Somerville models - как результат труда одного человека!

Jan 13, 2016 17:02





Я ничего не знал о Somerville models до тех пор, пока не стал разыскивать достойную копию автомобиля VOLVO ÖV4 1927 года - первый серийный  автомобиль шведской компании Volvo.  Разговорившись весной 2015 года, на «Олдтаймер галерее Ильи Сорокина»   с Алексеем Глухих - владельцем интернет магазина  давнего поклонника шведских автомобилей, что подтверждается его прекрасной коллекцией масштабных моделей Volvo и обширными знаниями по этой теме, я узнал, что если покупать копию VOLVO ÖV4, то нужно искать ее обязательно от Somerville models. Именно она передает на все 100%  нюансы реального прототипа. Все остальные лишь бледное подобие. Приняв эту информацию к сведению, я решил провести исследования в этом направлении, результат которых вылился в публикации тут и тут. Алексей оказался прав!   VOLVO ÖV4 от Somerville models лучшая из моделей автомобилей в масштабе 1\43 этого автомобиля, не смотря на то, что создана она более 28 лет тому назад! И мне стало интересно, кто и как ее создал? Сегодня я поделюсь с вами информацией, которую мне удалось найти о Somerville models и я не пожалел, что потратил время на поиск!

Компанию  Somerville models  создал Джон Дуглас МакХард (John Douglas McHard) или просто «Даг» как часто уважительно называли его коллеги и коллекционеры в 1978 году. По сути эта мастерская - пионер технологии white-metal, созданная, ранее чем более известный и популярный сейчас бренд Brooklin Models! Чтобы совершить этот смелый шаг - развивать производство масштабных моделей автомобилей Даг МакХард прошел длинный путь.

Родился Джон МакХард в Западном Хартлпуле  11 января 1929 года в семье главного инженера одной из английских судоходных компаний. Отец, хоть и находился чаще в рейсе, чем дома, но сына своего очень любил и никогда не возвращался после долгого отсутствия с пустыми руками, а чаще всего с моделью корабля или самолета, сделанной им самим. Конечно же  Даг очень любил эти модели, а свою первую собрал после девятого дня рождения, на который от своей тети в подарок получил набор для сборки (или просто «кит») самолета. И мальчик увлекся. На протяжении нескольких лет, он собирал готовые «киты» и показывал свои работы на различных выставках стендовых моделистов. А к 15 годам, начал создавать уже действующие модели самолетов и одну из его разработок с резиномотором, приобрела Sheffield Model Supplies и запустила в серию в виде набора для самостоятельной сборки!

После средней школы Джон МакХард  окончил «Школу искусств» в Шеффилде и переехал в Итон Брей графства Бедфордшир, где устроился на работу в компанию Dagra, производящую «киты» авиационной техники. Правда, проработал он там недолго всего месяц, так как в сентябре 1946 года записался на военную службу в Королевские Военно-воздушные силы. После освоения в «учебке» специальности по аэрофотосъемке, Джона направили в Гонконг для прохождения дальнейшей службы, в эскадрилью Королевских ВВС, которая, используя самолеты Spitfire, осуществляла авиационную разведку региона. После нескольких лет довольно удачной службы, «Дагу» присвоили звание сержанта и направили домой в Великобританию, где он продолжил свою службу в городе Уэллсборн-Маунтфорд графства Уорикшир в качестве инструктора по аэрофотосъемке.



Сержант Джон МакХард



Джон МакХард публикация о нем в журанле Aeromodeller Май 1952 года

В 1955 году   Джон МакХард  впервые женился, его избранницей стала Синди, так же как и он служившая в Королевских ВВС, а на следующий год покинул военную службу. Так как нашел более выгодное предложение для своего карьерного роста в группе компаний Model & Allied, владеющей издательским бизнесом и брендами Aeromodeller, Model Maker и Model Boats, занимающихся выпуском «китов» самолетов, колесной и бронетехники, судов соответственно. Сначала он помогал настраивать фототехнику в фото департаменте, а затем в 1959 году перешел в издательство Percival Marshall, принадлежащее этой же группе компаний и занялся ремеслом журналиста сначала в журнале Aeromodeller, а затем помогая главному редактору журнала Model Aircraft magazine («Журнал о копиях авиационной техники»).



Обложка журнала Aeromodeller Октябрь 1964 года

«Дагу» было что рассказать, и он успешно проработал в  Model Aircraft magazine до 1967 года, а затем перешел в журнал, выпускаемый компанией Meccano и в качестве его главного редактора, не просто увеличил  тираж, а сделал самым популярным изданием среди молодежи, увлеченной сборкой «китов»!



Обложка журнала Meccano Февраль 1969 года

После того как компанию  Meccano поглотил другой производитель - Airfix,  Джона МакХарда новое руководство назначило директором по маркетингу. В его обязанности входило, в том числе обновление и развитие линейки продукции выпускаемой под брендом Dinky,  однако ему не удалось  вывести   Meccano из затяжного кризиса. В 1978 году «Дага» отправили в рекламное агентство Brunnings, принадлежащее Meccano и находящееся в Ливерпуле, а затем он вышел в отставку и решил посвятить себя развитию собственного бизнеса.



