Болдино. Воспоминания
вареньевой феи о сентябрьской поездке VI сезоне проекта по следам Александра Сергеевича. Из Воронежа в Казань и дальше. До самого, до Сарапула.
«Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь, соседей ни души, езди верхом сколько душе угодно…»
Пушкин велик, доступен и понятен. Он может быть с нами во всех возрастах.
Сразу скажу, что не с таким настроением ехал Пушкин в Болдино - нужно было вводиться во владения 200 душами крестьян, решить вопросы с деньгами для свадьбы и для обеспечения приданного невесте. И все это надо было сделать быстро, но судьба вместе с карантином подарили ему три незабываемых месяца - красивых и плодотворных.
Болдинские дали, которые так полюбились поэту, невероятно хороши и сейчас. Да и синь неба, кажется, тоже та, пушкинская. А вот и паутинка пролетела, а потом зацепилась за гроздь рябины. И листочки срываются и кружатся над дорогой в мазурке или вальсе. Прямо, как тогда - в три пушкинских осени в Болдине.
Львовка - литературный пригород Большого Болдино.
А кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы сбылась его мечта поселиться с семьей в этом родовом уголке. «Дай бог тебя мне увидеть здоровою, детей целых и живых! Да плюнуть на Петербург, да подать в отставку, да удрать в Болдино, да жить барином!», - писал поэт жене.
Обжитым дворянским гнездом усадьба Пушкиных становится в пятидесятых годах 19 века. Она зажила полной жизнью - благоустраивалась, хорошела, принимала гостей, давала концерты и спектакли. Повезло усадьбе уцелеть в годы революционных событий. Сами крестьяне решили «дом с флигелем и другими постройками и фруктовым садом соблюсти, сохранить под своим надзором».
Музей в Болдинской усадьбе открылся в 1949 году
А вот музей в Болдинской усадьбе открылся в 1949 году в честь 150 летия со дня рождения поэта, а в 1963 году состоялось открытие дома-музея. И по сей день Болдино принимает огромное количество почитателей творчества великого Пушкина, к которым относимся и мы, и наш проект «Литературное варенье».
Пушкиным в Болдине хочется насытиться всеми способами: надышаться, гуляя по разноцветной листве, особенно остро пахнущей ранним осенним утром; наслушаться, стоя под лиственницей, которую по преданию сажал он сам; ощутить присутствие, рассматривая его стол, кресло, диван, разглядывая его рисунки и рукописи. Пушкина хочется нагадать во время святочных гаданий в восстановленной бане. С Пушкиным хочется пить чай с розовыми блинами и вареньем. Пушкину хочется признаться в любви, написав письмо гусиным пером (предварительно, конечно, этому научившись на мастер-классе). С Пушкиным хочется, взявшись за руки, идти до самой Львовки, которая после смерти Сергея Львовича Пушкина отошла детям поэта. По желанию Натальи Николаевны (тогда уже Ланской) во Львовке заложили барскую усадьбу, владельцем которой впоследствии стал старший сын поэта Александр Александрович.
Экскурсия по Музею литературных героев «Повестей Белкина»
Львовка - литературный пригород Большого Болдино. Ну а я представляла, что сам Александр Сергеевич проводит для меня экскурсию по Музею «Повестей Белкина». Вот я в кабинете Ивана Петровича Белкина, доброго малого, но не очень радивого хозяина, решившего стать сочинителем. И хорошо, что стал сочинителем. А то, как бы мы сейчас без «Истории села Горюхино», «Станционного смотрителя», «Метели», «Выстрела»? Вот мы посмотрели кабинет сочинителя, заглянули в гостиную, посидели за столом, выпили чаю и послушали истории интересные. А куда ведут из гостиной эти несколько дверей? И я представляю, как Александр Сергеевич не спеша проводит меня по всем комнатам, рассказывая истории графа и Сильвио, несколько лет жаждавшего мести, Марьи Гавриловны, чью судьбу определила разыгравшаяся метель. А вот комната Лизы Муромской, легко превращавшейся из барышни в крестьянку.
Ну, разумеется, не сама она это придумала, а Александр Сергеевич научил.
Интересны во Львовке и деревянная церквушка, и церковно-приходская школа, которую не оставлял без внимания Александр Александрович Пушкин.
Большое Болдино - память о поэте которую сохраняют все и всё.
А вот уже из Львовки мы возвращаемся обратно в Болдино, и меня ждут еще несколько часов счастья от общения с Пушкиным и героями его произведений. Я подолгу остаюсь в каждой комнате, внимательно рассматриваю рукописи и рисунки поэта. Взгляд задерживается на портрете матери Натальи Николаевны, подписанном Маменька Карса (Карсом поэт называл свою Натали за неприступность).
