Двойная жизнь преподобного Геккера. Часть 2

Oct 02, 2013 19:39




Юлиус Ф.Геккер (Julius F.Hecker)4. Под красным треугольником
Продолжение. Начало здесь.

Из биографии Геккера:
“ Во время учебы в Университете я стал членом Христианской Ассоциации Молодых Людей (YMCA), а с 1916 года включился в помощь, которую оказывал Союз Молодых Христиан во время войны. Сначала меня послали в Австрию, где я помогал военнопленным, главным образом, русским. Мой опыт в этой работе мне многое прояснил, я убедился, что они просто ожидали падения царского режима. Это показало мне, что грядущая революция произошла не под влиянием небольшой группы лидеров, это был широко распространенный мятеж. Во время революции Керенского я был в австрийском лагере и был свидетелем всеобщего веселья после известия о свержении царя.”
.

О деятельности YMCA по оказанию помощи военнопленным, я уже много рассказывала на страницах этого журнала. Геккер был одним из секретарей, работавших в Австрии. Знание русского языка делало его особенно полезным для работы с русскими пленными. Геккер полностью посвятил себя организации в лагерях курсов обучения грамоте и ремеслам, библиотек, театральных кружков, хоров, спортивных площадок. Вначале в его обязанности входило лишь распределение литературы, присылаемой благотворительными организациями, потом он стал заказывать печать русских книг. Но так как книг все равно не хватало, ему пришла мысль наладить такую печать в лагере.

Это никак не спасало русских от голодной смерти. Но и YMCA винить в этом нельзя, так как они осваивали направляемые им средства по целевому назначению. А целью было - физическое и духовное развитие. Обязательным бесплатным приложением к учебным лекциям, спортивным состязаниям и концертам были воскресные проповеди и дружеские беседы о душе.

Занимался Союз молодых христиан и рекрутингом, ободрял и воодушевлял добровольных помощников, а особенно ценных нанимал в штат за скромное, но все-таки жалование. Так Геккер из самих узников организовал издательство, которое, было признано чрезвычайно эффективным, благодаря дешевому труду - после проверки цензора брошюра из 32 страниц печаталась в 10 тысячах экземпляров всего за 600 крон.

Секретари регулярно докладывали о том, что ситуация с недостатком продовольствия в лагерях становится катастрофической, но изменить ее были не в силах. YMCA организовала распределение помощи, присылаемой военнопленным. Но после революции, из голодающих Москвы и Петрограда некому было организовывать сбор и отправку продовольственных посылок в Европу.
Платные столовые, которые удалось организовать на скудные средства, выделенные для этих целей, никак не могли помочь русским, потому что у русских военнопленных не было денег, да и сил, чтобы эти деньги заработать.

Когда Америка вступила в войну, секретари YMCA, как представители теперь уже враждебной страны, вынуждены были уехать. Австрийцы работой Геккера были очень довольны, и предлагали ему остаться [Геккер был для них - больше немец, чем американец, и они высоко ценили его эффективность], но руководство YMCA направило его в Женеву.



"Работа YMCA в армии стоит денег" - рисунок, призывающий к сбору денег для YMCA,
обслуживающей армию

Геккер переместился в Швейцарию, чтобы на деньги YMCA заняться амбициозным проектом - Издательством книг для русских. Сначала это были учебники и книги для чтения, распределяемые среди полуграмотных солдат и крестьян. Затем - пособия по ремеслам и сельскохозяйственной деятельности, научно-познавательная литература и, конечно, книги духовного саморазвития. На издаваемых книгах ставилась печать издательства “World Alliance YMCA” ( Всемирное объединение молодых христиан)

Геккер нанял на работу русских помощников, но вскоре программа помощи военнопленным закончилась. Тогда YMCA выделил Геккеру 5 тысяч долларов на продолжение издательской деятельности в соответствии с утвержденной YMCA программой.

Издаваемые книги были четырех типов:
1-Религиозного и этического характера, 2-технические, образовательные и развлекательные, 3-научно-популярные, 4-по истории, экономике и социологии.

Геккер привлек к работе русских иммигрантов, и сам готовил материалы для печати. Одна из его книг « Под знаком Красного Треугольника» (The YMCA Work and Under the Sign of Red Triangle) рассказывала о замечательной организации YMCA, помогающей человеку совершенствоваться духовно.  Книга была обыкновенным пропагандистским материалом для русскоязычной среды, содействовавшем вербовке в организацию новых членов.



