Технология, ставшая частью моей повседневной жизни

Oct 25, 2015 23:38

     В век стремительно развивающихся электронных технологий лицемерно было бы утверждать, что компьютеры, телефоны, навигаторы, мультиварки, домофоны, камеры видеонаблюдения - вселенское зло. В то же время не стоит отрицать факт негативных последствий их использования, однако всё же эти электронные технологии создаются для того, чтобы, в первую очередь, сделать нашу жизнь комфортней. Так, современные смартфоны на то и «смарт» (англ. «сообразительный», «шустрый», «элегантный»), что они, во-первых, освобождают нас от лишних ежедневных операций, во-вторых, развязывают руки, в-третьих, эстетизируют повседневность. Один гаджет объединяет в себе назначение телефона и плейера, блокнота и навигатора, будильника и фотокамеры, телефонной книги и энциклопедии, телевизора и компаса, кошелька и книги, калькулятора и часов (в каком-то старом фильме был эпизод: шпион носил часы, переполненные всевозможные функциями, на которых места часам уже просто не хватило). Электронные приборы освобождают наши карманы (или без того туго набитые женские сумки), занимая немного места, а то и вовсе находясь в руках - если ими владеют те представители молодежи, кто не способен выпустить из рук свою «игрушку» ни на минуту [1]. Также современный дизайн превращает так называемый реквизит, или предмет драматургического бытового оформления человеческого взаимодействия, в стильный аксессуар или даже предмет искусства - что дает безграничное поле возможностей самореализации и приличного заработка для промышленных дизайнеров [2] [3]
     Описание моего дня с точки зрения используемых технологий было бы безумной инициативой, ибо технологии сопровождают каждый шаг любого человека: к технологиям относятся не только материальные электронные приборы, но и способы искусственного производства любых вещей, от предметов гардероба и блюд до зданий и средств пространственно-временной коммуникации. Кроме того, не стоит забывать о таком аспекте технологий, как нематериальные социокоммуникативные технологии (например, языковые и речевые технологии, технологии управления и манипулирования, реклама и пиар). Наиболее доступным решением задачи представляется мне анализ технологии, сопровождающей меня днём и ночью последние полгода - выпущенный компанией Xiaomi позиционируемый как «умный» фитнес-браслет «MiBand». Поясню. Этот гаджет включает в себя шагомер (он разделяет разные виды активности на ходьбу, бег и приседания; соотнося с физическими характеристиками число пройденных шагов, он конвертирует данные в километраж и в количество сожженных калорий), трекер сна (фиксирует время засыпания и пробуждения, разделяет сон на легкую и глубокую фазы), будильник (щекотная вибрация), уведомление о поступающих звонках (если телефон находится вне зоны слышимости носящего браслет, эта функция очень актуальна). Считывая пульс человека, MiBand синхронизируется с приложением «Mi Fit» на мобильном телефоне, в котором и сохраняются количественные данные о физической активности.
     Различные взгляды социологов на технологии можно свести к трём подходам.
     1. Подход к языку как инструменту формирования реальности в случае с данным гаджетом можно проиллюстрировать следующим примером: до тех пор, пока друг не рассказал мне о собственном таком браслете, знание о нем не входило в сферу моего опыта. Или, скажем, до того, как в западном дискурсе (реклама, кино, медицинские услуги) появилось представление о том, что целлюлит - это плохо, это проблема, - женщины вообще не знали, что он у них есть.
     2. Феноменологический подход позволяет анализировать социальную реальность в следующих аспектах:
   · она интенциональна (наличие браслета мотивирует больше двигаться, чтобы выполнять поставленную в приложении мобильного телефона цель ежедневно проходить определённое количество шагов или сжигать определённое количество калорий);
   · имеет системные характеристики (синхронизация браслета с электронными весами Xiaomi Mi Smart Scale создает целостный продукт, способствующий поддержанию здорового образа жизни и иллюзию контроля - хотя на самом деле, наоборот, эти две технологии латентно контролируют [4] человека; плюралистичность практик пользования браслетом говорит о том, что в разных ситуациях он может быть наделен разными, порой противоречивыми смыслами: если при занятии спортом браслет выполняет предписанную ему функцию, то в повседневном пользовании он больше подходит в качестве даже простого аксессуара или, как выше говорилось, будильника);
