с которой он и отправился в свой долгий путь. \

А путь его лежал в штат Огайо, где находился Немецкий Колледж Уаллеса (German Wallace College).

Этот колледж для немецких юношей-имигрантов был частью методистской программы по привлечению в свои ряды лютеран.

Колледж давал теологическое образование, и в то время оно было довольно престижно, многие молодые люди из бедных семей мечтали продвинуться, получив юридическое образование, или, став пастором. Со временем German Wallace College был преобразован в Baldwin-Wallace College и University.

С 1902 по 1908 гг. в Немецком колледже Уаллеса занимал профессорское кресло Джон Луис Нильсен (John L. Nuelsen), один из персонажей Великого Евангелического похода.
В колледже он преподавал в Теологической Семинарии Наста, которую, как пишут американцы, и посещал Геккер.



Джон Луи Нильсен - (1867-1946)
- немецко-американский епископ методистской епископальной церкви
и методистской церкви, избранный в 1908 году.

Из биографии Геккера:
Недалеко от Кливленда я встретил мисс Элизабет Юнкер (Elizabeth Junker), дочь лютеранского священника, которая родилась во Франкфурте-на -Майне.Она стала моей женой.
.
Когда семья лютеранского священника Юнкера переехала в Америку, Элизабет было уже 25 лет, она тоже училась в German Wallace College, расположенном недалеко от Кливленда.

В 1910 году Геккер получил степень ВА (Bachelor of Arts) и переместился в Мэдисон, Нью -Джерси, где продолжил учение в другой семинарии - Drew Theological Seminary, которая готовила уже не просто пасторов, а методистских миссионеров.
Попечителем (и куратором) Cеминарии был все тот же Нильсен.
Геккер закончил Семинарию в 1912 году, получив степень BD (Bachelor of Divinity).
В ежегодном Докладе Русской Миссии за 1910 год, подготовленном Джорджем Сайменсом (George Albert Simons), другим героем рассказа о Великом евангелическом походе, сообщалось, что преподобный Геккер выразил желание вернуться в Петербург, чтобы служить Методистской епископальной церкви [Methodist History vol.4 p.111].
Русская Миссия в то время крайне нуждалась в новых кадрах, знающих язык и местные нравы.



Джордж Альберт Саймонс (1874-1952) из ​​штата Нью-Йорк
был первым и единственным американским миссионером методистской епископальной церкви, назначенным руководителем Русской миссии.

Вот, что пишет о нем его биограф С. Т. Кимбро мл (S T Kimbrough Jr. ).
Он прибыл в св. Санкт-Петербург в 1907 году при Николае II. Ему удалось зарегистрировать первую методистскую общину в Санкт-Петербурге. в Санкт-Петербурге в 1912 г. на основании регистрации методистской общины в 1906 г. в Каунасе, Литва, входившей тогда в состав Российской империи.
Саймонс вскоре овладел русским языком и основал многочисленные общины в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Петербург...
В 1918 году, после большевистской революции, он был вынужден покинуть Россию. В 1920 году он был переведен в страны Балтии со штаб-квартирой в Риге, Латвия,
с некоторыми постоянными обязанностями в миссии в России.
В Риге он основал институт для обучения духовенства, продолжил свою издательскую программу и приобрел множество земельных участков для церковных зданий.
Без усилий Саймонса методизм в России и странах Балтии был бы лишь тенью того, чем он является сегодня. Заложенный им фундамент помог возродить методизм в этих странах после падения коммунизма.

Итак, Геккер выбрал путь миссионерства и твердо шел к намеченной цели [ или его к ней направляли].

2. Поднятая целина преподобного Геккера
Однако, несмотря на желание отправиться миссионером в Россию, его послали в Нью-Йорк, где срочно требовался священник со знанием русского языка. После 1905 года из России в Америку усилился поток эмигрантов, мечтающих о свободе и достатке. Однако, в Америке они нашли нищету и еще более жестокую эксплуатацию. Волна забастовок грозила поглотить все американские штаты, социалистические идеи распространялись в рабочей среде.
Рабочему движению требовались лидеры, и методисты предложили своих.

Геккер стал помощником пастора Методистской церкви на Манхеттене [People's English Home Church , East 11-th street], территория была большая, и состояла она из беднейших слоев общества, представителей разных национальностей. Русских иммигрантов, посещавших тогда методистскую церковь, было всего 75 человек. Но это было только начало, молодому пастору было поручено привлечь к церкви остальных.



Газетная статья 1911 года,
сообщающая о новом евангелическом движении в Нью-Йорке,
Преподобному Юлиусу Ф. Геккеру
поручено заняться работой среди русских



Методистская епископальная церковь,  на одиннадцатой улице Нью-Йорка,
в районе Манхеттена, как она выглядела в начале века.

