Дорогие вареньевары, вареньелюбы и просто путешественники, мы не сумеем вам рассказать обо всех красотах Большого Болдина, в Большое Болдино нужно ехать самим.
Мы же вас приглашаем проследовать с нами и с Александром Сергеевичем Пушкиным дальше, в Казань. Да, в 1833 году Александр Сергеевич по предложению Николая I взялся за историю Петра Великого. Фигура царя-реформатора была противоречивой, и написание его истории требовало глубокого изучения архивных документов, которое и увело поэта в эпоху, когда случился пугачевский бунт. Пушкин начал работу над «Историей Пугачева», а к тому же зрел замысел романа - будущей «Капитанской дочки». Разрешение на поездку по Уралу и Поволжью по местам пугачевского восстания было получено. Поэт отправился в путешествие. Проехав тысячи верст, десятки городов, повстречав огромное количество людей, проведя в дороге больше месяца, 1 октября он оказался в Болдино. Мы же побывали сначала в Болдино, а затем отправились в Казань. Понимаю, что маршрут нарушен, но «История Пугачева» и «Капитанская дочка» то уже написаны, а мы путешествуем С Пушкиным, а не по его следам.
Казань в 1833 году встретила Пушкина темнотой позднего осеннего вечера, а на следующий день подарила ему не мало интересных знакомств и встреч, в частности, с Баратынским, который познакомил Александра Сергеевича с Карлом Фуксом и его супругой.
Нас же Казань встретила ярким солнцем, ветром, гоняющим по Казанке и Волге волны, а по небу полупрозрачные осенние облака. Казань сразу же восхитила, покорила и влюбила в себя, подарила много встреч - с друзьями, знакомыми, а также с горожанами, пришедшими на фестиваль «Краски осени». Краски осеннего дня, как и весь фестиваль, как и сама Казань, были яркими, сочными, вкусными. Вкусным получилось наше варенье,
рецепт которого хранился в семье Альфии Равилевны Тюменевой (деревня Ахматово Касимовского района Рязанской области) , и несколько поколений пили чай именно с этим лакомством, сваренным из сливы, белого изюма и приправленного веточкой душистой герани. Светлым получился весь наш фестивальный день. Гости литературно-вареньевой кухни с удовольствием слушали рассказ о путешествии Пушкина, об усадебных традициях, о истории чаепития в России, угощались вареньем, рассматривали кулинарные книги, изданные в разных литературных музеях. А потом непременно фотографировались около огромного начищенного самовара, по которому, помимо прекрасного сливового запаха можно было сразу нас найти.
И хоть к концу дня разговаривала я басом, иногда переходя на фальцет, хоть очень ныли спина и ноги, настроение было превосходным. Казанская история Пушкин, которую раз 20 за день я рассказала, сменилась Казанской историей проекта «Литературное варенье», а в роли семьи Фуксов выступила семья Полосиных - Раушании и Дмитрия.
Когда Александр Пушкин знакомился с Александрой Андреевной Фукс, он сказал: «Нам не нужно с вами рекомендоваться - музы нас познакомили заочно, а Баратынский - еще более». Нас же с Полосиными познакомил Всероссийский
конкурс «Туристический сувенир», который много лет партнерствует с «Литературным вареньем». Раушания и Дмитрий невероятные! Умные, креативные, красивые! Прекрасные рассказчики и экскурсоводы. Роскошную прогулку по набережной озера Кабан нам организовали. С интереснейшими рассказами.
А утром следующего дня мы уже сидели за красивым столом в их Музее Чак-
Чака - слушали рассказ об укладе татарского дома, пили чай с вкуснейшими чак-чаком и баурсаком. Потом посмотрели, как в рамках проекта «Том Сойер Фест» реставрируется дом, в котором находится музей. Работы много, но дом, несомненно, останется украшением города после того как завершатся все работы. Мы долго гуляли по улицам Казани, разглядывая старинные дома, крылечки, лестницы. Мы прошли по улице, носящей имя Карла Фукса, побывали около дома Карла Фукса, того самого дома, в котором бывали сатирик Перцов, поэт Баратынский и, конечно, великий Пушкин. И снова мне вспомнился вечер в Звенигороде, чаепитие у Розы Фархутдиновой и ее рассказ о книге Карл Фукс «О Казани, Казанском крае». Вот так можно удачно встретиться с другом, выпить чаю и понять, с чем ехать в Казань проекту «
Литературное варенье». Ну и конечно, мы ехали с кладовой знаний и идей, то есть с книгами «50 лучших проектов Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный
Лучник», которые по доброй традиции дарятся именно тем, кому они по-настоящему нужны. Так что, Лучник, и из Казани жди новых проектов.
Наши казанские денечки как-то слишком быстро пролетели… Жалко было расставаться с друзьями, с городом, с нашим супер-домиком в «Свияжских холмах», где ранними-ранними утрами на веранде можно встретить зайца, прибежавшего пожелать «Доброго утра и хорошего дня». Хотя, может, он собирался отведать разноцветных бегоний, растущих в ящиках? Но мне хочется верить, что он порядочный зайчишка.
«Куда дальше?», - спросите вы. Вот тут наши пути с Пушкиным разошлись. Он через Лаишев отправился в Симбирск, а наш путь лежал в другую сторону.
Но! Не заехать в остров-град Свияжск мы не могли. По легенде в 1833 году, подплывая к Свияжску, Пушкин решил, что его «Сказка о Царе Салтане» ожила, и он воочию увидел сказочный остров Буян. Ведь именно таким он его представлял.
Нам Свияжск запал в душу до такой степени, что уезжать оттуда не хотелось до слез. Дивный, величественный, спокойный… Остров-град с богатейшей историей, возникший как по волшебству, построенный всего за 4 недели в 1551 году по приказу Ивана Грозного. Остров-град, живущий насыщенной повседневной жизнью. Церкви, музеи, выставочный зал, кафе, мощеные улочки, дома, домишки, школа, детский сад, отделение полиции. Все как везде. Но дышится не так, думается, воспринимается. Не так… А уж сколько тут тайн и загадок! Может, некоторые и разгадывать не надо.
Пробыв в Свияжске несколько часов, пообещав себе приехать сюда еще хотя бы раз, цитируя Пушкина: «Мимо острова Буяна…», мы отправились в Удмуртию, в город рыжей девочки, в Сарапул. Про рыжую девочку и красоты Сарапула расскажу в следующей части своего повествования. Кстати, Пушкин там тоже будет. А также Чехов и Салтыков-Щедрин.
Ваша Вареньевая Фея.