   · имеет временное и пространственное измерения (человек начинает ходить пешком больше, чем до появления шагомера, придумывает маршруты прогулок в зависимости не только от мест, которые он хочет увидеть, но и от требуемых расстояний; в обществе индивид по таким же девайсам способен распознать людей, занимающих такую же активную жизненную позицию, что и он сам);
   · центрирована (например, если миф о худобе/красоте/здоровье принимать за  универсальную жизненную детерминанту, то MiBand выступит здесь инструментом достижения такой красоты; если же воспринимать сам девайс как точку отсчета жизненного опыта, то он породит более разностороннюю структуру стилей и образов жизни [5]);
   · имеет размытые границы (не всегда очевидно, когда реальность человеческой активности вызвана простым желанием прогуляться, а когда - функциональным желанием поднять рейтинг своей активности).
     3. Подход к восприятию реальности с точки зрения фреймов, или зон смыслов, предполагает разграничение смыслов на важные и второстепенные (скажем, браслет MiBand концентрирует внимание не на самом процессе его ношения, а на целях его использования - то есть совершенствовании телесных характеристик). Фреймы объединяют в себе металингвистический и метакоммуникативный уровни, зоны реальности: первый предполагает непротиворечивое восприятие значений и смыслов (восприятия аксессуара как символа здорового образа жизни не кажется бессмысленным), второй говорит о погружённости смыслов в деятельностный контекст (помимо прямой констатации факта в разных контекстах фраза «я ношу трекер активности» предполагает, что я слежу за своим весом, или я намекаю собеседнику заняться собой, или что я следую трендам современной молодёжи, что я демонстрируя окружающим подарок друга, преподношу себя как благодарная подруга). Так, эти зоны реальности объединяются в так называемые ключи: 1. Фрейм вымысла (калории выдуманы в коммерческих целях представителями индустрии спортивных товаров и услуг нетрадиционной медицины); 2. Фрейм соревнования (пользователи трекера активности могут соревноваться друг с другом, обмениваясь данными через приложение); 3. Фрейм ритуала (например, при приобретении, покупке браслета); 4. Фрейм пересадки (мониторинг активности и сна в течение суток предполагает уже проделанные действия, то есть здесь уже важен результат деятельности, а не факт мониторинга); 5. Фрейм технической переналадки (во время занятия спортом факт использования фитнес-браслета отходит на второй план, в то время как внимание сконцентрировано на выполнении спортивных упражнений).
      Принято выделять семь видов или форм реальности: миры предметов (MiBand как часть вещественной реальности); миры научного знания (этот продукт и позже товар был создан в результате синтеза знаний и усилий инженеров и программистов, врачей и анатомов, экономистов и рекламистов); миры абстрактных истин (польза продукта связана с объективной необходимостью ведения здорового образа жизни); «идолы племени» (миф о красоте, сконструированный дискурсивно рекламистами, представители модной сферы бизнеса и западным кинематографом, заставляет женщин думать, что они полные, и интенсивно заниматься спортом); миры, конструируемые различными формами социальной деятельности (рассматриваемый мной предмет является частью одновременно миров технологий, спорта, демонстративного потребления, перформанса, здоровья, молодёжного мира и модного мира); миры индивидуального опыта (они противоречивы в том смысле, что мы не можем воспринимать себя со стороны, только изнутри - и другие люди не способны проникнуть в разум друг друга, то есть воспринимают лишь со стороны; мало ли какие латентные мотивы движут мной, чтобы я ежедневно проходила не менее пятнадцати тысяч шагов) и миры изменённого состояния сознания (предположу, что анорексия как крайность строгого соблюдения диет и изматывающих спортивных тренировок является результатом в том числе неврозов и психических заболеваний).
