10. Мировая церковь и рабочий класс

Sep 13, 2013 17:09




Из журнала "Безбожник" за 1930 год
Продолжение. Начало здесь

В предчувствии угрозы Мировой революции в декабре 1918 года 35 представителей протестантских миссионерских течений собрались в Нью-Йорке, чтобы обсудить возможности объединения усилий по евангелизации мира.
Но для того, чтобы «привлечь на свою сторону большинство тех, кто по каким-либо причинам еще не связан с какой-либо церковью», требовалось знание этих причин, протестанты осознали, что им не хватает “ знания мира”.

В начале 1919 года этот проект объединения обрел имя - IWM (Interchurch World Movement) - Общецерковное мировое движение, целью которого были:
«научный анализ потребностей мира с точки зрения...евангелического христианства»;
создание «кооперативного общества» и «мировой программы», отвечающей современным требованиям;
«мобилизация жизненных, денежных и молитвенных ресурсов» для реализации этой программы.

Христианские церкви должны были «сделать многие царства на Земле единым Царствием Бога и сына его Христа». На эти великие цели была поставлена задача собрать с верующих 336 миллионов долларов.



В Нью-Йорке расположился Объединенный штаб, который должен был обеспечивать эффективность реализации масштабной программы. В разных зданиях сконцентрировались представительные офисы различных протестантских течений.

IWM намеревалось приобрести здание, в котором, помимо офисов были бы конференц-залы, залы для больших собраний, больница, ресторан, центр отдыха для персонала, библиотека, отделы продажи, отправлений, отделы, которые бы обеспечивали картами, схемами и слайдами.

Для начала разместились в пятиэтажном здании, на оставшихся незанятыми площадях планировалось разместить представительства других сект, которые будут привлечены в будущем.



Список лидеров -общецерковников демонстрирует связь церкви с капиталом
Помимо всем известного миллиардера Рокфеллера
нужно обратить внимание еще на одного магната - Джонатана Элвуда Кокса



Jonathan Elwood Cox - представитель бизнеса,
промышленник и банкир,квакер

Структура управления IWM напоминала бизнес-корпорацию. И тут тоже отметился Джон Мотт, он был исполнительным директором.
Управляющим директором был методист Эрл Тейлор (Earl Taylor), бывший инструктор YMCA по спорту, закончивший Tеологическую Семинарию ( Drew Theological Seminary). Он руководил двумя основными подразделениями - по анализу и обучению, во главе которых стояли директор по анализу и директор по обучению. Каждое подразделение, в свою очередь, делилось на департаменты.







Статья из журнала "Безбожник" 1931 года
Эрл Тейлор здесь назван "Тайлором"
"Каждый трест имеет свои рекламы, каждый трест имеет и свою церковь"
"Церковь, кино и кабак нередко уживаются в одном небоскребе"
Отделы затрагивали все области духовной жизни: женский и мужской труд, деревенскую и городскую жизнь, внутреннюю и зарубежные миссии, управление и рекламу, обучение миссионеров и связь с промышленностью. Во всех этих областях был заведен учет.

Работа IWM началась так же, как и работа любой корпорации - со сбора информации и ее научного анализа.

Результатом такой работы был двухтомник « Мировой Обзор» (World Survey). Один том был посвящен Северной Америке, другой - остальному миру. На основании собранных сведений предполагалось принять эффективные решения и наметить наиболее гибкий путь достижения поставленных целей.



Объяснение, почему в этом году нужно собрать такую сумму,  ведь на карте еще столько мест,
куда не ступала нога миссионера



Из статьи 1920 года о том, что общецерковное движение
не обращает внимание на положении рядовых миссионеров
Рядовые миссионеры ( пасторы) попадают в черный список,
если им не удается собрать нужную сумму денег
Однако ж, собирая миллионы,
они все равно имеют минимальное жалованье,
в то же время ответственные секретари миссии
имеют высокую оплату и высокий уровень жизни.

