«Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?»
Вопрос этот Александр Сергеевич Пушкин задал себе в далеком 1830 году. И не случайно, потому как огромную часть жизни провел он в дороге, проделав порядка 35 тысяч верст по дорогам России, Украины, Молдавии, Кавказа, Крыма. Побывал он в Поволжье, на Урале. Наше Литературное варенье тоже уже путешественник со стажем и десятками тысяч наезженных километров. VI cезон получился странным, урезанным, начавшимся только в августе, но все равно очень интересным. Новые темы, новые регионы, интересные традиции и рецепты. И, конечно, люди, с которыми мы познакомились и подружились. Как же нам везет на встречи с умными, образованными, добрыми и мудрыми людьми!
В Касимове мы узнали рецепт того самого татарского варенья, которым угощали Пушкина в Казани.
Вернувшись в середине августа из любимого Зарайска, засобирались мы в долгое литературно-вареньевое путешествие. И не просто путешествие, а с самим Пушкиным. Началась эта история в 2019 году в Звенигороде, за чаем у нашей дорогой Розы Фархутдиновой, которая рассказывала о купленной не ею книге воспоминаний Карла Фукса «О Казани, Казанском крае». В этой книге оказались воспоминания о том, как «Пушкин ехал в Оренбург собирать сведения об истории Пугачева, и по той же причине останавливался на одни сутки в Казани». В городе поэт встречался с очевидцами событий, беседовал с ними, а также повидался с Вяземским, обедал у Эраста Петровича Перцова и чаёвничал в доме Фуксов под разговоры о литературе. Прошло время, нас пригласили в Казань на фестиваль «Краски осени», и вот тут то и пригодилась казанская история Пушкина. А еще вспомнились все пушкинские истории и рецепты его времени, которые уже поселились в нашем проекте, вспомнился изумительный Пушкинский день в Дивногорье, фестиваль #ПушкинLeto, посиделки во дворике пушкинского дома на Арбате… Посмотрели мы карту, помучили навигатор - и выстроился интересный маршрут до Казани.
С Пушкиным. Так вот помимо реквизита для оборудования литературно-вареньевой кухни в машине оказались несколько томиков из собрания сочинений великого поэта, мой любимый значок с его ликом, чудом сохранившаяся тетрадь в 98 листов с университетскими лекциями, листочек со стихотворением, посвященным Пушкину и написанным рукой моей любимой учительницы Антонины Елизаровны в далеком 1979 году.
И мы отправились в долгое путешествие с интереснейшими остановками и историями. Заехали в старинный Касимов, где нам подарили рецепт татарского варенья, которому более двухсот лет и которым, я уверена, и угощали Александра Сергеевича в доме Карла Фукса. Познакомились в Касимове с интересной историей Анны Ганзен - человека, переводившего для нас сказки Ганса Христиана Андерсена и пьесы Генрика Ибсена. Познакомились с краеведом Смирновым, который создал в городе мемориальный музей переводчицы. В мир сказок там сопровождает сам великий сказочник. Ну и где еще можно увидеть калоши счастья, познакомиться со стойким оловянным солдатиком или Оле Лукойе?
Побывали в Выксе. Тут и истории братьев-промышленников Баташёвых, основавших в 18 веке в селе Выкса железорудный завод. И фестиваль городской культуры "ART OVRAG", и башня Шухова, стоящая на металлургическом заводе, и музыкальная шкатулка, и изумительный городской парк, и знаменитый выксунский ананас. При чем тут ананас? А выращивали его тут просто в промышленных объёмах в баташёвских оранжереях в 18 веке. Нам довелось узнать про АнанасFEST, а заодно и посмотреть, как растет этот фрукт в современной Выксе. А растет он в большом горшке в Туристско-информационном центре. Как созреет, обещали позвать на дегустацию.
Вот таким могучим куском знаменитого выксунского курника успокоился Пушкин и отправился в оперу.
«А Пушкин? Пушкин то при чем?», - спросите вы. А дело было так: дед поэта Осип Абрамович Ганнибал бывал в Выксе, так как Баташёвские заводы выполняли военные заказы, и он приезжал принимать пушки для флота. Кстати, поговаривали, что именно по его протекции заказ то и был получен. В начале 1774 года вместе с женой и прибыл Осип Ганнибал в Выксу. Ну и есть легенда, что именно там родилась мать поэта Надежда Осиповна, правда, тогда она была просто очаровательной Надюшей.
Скорее всего сам Александр Сергеевич побывал в Выксе в октябре того самого 1830 года, пытаясь пробраться из Болдина в Москву. Может, так и было. А, может, и нет. Но есть, есть еще ниточка. Уж очень сильно сюжет «Станционного смотрителя» напоминает историю генерала-лейтенанта, участника Наполеоновских войн Дмитрия Дмитриевича Шепелева и внучки Ивана Баташёва Дарьи. Очень богатая Дарья была идеальной супругой для нуждающегося в деньгах генерала. Чтобы попасть в её дом, он сначала познакомился со слугами. А однажды, проезжая мимо, упал с лошади и получил увечья. Его принесли в дом, где он и знакомится с хозяйкой - своей будущей женой. Где же, как не в Выксе мог Александр Сергеевич услышать эту историю, а потом умело использовать в «Повестях Белкина».
Арзамас помнить о своем величии, просторах, укладе, силе и традиционности. Все как во времена Пушкина.
Далее путь наш лежал в Арзамас, и тут уж Пушкин и его любимый дядя Василий Львович совсем «при чём». Именно Василий Львович был одним из организаторов литературного кружка «Арзамас» и звался он там «Вот-я-вас», а племянник Александр с прозвищем «Сверчок» именно в нем и дебютировал как поэт. Краеведы утверждают, что по пути в Болдино поэт никак не мог миновать Арзамас, наверное, поэтому в городе есть Пушкинская роща. Нет, не он ее посадил, а в честь него посадили.Ну а мы, проехав через Выксу и Арзамас, так же, как Александр Сергеевич ехали в Болдино. То самое Болдино, где я мечтала побывать еще со школы. Я ехала, ожидая этой долгожданной встречи и вспоминая учебник литературы с иллюстрациями: Пушкин на скамье, горбатый мостик, да и просто осенняя аллея. Вспоминала, как мама читала мне «Метель», а я плакала. Потом мои воспоминания перешли к любимой «Пиковой даме», а точнее, к прекрасной экранизации. Всплыло лицо Смоктуновского и голос обожаемой Аллы Демидовой: «Чекалинский стал метать. Валет выпал направо, семерка налево. Германн открыл семерку. Все ахнули…» Но наше пребывание в Болдино - это уже новая история в «Путешествии с Пушкиным».
В Путешествии с «Серебряным Лучником», который уже много лет колесит с нашим проектом по дорогам, музеям и усадьбам. Он всегда с нами - часто мы вместе с Надеждой Явдолюк колдуем на литературно-вареньевой кухне, но всегда с нами книги «50 лучших проектов», которые очень приятно дарить тем, кому они очень нужны, кто, прочитав один-два тома, глядишь, и реализует сногсшибательный проект. Да и попадет на страницы очередного тома.
Продолжение истории Путешествия с Пушкиным следует.
Ваша Вареньевая Фея.