Из книги: «Христианский Союзъ является своеобразнымъ объединяющимъ звеномъ не только Евангелическаго Христианства, хотя Христианский Союзъ изъ него-то и выросъ, и изъ него-же и поныне продолжаетъ черпать свои жизненный силы.»

Однако, в 1921 году возникли сложности. Константин Сахаров, председатель Русского Национального Общества обратился в YMCA , где обвинил организацию в атаке на Русскую Церковь, и указал список выпущенных книг, которые были сочтены крамольными. Книги опровергали традиционные православные ценности, касающиеся понимания греха, бога и самой церкви. Помимо этого, он отмечал, что в некоторых книгах присутствует коммунистическая пропаганда, распространяемая социалистом Рубакиным.



Для Джона Мота, руководителя YMCA обвинения в работе против православной церкви были не cтоль важны, но связь организации с социалистами могла стоить потери крупных спонсоров.

Работа Геккера была приостановлена под формальным предлогом “отсутствия финансовых возможностей” . Издательство возобновило свою работу для эмигрантских кругов в 1922 году, но уже без Геккера.
Со временем оно превратилось в крупное издательство диссидентской литературы, но его слава досталась другим, а о Геккере предпочли забыть.

В это время над американскими радикалами сгустились тучи, производились все новые и новые аресты, митинги и призывы к революции были признаны угрозой национальной безопасности. Об этом времени тоже был рассказ на страницах моего журнала.

Госдепартамент потребовал от руководства YMCA отозвать пастора из Европы. На Сенатских слушаниях по делу Геккера было принято решение запретить к использованию американский паспорт для выезда заграницу. Но в отличие от других радикалов, арестованных и высланных из страны, Геккера почему-то не депортировали.

Из биографии, рассказанной Геккером:

Лидеры сталелитейной промышленности обратились к Джону Моту уволить меня из YMCA. Он отказался. Тогда они обратились через его голову к спонсорам. Опасаясь потерять миллионы долларов, поступающие в YMCA, он попросил меня уволиться, я вынужден был выполнить его просьбу.
Этот опыт ярко продемонстрировал мне несправедливость капиталистического общества и военной системы, что бросило меня в объятия новой эры, которая пришла вместе с Лениным и Октябрьской Революцией 1917 года.
.

Из истории, рассказанной детьми:

Геккер начинает активно сотрудничать с Советской миссией в пользу государства рабочих и крестьян...Его обвинили в антиамериканской деятельности и установили за ним слежку. Его вызывали даже в Белый дом, где он с возмущением отверг все обвинения, в сердцах бросив: «Мне придется отказаться от гражданства США!»

В такой патриотической стране как Америка, это прозвучало как дерзкий вызов. «Верит ли господин Геккер в социализм?»- спросили его во время одного из допросов. «Да, и всю жизнь буду помогать России».

Безоглядное романтическое увлечение молодой республикой Советов, вера в то, что только существующее правительство большевиков способно вывести страну из политического кризиса, привело Геккера к решению покинуть США, он считал, что его знания и энергия как никогда нужны именно победившему пролетариату …
.

Из биографии, рассказанной Геккером:

« Мы с женой решили отказаться от американского гражданства и вернуться в Россию с двумя дочерьми и включиться в социальный эксперимент, который начала проводить моя страна. Я опередил американские службы и официально отказался от гражданства.»
.



Газета 1920-года
План по расширению поля деятельности Миссии
Среди выступавших -Юлиус Геккер
5. Проникновение

Епископ Нильсен , находившийся в Европе и руководивший Восточным отделом Миссии, просчитывал все возможные варианты исхода гражданской войны, а потому ради успеха дела Миссии он не исключал возможности переговоров с новой властью, и с Православной церковью.

Однако явный противник большевизма Джордж Саймонс , числившийся в Советской Росии персоной non grata, уже не мог быть полезен. В этом деле требовался гибкий лидер, которого нельзя было заподозрить в антибольшевистских настроениях. В этом Нилсен надеялся на своего талантливого ученика Юлиуса Геккера.