Департамент по связям с промышленностью должен был анализировать социальные конфликты в промышленности и исследовать последствия их решений.

Америка в это время находилась в глубоком экономическом кризисе, к нему прибавились проблемы разрастающегося забастовочного движения. Рабочий класс. среди которого была и большая часть русских иммигрантов, требовал сокращения продолжительности рабочего времени и повышения оплаты труда.



Русские иммигранты в Нью-Йорке около офиса банка Adolph Silver and Company Bank



Департамент взялся решить эти вопросы.
В октябре 1919 года Департамент назначил Комиссию по расследованию причин затяжной забастовки в сталелитейной промышленности.

Назначенная комиссия наняла экспертов, собравших информацию о причинах забастовки и и подготовивших отчет.
Отчет, наряду с изложением позиции сторон, содержал призыв обратить внимание на низкую заработную плату рабочих и тяжелые условия работы.
Те, кто рассказывают об Общецерковном мировом движении, как правило, указывают, что этот отчет, повлиял на принятие решений глав сталелитейной промышленности внести некоторые изменения в порядок оплаты и условия работы. На самом деле с забастовочным движением расправились государственным террором,
Отчет Комиссии рабочим не помог.

Тому свидетельство - обзор статей в Литературном Обозрении 1920 года
По результатом отчета, писали корреспонденты, ничего сделано не было, рабочие сталелитейной промышленности оказались преданы своей церковью и обществом и находятся под жестким давлением.
Никаких серьезных изменений в условиях их работы так и не произошло.
Продолжается существование не только двухсменной работы ( по 12 часов), но и запрет на какие-либо коллективные действия.

Корреспонденты с возмущением обсуждали поголовную систему слежки, которая была организована сталелитейными магнатами. Более того, вся система отражала некомпетентность.
Отчеты агентов отражали их тотальную неграмотность и парадоксальную неинформированность, а также предвзятость.
В некоторых случаях агенты работали еще и провокаторами, разжигая вражду между национальными группами забастовщиков, провоцируя стычки между сербами и итальянцами. Система слежки была настолько обширной, что охватила и саму Комиссию по расследованию. Агенты докладывали, что Комиссия сама состоит из радикалов.

Газеты цитировали письмо одного из рабочих архиепископу, в котором он рассказывал о своем дне: чтобы заступить на смену в шесть утра, ему нужно проснуться в четыре, чтобы успеть в пять часов уже выйти из дома. После работы рабочий приходит домой в семь часов вечера, он должен лечь спать в девять, чтобы проспать, хотя бы семь часов.
У него есть всего два часа, чтобы помыться и поесть, и нет времени на семью, нет времени на вечерние курсы. Какая уж тут церковь, на церковь у рабочего, тем более, нет времени.
И все же, автор письма молился о том, чтобы архиепископ, смог помочь сократить длительность рабочего дня.



Отрывок из статьи 1920  года с критикой общецерковного движения
Баптистский лидер Ричард Эдмондс обращает внимание на то, что в случае,
если бы эта схема заработала, мир получил бы величайшую религиозную автократию
Другие отмечают в деле явный банковсий след

Добрых дел Движению совершить не удалось, потому что не удалось собрать  запланированные средства.
Проект оказался слишком затратным и неэффективным.
В мае 1920 года Генеральный Комитет, собравшийся в Кливленде, назначил Комиссию по реорганизации Движения, чтобы сократить катастрофически возраставшие расходы.
К концу года Движение вынуждено было объявить о самороспуске, и его активы были ликвидированы.

В публикациях этого периода, помимо обсуждения Общецерковного движения , корреспонденты газет пытаются ответить на вопросы, почему после окончания войны не снизились цены при отличных урожаях , куда девать излишки производства, а деятели церкви ведут дискуссию о невероятной детской способности восприятия религиозных истин.

О том, что не из взрослых, а из детей нужно растить паству для церкви, знал еще проповедник Муди, именно на детях сконцентрирована основное внимание Мировой церкви.