“Святое писание для революционеров” - так назывался обзор статьи из нью-йоркской газеты "Sun", опубликованный в мае 1914 года в газете "Литературное Обозрение".
Газета рассказала о молодом протестантском священнике, покорившем русских анархистов представлением христианства в научном, социологическом, смысле.

“Корреспондент, сокрушавшийся по поводу религиозного и политического фанатизма русских, нашел лекарство против него в собственной стране”, - сообщала газета.
Посетив лекцию преподобного Геккера, автор статьи не услышал обычных догматических рассуждений о грехе, обычного порицания или напоминания о райской жизни праведников.
Две сотни русских иммигрантов, еще недавно кричавших: “Оставьте Царство Божие себе и дайте нам Землю!”, теперь тихо внимали молодому пастору, рассказывавшему им о социальной эволюции.

Потом была исповедь. Но это были не обычные признания грехов, там не признавались в мелком воровстве, в тяге к алкоголю, или в непосещении воскресной службы.



Та же церковь, фотография 1939 года
Эти люди на 90 процентов состояли из революционеров и политических каторжников.
И их рассказы были об опасностях, кандалах, тюремной жизни, анархистских заговорах, бегстве от полиции.

Один из них был лидером восстания 1905 года на Черном море, ему удалось бежать в Америку, а теперь он готовился стать священником и читать проповеди своим соотечественникам.
Другой был участником знаменитого ограбления поезда на польской границе, был посажен в тюрьму, но ему удалось бежать. Теперь он говорил, что рад спокойной жизни в Америке, ведь только теперь он стал осознавать, что есть зло, а что есть добро.

Газета “Sun” поведала читателям, что мистер Геккер и сам был когда-то революционером, но приехав в Америку, он стал учиться в методистской семинарии. Он намеревался вернуться в Россию, чтобы помочь своим товарищам. Однако, под впечатлением увеличивающейся российской иммиграции, решил начать работу по реформированию России с нью-йоркского Ист-сайда.



Современный вид церкви,
в которой проповедовал Юлиус Геккер
Из интервью пастора Геккера газете "Sun":

“Когда я впервые предстал перед своей аудиторией с Библией в руках, меня встретили возгласами: “Отнеси ее в музей! Не нужно нас обманывать никакой религией! Ну и что, что существует Рай. Мы хотим повышения заработка.” Такой пастве традиционный Методизм не подходит. Потому я изобрел свое Учение.”

“… русские радикалы редко соглашаются между собой, кроме одного вопроса, в котором они солидарны - церковь и религию они считают величайшим злом, от которого когда-либо страдало человечество. Когда на одном большом собрании оратор сказал, что из всех своих врагов он главным считает Бога, он вызвал бурю аплодисментов.

Эта невероятная враждебность к религии создана разложившейся государственной Церковью, деспотическим режимом, который пользуется народной безграмотностью и предрассудками.
Может показаться странным, но это богохульство, ни что иное, как плач души по религиозной Истине.
Этот факт воодушевляет меня. Моя паства не верила ни во что и ни в кого, была совершенно аморальна, сбита с толку различными течениями марксизма, анархизма, мальтузианства, мирового рабочего движения.
Старые чувства, благочестивые традиции, иррациональные, но неискоренимые традиции не дают людям возможности принять новую религиозную Истину и сдерживают их интеллектуальный и духовный рост.
Однако, это и была - целина, которую нужно было поднять….”

Итак мистер Геккер начал с вечерних лекций, на которых он критически рассматривал все современные течения - социализм, анархизм, синдикализм и прогрессивный американизм.

Геккер разрешал задавать вопросы и возражать. Он стремился к тому, чтобы не осталось ничего непонятного.
В дискуссиях он всегда был не против своих оппонентов, а с ними заодно. Так они пробирались к Истине час за часом, иногда их дискуссии заканчивались далеко за полночь. Мистер Геккер признался, что за это время он переработал больше знаний по этике, биологии и социологии, чем за все время пребывания в колледже.

Помимо этих вечерних лекций при церкви были организованы вечерние курсы обучения английского, американской истории и гражданского права, открылась комнату для чтения, стали проходить вечера, где иммигранты могли проводить свое свободное время вместе.

Со временем предубеждение сменилось доверием, и Геккер смог, наконец, возобновить свои воскресные проповеди. Его первыми словами были: “Вы узнаете Истину, и Истина сделает вас свободными”. Посещаемость службы стала увеличиваться, теперь при Методистской церкви состояло 25 полноправных членов, у нее было 60 человек спонсоров, ее вечерние курсы посещала сотня учеников, а на службу стало приходить 500-600 человек в неделю.