В памяти возникает образ старой графини из фильма «Пиковая Дама», созданный замечательной актрисой Еленой Гоголевой. А ведь как они внешне похожи! Хотя прототип то явно не маменька. Посмотрев потом и контору, и баню, и каретный сарай с амбаром, я попросила Александра Сергеевича рассказать сказку, потому как собирались мы далее посетить остров Буян, мимо которого проплывали купцы, следуя «в царство славного Салтана». Но остров был еще не завтра, а в сказку, точнее в сказки я попала сразу, как только вошла в музей сказок Пушкина. Ведь именно в Болдине он написал почти все свои сказки. В музее, действительно, чудеса - рукотворные. Созданные мастерами городецкой росписи, художниками-кукольниками, а также воспитанниками Авторского центра художественных ремесел города Дзержинска. Детьми этого центра созданы вышивки и золотое шитье, потрясающие батики и оконные витражи. И куклы.
Вот с яблоком в руках стоит та, которая «всех милее, всех румяней и белее»; вот сидит несчастный старик со своей несносной старухой. А вот Звездочет и Золотой Петушок, Дадон и Шамаханская царица. А в этой комнате царевна-Лебедь и князь Гвидон, царь Салтан, получивший прощение от царицы. Хоть и не в Болдине написана эта сказка, но без нее никак нельзя. Ну а помогает экскурсоводам сам Кот ученый. Правда, в Болдине у него и помощник имеется. Вроде как стажер.
За блинами у нас ладилась работа над пушкинскими конфетами.
Ну, после такой долгой прогулки - от Болдина до Львовки и обратно, а потом еще и болдинской усадьбе хорошо бы чаю выпить. С конфетами и вареньем.
В Болдино стоит обязательно попробовать: Розовые блины. Знаменитую пшенную Пушкинскую кашу. Каленые яйца.
Подумано - сделано. Очень волнительно, скажу я вам, было находиться на Пушкинской кухне, да еще и хозяйничать там. Чаю заварили с травами, собранными в Болдинских лугах и лесах, варенье варили сливовое, как и четыре года назад во дворике пушкинского дома на Арбате.
А еще делали «Пушкинские конфеты», которые я освоила, пока все сидели весной по домам. Для приготовления этих конфет вам понадобится:
Чайная ложка сливочного масла.
Четвертинка лимона. Горсточка сахарного песка.
Садовая клюква. Еще вам понадобиться пестик и емкость для ступки.
Миксер или ручной венчик. Зубочистка и лимонная вилка.
По воспоминаниям друзей и знакомых Александра Сергеевича, он очень любил клюкву, которую ему подавали в «живом» виде, и обсыпанную толченым сахаром или сахарной пудрой. Клюква у нас была свежая, собранная в лесу близ Болдина.
И конфеты, приготовленные на пушкинской кухне, получились вкуснейшими. Потом за чаем разговаривали с сотрудниками музея, библиотеки и культурно-выставочного центра о музейных буднях и планах, о проектах, которые музей может реализовать.
Тут, конечно, в главной роли снова выступила книга «50 лучших проектов «Серебряного Лучника». Уж в такие правильные руки она попала! Жди, Лучник, проекты из Болдина! Говорили, конечно, о Пушкине - а как иначе. И я снова вспоминала свою Антонину Елизаровну, учительницу русского языка и литературы. Вот она стоит у окна в кабинете литературы, где центральное место на стене занимает портрет Пушкина и изумительно читает:
Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечет. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной,..
После экскурсии, колдовства на кухне и чаепития мне захотелось отблагодарить Александра Сергеевича за то, что провел этот день со мной - все показал, обо всем рассказал. Захотелось сказать ему «Ай да Пушкин!» Но не пристало мне быть фамильярной, поэтому просто прочитала ему:
Без вас мне скучно,- я зеваю; При вас мне грустно,- я терплю; И, мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю!
Как-то быстро пролетело время в Болдине, подарив интересные встречи, умных и деликатных собеседников, яркие впечатления от выставки картин, посвященных Болдину. Но так много мы еще не посмотрели! Что ж, Пушкин был в Болдине три раза, так что две поездки в Болдино у нас еще впереди.
Когда соберетесь в обратную дорогу, попросите приготовить для вас КАЛЕНЫХ ЯИЦ. Именно так собирали в путешествия Александра Сергеевича. В корзинку со съестными припасами обязательно укладывалось десяток каленых яиц.
Выберите и вы пару дней и поезжайте в пушкинское Болдино. Остановиться можно в гостинице, в ресторане которой для вас приготовят любимые поэтом розовые блины, печеный картофель, каленые яйца, пшенную кашу с черносливом и орехами. Болдинские продуктовые магазины, в которых продают продукцию местной агрофирмы, то же Пушкинской, работают до 22 часов. Одним словом, гостям в Большом Болдино рады.
А нам пора было покидать Большое Болдино.
Нас ждала Казань и остров Буян, то есть остров-град Свияжск.
Ваша Вареньевая Фея.