В это время происходила корректировка планов и у Молодых христиан. Неудачи Белой армии и экспедиционных войск ничуть не убавили их энтузиазма. На новом совещании YMCA, состоявшемся в Нью-Джерси в 1920 году были поставлены новые задачи - добиться официального приглашения в страну уже от новой, советской власти. Конечной целью заявлялось создание национального российского союза молодых христиан (“Мы должны помнить, что нам нужно создать не американскую, а русскую организацию YMCA в России»)
Для этого нужно было решить проблему кадров, усилить тренинг уже подготовленных секретарей, которым явно не хватало знаний местной культуры и языка.

Для решения кадровой задачи была основана школа (Overseas Training School). Девятимесячная программа для небольшой группы секретарей была разработана самыми опытными специалистами. Первое занятие в школе началось 10 сентября 1920 года в Кливленде(Огайо). Среди преподавателей школы ключевыми фигурами  были Франклин Гейлорд (создатель общества Маяк в Петербурге) и Юлиус Геккер.

Вскоре подготовленные секретари были готовы к отправке в Россию. Планировалось направить на эти цели деньги из нерастраченных военных фондов YMCA.

Между тем ситуация в условиях созданной экономической блокады и распространения голода была невероятно благоприятной для реализации программы. Для того, чтобы власть стала сговорчивей, планировалось ее подкормить, была запущена программа Администрации американской помощи (ARA), программа Гувера.

Из истории, рассказанной детьми:

“В апреле 1921 года он впервые после долгой разлуки собирался в Россию и вез с собой средства для голодающих и медикаменты, собранные в Х.С.М.Л.( Христианского союза молодых людей)…
В России Геккер встретился с тогдашними советскими руководителями - Луначарским, Мартенсом (он знал его по Советской миссии в Америке), Смидовичем, Рудзутаком. Одежду, медикаменты, продукты привезли в это время в Москву представители других иностранных общественных организаций: «А.Р.А., Общество Друзей и др. “
.
С 1922 по 1924 году, несмотря на существующий запрет на работу YMCA пять секретарей были направлены на оказание продовольственной помощи профессорам и студентам. Однако, они работали не как секретари YMCA, а как сотрудники ARA. Герберт Гувер настаивал на концентрации американской помощи в одних руках, под эгидой А.Р.А, для этого семи основным организациям, оказывающим помощь России, был направлен запрос на выделение представителей для организации единого комитета ARA.

От YMCA был направлен секретарь Колтон ((Ethan Colton), к нему в помощь поехали еще четверо(MacNaughten, S.M.Keeny, Oliver J.Frederiksen и Harry Dewey Anderson. В перечне имен фамилии Геккера не значится.

И все же, Геккер приехал в Россию, неофициально и тоже стал работать на Американскую администрацию помощи ( ARA).

Судя по сохранившейся переписке, отмечает историк Мэтью Миллер, ведущие лидеры Методистской церкви все равно считали Геккером одаренным и умным евангелистом, который работает в России.

Отношение Фрэнка Масона Норта, стоявшего у истоков методистского миссионерства, к Геккеру было уважительным.
Он всегда интересовался возможностями, которые предоставлены Геккеру в России.

Фрэнк Масон Норт, секретарь Иностранной Миссии
Норт имел особую связь и с Юлиусом Геккером.

Епископ Джон Нильсен тоже считал, что революционный методист Геккер, как нельзя лучше подходит для работы в Советской России.

Однако, Геккер был «слишком красный», чтобы официально представлять Методистскую церковь, потому Геккера использовали без полномочий, неофициально.

Как следует из переписки Франка Масона Норта с Юлиусом Геккером летом 1921 года, пастор Норт попросил Геккера произвести исследование положения дел в России и составить небольшой отчет :

«...это моя личная просьба, не как официального представителя нашей Миссии. Никакой огласки этому дано не будет»

Геккер представил Норту отчет о поездке (Report on Conditions in Russia, by Julius F. Hecker.1922).



Рассказ о том, что Геккер видел в голодной России, был также напечатан в иностранной прессе под заголовком «По следам смерти и ужаса »

Так же как представители ARA, надеявшиеся на то, что распределение помощи расширит возможности политического и экономического влияния на страну, так и Геккер в своих письмах заверял Норта, что
«гуманитарная помощь и просветительская работа обеспечат широкое методистское представительство в России». Тогда, писал Геккер, мы будем “вполне свободны для запуска основной программы”.

