Мы не пропустили день рождения одного наших из любимых музеев. А какой день рождения без чаепития с вареньем?! По этому поводу 29 июля фея сварила десерт из черной смородины. Вашему вниманию предлагаем рецепт и краткое художественное описание праздника.
Край любимый. Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных. (С. Есенин)
Да, в Константиново хочется затеряться - в душистых травах, в синем небе, в чистой окской воде, в стихах гениального Есенина. Хочется утром выйти на простор и окунуться в «пахучий туман», посмотреть, как «туча кружево в роще связала». А поздним вечером - сидеть на крылечке и наблюдать за месяцем, слушать ветер. И молча вести диалог с поэтом - он начинает строку, ты продолжаешь.
Константиновский воздух целебный, константиновские просторы свободные - от плохого настроения, от озлобленности, от тяжести на душе. Здесь хорошо думается, поётся, спорится. Здесь хорошо принимаются верные решения. И не вчера я это поняла. А в роскошную золотую осень далекого восьмидесятого, когда впервые побывала в Константиново. Потом еще не раз я приезжала сюда, и всегда и сам поэт и Константиново открывались для меня по-новому. И, если честно, то я всегда завидовала тем, кто работает в константиновском музее. Вот думаю, что попрошусь когда-нибудь. А пока…
Мы приезжаем в Константиново по разным поводам - на День рождения Сергея Александровича, на джазовый фестиваль, на День рождения музея, который отмечался 29 июля. И, кстати, с музеем мы ровесники.
Ну а какой же день рождения без красиво накрытого чайного стола, свежего чая и ароматного варенья. А уж, если это варенье из крупной сладкой константиновской смородины, приправленной константиновской мятой!
А чай с местными душистыми травами! Запахи мяты, смородины, душицы, чабреца и смородинового листа моментально с нашей литературно-вареньевой кухни расплылись по всей территории музея, и гости просто-напросто шли на запах. Денек был не самый тёплый и сухой, поэтому горячего чая и теплого варенья хотелось всем. Ну и поговорить тоже. Мы говорили о гении Есенина, об укладе константиновской жизни, о поэтах Серебряного века - что ели, где жили, кем работали, где собирались, как одевались.
То и дело начинал накрапывать дождик, пытаясь напугать огромное количество гостей праздника. На лужайке напротив Дома Кашиной музейный театр «Звонница» разыгрывал «живые картины» из усадебной жизни - вот прекрасные барышни оживленно что-то обсуждают за чаем, вот юная художница вышла на этюды, спелые душистые яблоки в корзинах ждут своего часа, чтобы отправиться в компот и варенье, а вот гости решили поиграть в крокет.
«…Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу…»
Вот со стороны есенинского дома послышались звонкие красивые голоса - это ансамбль «Радуница» начал свою программу «Сыпь, тальянка, звонко!». До чего же хороши песни на стихи Сергея Есенина! С каждой нотой, с каждым словом сердце замирает.
Чуть позже гости потянулись к главной усадебной сцене, где в день рождения музея подарок всем сделала замечательная актриса Екатерина Гусева. Это был чудесный концерт. Снова звучали гениальные стихи Сергея Есенина. И как звучали! Проникли в каждое сердце, в каждую душу. И слезинки дрожали на ресницах многих слушателей. Слезинки счастья от того, что талант поэта, талант композиторов и талант исполнительницы сошлись, чтобы слушатели на мгновенье унеслись на розовом коне в страну Есению.
«…Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес…»
Дождь потом все-таки дал волю слезам. Может, потому что долго никто не обращал на него внимания, может, тоже расчувствовался от дивного концерта. Но гости снова его не испугались - раскрыли зонты, надели дождевики и галоши и отправились в страну березового ситца.
Не забывая еще разок заглянуть к нам - чаю с вареньем попить и впечатлениями поделиться. А мы, конечно, были всем рады.
Десерт из черной смородины "по- Константиновски". Вареньевая фея назвала этот рецепт "Смородиновый полдень". Это, если его готовить не в Константиново, не из тамошней черной смородины и без необычной константиновской мяты, что растет на аптекарском огороде музея. Ягоды смородины перебрать, обрезать хвостики (если таковые имеются), помыть. Можно прямо мокрыми насыпать в таз для варки. Полностью остудить. Затем снова поставить на огонь, довести до кипения, на медленном огне выдержать 10 минут. Остудить и разложить по банкам. Смородина прекрасно сочетается с мятой, которая придает изумительное послевкусие. Поэтому можно смело добавить пару веточек мяты. А еще я добавила при варке варенья несколько смородиновых листочков, которые сделали и вкус и аромат более яркими. Сварить заранее немного сиропа из 100 мл воды и 100 г сахара. Залить ягоды сиропом, присыпать щепоткой лимонной кислоты (для сохранения красивого цвета) и поставить на медленный огонь. Ягоды начнут вариться в сиропе, выделать сок. Можно прикрыть таз крышкой и потомить ягоды минут 10-15. Затем всыпать сахар, потомить еще минуту и выключить. На 1 кг смородины берем 600 граммов сахара, пару веточек мяты и несколько смородиновых листочков. Приятного аппетита!
День подходил к концу. Было немного грустно, как всегда, когда заканчиваются праздники. Гости потянулись к своим машинам, автобусам и теплоходам.
А я? Я ждала вечера, чтобы сесть на крылечке, раскрыть томик Есенина и читать вслух:
Даль подернулась туманом,
Чешет тучи лунный гребень.
Красный вечер за куканом
Расстелил кудрявый бредень.
Под окном от скользких вётел
Перепёльи звоны ветра.
Тихий сумрак, ангел теплый,
Напоен нездешним светом.
Как же жаль, что вас не было с нами! Ваша Вареньевая Фея