     Встречаясь в современном многогранном мире с различными явлениями, которые, как говорят, разрывают шаблоны, ставят под сомнение наши представления о мире, мы пытаемся найти наиболее доступное объяснение, близкое и схожее с нашим прошлым восприятием нового опыта или, что не менее важно, нашего собственного состояния. Социализация, усвоение нового опыта, проблематизирующего опыт первичный, то есть привычный, являющийся частью нашего мышления, проходит четыре этапа (можно будет увидеть, что эти этапы связаны как с физическим, так и с социальным элементами восприятия - в то время как Бурдьё то же опривычивание или хабитуализацию рассматривает под совершенно другим углом, сосредоточившись на том, как принуждаемое действие становится вкусом индивида): проверка доверия органам чувств; соотнесение нового видения с усвоенными смыслами и с отношениями, в которые мы погружены; социальное санкционирование (попытка удостовериться в том, что другие это новое для нас явление не воспринимают как что-то ненормальное); опривычивание. В первый же вечер, когда друг подарил мне фитнес-браслет, я шла пешком до дома и буквально каждые пять минут сверяла шаги, насчитанные в уме, с шагами, насчитанными браслетом; километраж, указанный в приложении «Google Maps», с вычисленными приложением «Mi Fit» (с учётом роста, веса, собственно пройденных шагов, пульса). Всю следующую неделю я по вечерам сравнивала данные о пройденных расстояниях в приложении с данными на карте - новое приобретение существенно упростило предыдущие подсчёты моей активности и, кроме того, ощущение контроля со стороны машины (сопоставимой с образом «Большого Брата», который, кстати, был образно описан Оруэллом) давало мне дополнительный стимул не сидеть на месте. Третий этап (он, на самом деле, часто комбинируется с другими, реализуясь с ними одновременно) был связан с тем, что, во-первых, я стала больше выходить из дома (что объективно полезно для здоровья и освоения городского пространства, наблюдения за незнакомыми людьми и маленьких открытий на улицах города); во-вторых, теперь я замечаю такие браслеты у других людей (как только наше внимание обратят на какой-то не замечаемый прежде элемент внешнего мира и он станет частью и нашего восприятия, нам останется только удивляться тому, как это раньше мы не замечали таких простых вещей). Наконец, спустя неделю я полностью привыкла к трекеру, научилась определённому жесту, включающему датчики-индикаторы достижения поставленной цели, стала придумывать, как разнообразить привычные маршруты, по-другому стала воспринимать время (если ранее его было абстрактно мало, то теперь темпоральный недостаток я перевожу в конкретные количественные характеристики) - иными словами, использование браслета стало неотъемлемой частью мира моего повседневного опыта.
     Всё, что было сказано в этом очерке, можно свести к одной-единственной мысли: технологии, с одной стороны, являются бездушными машинами в руках пользователя, а с другой - манипулируют людьми (один мой знакомый, возвращаясь домой из училища, посвящает каждые выходные компьютерным играм и сериалам, он живёт этим; ладно, знакомый, - я даже боюсь себе представить, как обленюсь, если перестану использовать этот шагомер!), контролируют нашу жизнь (сегодняшние технологии создаются таким образом, что они быстро устаревают с появлением на рынке новых моделей и либо требуют приобретения дополнительного пакета функций, либо полностью выходят из строя). Иными словами, технологии сопровождают человека в любой сфере жизни. Наконец, как говорит моя мама, порядочную вещь гаджетом не назовут.

[1] Кого боятся подростки? [Электронный ресурс] // Сайт Сноб на русском. Режим доступа: https://snob.ru/selected/entry/45522 (дата обращения: 20.10.2015).
[2] Сколько зарабатывают сотрудники Apple [Электронный ресурс] // Сайт Бизнес и Технологии на русском. Режим доступа: https://vc.ru/p/apple-salary (дата обращения: 20.10.2015).
[3] Работа: сколько получают дизайнеры? [Электронный ресурс] // Сайт The Village на русском. Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/business/rabota/169461-infografika-skolko-poluchayut-dizaynery (дата обращения: 20.10.2015).
[4] Ритцер Дж. Макдональдизация общества 5 / Пер. с англ. А.В. Лазарева; вступ. Статья Т.А. Дмитриева. - М.: Издательская консалтинговая группа «Праксис», 2011.
[5] Ильин В.И. Потребление как дискурс: Учебное пособие. СПб.: Интерсоцис, 2008.

технология, реальность, спорт, повседневность, социология, виртуальность, здоровье, потребление

Previous post Next post
Up