“Методизм чувствует ответственность за евангелизацию континентальной Европы по сравнению с другими ветвями церкви Христа, потому что уже 50 лет, как он начал работать в Германии и Скандинавии", - говорится в одной из статей Литературного Обозрения 1919 года.

Сначала методисты основали детский приют в Гренобле, рассказывает пастор Норт, потом такой же - в Неаполе. В Гренобле уже четыре приюта, методисты намереваются собрать около двух с половиной миллионов долларов на развертывание своей работы в Испании, Румынии, Югославии, заявил пастор Норт газете The World Outlook.



“Заключение мира не привело к снижению необходимости работать с детьми. Вместо закрытия детских приютов, нам нужно будет открыть много новых”, приводит газета заявления Норта.

Норт рассказал о планах перемещения приютов из городов в деревню, где методисты планируют построить фермы. На фермах дети будут обучены передовым методам ведения сельского хозяйства. Такие фермы предполагается также организовать и на Сицилии, и на Балканах.

Нужно подумать и о матерях, методисты организуют детские ясли, где дети могли бы содержаться весь день, пока их матери работают.

Как бы отвечая на вопрос о том, кормят ли они детей, или вскармливают себе паству, пастор Норт заметил,
что методисты придерживаются политики не замены, а дополнения существующих церквей, ведь в обсуждаемых странах есть большая масса людей, пока не принадлежащих ни к какой конфессии.

“Это правда, мы приходим на эти земли, как методисты, но мы осознаем, что процесс евангелизации, заключающийся в умножении американских методистских центров, должен происходить, главным образом, ради развития в народах идеалов и методов, которые оказались полезными в нашей стране.

Усилия будут прикладываться не только в направлении спасения души, но и в направлении обслуживания общества, которое в высшем смысле, является формой Царства Божьего на Земле’.

А другой лидер методистов, Франк Крейн, указав на совместную работу пресвитерианцев и сторонников епископальной церкви по евангелизации, заявил: ” Секты соревнуются , и всем от этого только польза”



Изображение Норта из газеты 1905 года
Запомним это имя, пастор Норт, большой друг детей,
сочинитель религиозных гимнов,
очень интересуется делами России,
он еще не раз будет упомянут на страницах моего журнала
Пастор Норт отметил важность программы , нацеленной на развитие в других странах религиозных условий, которые смогут создать из разъединенных историей, традицией и окружением, наций, объединяющую силу. Эта сила будет иметь влияние параллельно с Лигой Наций.

Успехи миссионеров в Италии и Франции впечатляют, сообщает газета, но методисты стремятся в другие европейские страны.

В России, сообщил пастор Норт, методистские общины существуют уже давно, так что ожидается, что они еще больше закрепятся и начнут расширять свою деятельность. Более тщательное изучение религиозных, политических и экономических проблем определит дальнейшую схему работы в этой стране.

Тщательное изучение проблем России на совещании YMCA в Нью-Джерси в 1920 году вылилось в следующую программу действий.

Для запуска работы в Советской России ставилась цель получения официального приглашения от Советского правительства.
Планировалось развернуть миссии в нескольких городах - Москве, Петрограде. Киеве, Одессе, Харькове, Казани.
На совещании разбирались допущенные ошибки работы предыдущих лет, отмечалась необходимость усиления подготовки секретарей, направляемых в Россию - было решено усилить преподавание языка и особенностей русской культуры.

Для улучшения подготовки секретарей была организована Школа , где читался девятимесячный курс лекций, охватывающий политику, географию, музыку, искусство, религию, экономику. Преподавателями стали самые опытные сотрудники, среди них был уже хорошо известный нам Франклин Гейлорд.
Школа (Overseas Training School) начала работать с 10 сентября 1920 года в Кливленде.

Продолжение следует

Церковь, Джон Мотт, Миссионерство, пастор Норт, Великий евангелический поход

Previous post Next post
Up