“Я объясняю Истину, заключенную в Библию при помощи логики, истории и социологии”, - объяснял Геккер.
На вопрос журналиста, почему бы ему не оставить христианство и преподавать социологию, Геккер ответил:

”Социология не может заменить религию, она, скорее, объясняет и оправдывает ее.
Скоро наступит день психологической и социальной революции.
Народам нужны лидеры, эти лидеры должны иметь еще что-то, помимо науки, они должны быть людьми проницательными, они должны сердцем и душой верить в принципы какой-то формы обновления, они должны быть пророками в полном смысле этого слова”

3. Методист- социалист
В Нью-Йорке Геккер посещал Объединенную Теологическую Семинарию, а в Колумбийском университете - курсы социолога Франклин Гиддингса.



Под руководством Гиддингса Геккер написал и защитил докторскую диссертацию, которая была опубликована университетом в 1915 году под названием «Русская социология». В своей работе после изучения русской философской мысли, Геккер сделал вывод о главном отличии русской социологии. Она не была наукой, созданной учеными университетов, русская социология была выражением общественного мнения и политических взглядов отдельных русских лидеров.

Во время работы супруга над диссертацией миссис Геккер также посещала курсы социологии, однако основной заботой ее были дом и семья, в которой постепенно родилось четыре девочки.
Преподобный же Геккер в это время всего себя отдавал учебе и работе.



Это были времена, когда революционные идеи овладевали массами, и Объединенная Теологическая Семинария не смогла устоять перед напором либерализма, в нее тоже проникали радикалы.
Одна часть Семинарии требовала соблюдения свободы слова и совести, другая - очищения от красных.

На самом деле те, кого считали «красными» вовсе не были марксистами, они лишь, в соответствии с христианской позицией, пытались понять и защитить интересы непривилегированных классов.

В обращении к руководству одна сторона призывала изгнать из учебного заведения всех красных, другая взывала к разуму: «Если сегодня “красным” нет места в Церкви, то возможно, завтра в мире не останется места для Церкви…Обидно, если учебное учреждение такого высокого уровня превратится в заурядную школу тренинга миссионеров».

Юлиус Геккер примкнул к радикальной части студентов, а руководство Семинарии видело в Геккера не революционера, а харизматического лидера.
Сегодня в истории Объединенной Теологической Семинарии имя Геккера упоминается лишь вскользь.

В 1913 году на День Ветеранов (Armistice day) студенты потребовали, чтобы службу вел уже имевший репутацию радикала Юлиус Геккер, служивший помощником студенческого пастора. Опасаясь усиления радикальных настроений, руководство отказало Геккеру в ведении службы в стенах учреждения. Тогда проповедь была перенесена из Семинарии в арендованный для этих целей зал. В тот день, 12 Ноября 1913 года, преподобный Геккер посвятил свою проповедь необходимости объединения людей ради сохранения всеобщего мира.

Геккер развивал идеи общности социализма и христианства. Все чаще в его проповедях звучала тема обновления и революции, которая должна произойти в обществе и в душе, объединения людей ради всеобщего благоденствия. Не будет войн и будет мир, если люди объединятся и приложат все усилия для его изменения, такой будет мировая революция. Однако, это идея всемирного объединения была навеяна отнюдь не марксистскими идеями, а идеями христианскими.

О проекте века - IWM (Interchurch World Movement) - Общецерковном мировом движении и попытке примирения бастущего рабочего класса с владельцами сталелитейных корпораций я уже рассказывала здесь

Из биографии Геккера:
“Как-то раз я выступал перед религиозными лидерами и социологами, которые собрались в отеле Пенсильвания в Нью-Йорке. Эта группа состояла из людей, которые были настроены против сталелитейных магнатов. Мое обращение привело к вмешательству в это дело, что впоследствии называлось “Исследование забастовки Общецерковным мировым движением”.
За это меня занесли в черные списки”
.
Методисты не собирались отступать. Как говорил корреспонденту Юлиус Геккер, чтобы выиграть борьбу за рабочих, нужно было быть не против них, - нужно было быть с ними заодно.
На своих Конференциях 1912 и 1916 годов методисты призывали установить 8-часовой рабочий день , а в 1920-м защищали свободу слова, свободу собраний и гражданские права.

“Здесь, в США, мы еще не готовы к большевизму и потому мы должны совершить нашу революцию по-другому…Однако, она, наша революция, без сомнения настанет!” Такие заявления были характерны для выступлений Геккера перед рабочими в 1920 году, так записано в материалах дела, заведенного на “красного” пастора.

На страницах 1137-1138 Нью-Йоркского расследования министерства юстиции по вопросам радикализма появилась запись: Доктор Юлиус Геккер - методист и революционный социалист.

Продолжение: Часть 2

Православие, Церковь, Лютеране, YMCA - ИМКА - ХСМЛ, Миссионерство, Великий евангелический поход, Геккер

Previous post Next post
Up