Об отношении Геккера и Миссии можно судить вот по такому письму, направленному Геккером Норту.

«Что касается моего отношения к нашей работе в России, мне кажется, будет сейчас неразумно назначить меня официальным представителем нашей Миссии в России по двум причинам:

Во-первых, я обещал профессору Джону Саймонсу, что я не буду претендовать на должность Суперинтенданта нашей Миссии в России, даже, если я буду уверен в том, что он - не тот человек, который может обеспечить успешную работу при существующем режиме, в то время как нет надежды на то, что вернется старый.

Во-вторых, я до сих пор персона нон-грата в США, и возможно, таковым и останусь, пока Америка не изменит политику в отношении России. Наша Церковь вряд ли может быть представлена кем-либо, кто не будет утвержден  правительством.

Поэтому я предпочитаю поехать в Россию неофициально, более или менее независимо, как фрилансер.
В таких условиях я смогу помочь гораздо больше тем, кого Вы сюда пришлете. Я уже вошел в контакт со многими влиятельными лидерами советского правительства. Предполагаю вернуться через два месяца в Москву в качестве гостя Луначарского, министра просвещения в новом правительстве. Хотел бы узнать Ваше мнение по этому поводу.»

После отъезда Геккера Норт распорядился о том, чтобы семья Геккера получала ежемесячное пособие.

Из истории, рассказанной детьми:

Приглашенный для работы в России Луначарским, Геккер <…>поселился в Москве и развил широкую общественную деятельность. Он продолжил помощь голодающим в качестве доверенного лица американских религиозных организаций. Затем с энтузиазмом занимался устройством «Американских курсов» для подготовки работников в новых советских организациях. На курсах преподавали английский язык, делопроизводство, стенографию, машинопись, основы бухгалтерии. К чтению лекций Геккер привлек даже жену тогдашнего министра иностранных дел Литвинова.

Все оборудование для курсов: пишущие машинки, учебники, бумага, карандаши и прочее, было закуплено в Америке на личные средства Ю.Ф.Геккера.[Журналисту и в голову не приходит задаться вопросом, откуда у изгнанника-пастора были личные средства?]

Для заочных курсов учебников не хватало, их закупали заграницей. На эти заказы работало воссозданное уже без Геккера и переехавшее в Прагу издательство YMCA, носившее теперь название Имка -Тиск (IMKA TISK).
Среди множества направляемых в Россию учебников и книг на русском языке были книга Мотта «Ознакомление молодых людей с живым Христом» и брошюра Геккера “Под знаменем красного треугольника” об ассоциации молодых христиан YMCA или ИМКА.

Ничего удивительного, что советское правительство вскоре наложило эмбарго на импорт книг на русском языке. Уже хорошо налаженный прибыльный бизнес YMCA остановился, издательство оказалось на грани банкротства. Пришлось перестраиваться на маленький рынок сбыта, состоявший из русских иммигрантов.
В результате оборудование пришлось продать и перебраться в Париж.

Из брошюры «Под красным треугольником»

Если вы все, ознакомившиеся изъ этой лекции съ Хр. Союзомъ Молодыхъ Людей, пожелаете работать подъ знаменемъ краснаго треугольника на благо своей родины и на благо всего человечества, обратитесь въ такомъ случае для дальнейшихъ сведений, въ Международный Комитетъ Христианскаго Союза Молодыхъ Людей Северной Америки и оттуда укажутъ вамъ, какъ лучше и плодотворнее всего это вы можете сделать.

Адресъ этого Комитета:
The International Committee Of Young Men's Christian Associations,347, Madison Ave. New-York
.
Работа на организацию, заявлявшую, что она точно знает, как нужно обустроить Россию и разместившую свой штаб не в Кремле, а на Мэдисон-авенью, обоснованно должна была быть признана угрожающей национальной безопасности.

Однако, Юлий Федорович Геккер все еще пользовался доверием власти.

Далее: Обновление по Геккеру

Церковь, YMCA - ИМКА - ХСМЛ, Миссионерство, пастор Норт, Великий евангелический поход, Геккер

Previous post Next post
Up