Джон МакХард конец 70-х начало 80-х годов XX века
С детства его привлекали самолеты, но заниматься производством их «китов»  в то время оказалось не очень выгодным занятием из-за серьезной конкуренции на рынке Великобритании. А вот создание моделей автомобилей в масштабе 1\43 выглядело куда более привлекательным и выгодным с точки зрения освоения новой бизнес ниши. Еще будучи директором по маркетингу в Meccano, Джон МакХард, периодически получал  редкие письма от заядлых коллекционеров масштабных моделей автомобилей с просьбой расширять производство копий автомобилей, выпускаемых Dinky, включая в существующую линейку копии автомобилей 40-60 годов XX века. Однако с точки зрения большой компании выполнять или как-то реагировать на столь немногочисленные запросы считалось не выгодным. Необходимы были серьезные денежные вливания в закупку материалов, нового оборудования и переналадку старого, затраты вряд ли бы окупились в будущем. Ведь если Dinky что-то и выпускало, тираж планировался сразу очень большой, но на тот момент сбыть его было очень не просто. С точки зрения же малого предприятия, это можно было осуществить с блеском, выпуская небольшие тиражи необходимых коллекционерам масштабных моделей копий автомобилей.  Поэтому в 1978 году Джон решил закупить старое оборудование, продававшееся с молотка компанией Meccano и начать производство копий автомобилей в масштабе 1\43. Свое предприятие он создал в 1978 году и назвал Somerville models, взяв за основу девичью фамилию своей любимой бабушки - Somerville.

Этот шаг, все же очень смел, так как «Даг», ничего не знал о литье из металла или пластика, но он был уверен, что научится всему по ходу дела. И в качестве первого прототипа, который он решил воссоздать в масштабной модели, выбрал  знаменитый автомобиль Великобритании - Austin FX4 1957 года версию такси. Будучи перфекционистом, Дуглас решил, если ему удастся хорошо скопировать Austin FX4 с его сложными формами кузова и необычным салоном, то он с легкостью сможет сделать копию любого другого автомобиля.



Austin FX4 1957

В будущем он с блеском  доказал свое предположение, произведя копии Standard Flying 12 и Riley Kestrel  - автомобилей 1937 года, Ford Anglia Tourer 1949 и Hillman Minx convertible 1952, а копия Vauxhall Velox L-type отмечалась как лучшая модель выставки ModeleX 1999 года.



Riley Kestrel и Standard Flying 12



Ford Anglia



Hillman Minx Convertible и  Rover P2



Vauxhall Velox L-type -  лучшая модель выставки ModeleX 1999 года

«Даг» никогда не боялся трудностей и с удовольствием отправлялся за сотни километров, чтобы сделать подробные фото и снять размеры прототипа, планируемого к выпуску в масштабных моделях. Он всегда находился в поиске и никогда не прекращал свой и  интенсивный исследовательский процесс, не пропуская ни одной мельчайшей детали! Поэтому масштабные модели, созданные в его мастерской, сразу завоевали огромную популярность среди коллекционеров Великобритании, а затем и всего мира. Многие, рассматривая фото очередной новинки от Somerville models, думали, что на фото не масштабная модель, а сам прототип! И конечно мало кто знал, что первая штаб-квартира мастерской  Джона МакХарда, находилась в его небольшом доме в Ливерпуле, где он с 1977 года жил со своей второй женой Роли (Roly), творя мастер модели в спальне для гостей и тиражируя, окрашивая и собирая готовые модели в гараже на заднем дворе. Именно в тот момент, экспериментируя, обучаясь и отрабатывая применение разных технологий отливки, окраски и т.п. готовых моделей «Даг» понял, что нельзя создавать копию автомобиля, просто уменьшая в 43 раза различные размеры прототипа. Для создания хорошей масштабной модели необходимо найти такой баланс ее пропорций, чтобы модель моментально передавала характерные черты копируемого реального автомобиля и смотрелась правдоподобно, под каким бы углом коллекционер не смотрел на нее!  Даже в наши дни, не многие мастера понимают этот момент, поэтому коллекционеры не редко встречаются с не очень удачными масштабными моделями автомобилей, не смотря на то, что вроде бы в них скрупулезно воссозданы все основные размеры их прототипа.  Помимо скрупулезной работы по  воссозданию линейных размеров Джон МакХард очень тщательно относился к воссозданию множества мельчайших деталей будущей модели ( отделка салона, элементы кузова и подвески, колесные диски, светотехника и многое другое), ее окраски и конечной сборки. С самого начала своего производства его стандарты были очень высоки! За что коллекционеры до сих пор ценят продукцию Somerville models. А в те времена «Дага» просто завалили заказами, не смотря на достаточно высокие цены в почти сотню фунтов стерлингов за модель, коллекционеры готовы были безропотно ждать много месяцев, прежде чем получали заказанную копию автомобиля из очередной выпущенной партии.

В какой то момент Джон и Роли, поняли, что им необходимо брать помощников и расширять свой собственный производственный комплекс. Долго думать чета МакХард не стала и переехала в большой дом в деревеньке Биллингей графства Линкольншир на востоке Англии. Тут смонтировали небольшую линию по производству масштабных моделей автомобилей, наняли себе в помощь местных женщин, и работа мастерской приобрела более ритмичный характер. Однако стандарты к готовой продукции, выработанные Джоном МакХардом, изменений не претерпели. Каждая модель создавалась с особой тщательностью, окрашивалась в пять слоев краски, радиаторы, ручки дверей и другие детали масштабной модели, требующие металлического покрытия, покрывались настоящим никелем, чтобы у них был тот же блеск, что у деталей копируемого автомобиля! Если  прототип оснащался спицованными колесами, то и на колесе модели можно было увидеть каждую спицу в отдельности. Каждая деталь будущей модели создавалась в стенах дома в Биллингее, ничего не поручалось для производства на стороне, так как «Даг», хотел следить за качеством на всех стадиях процесса производства.  В таких условиях создание и производство каждой масштабной модели от Somerville models требовало больших усилий и затрат, что влияло на размер получаемой чистой прибыли предприятия - как вы понимаете ее уровень был не велик. Это в свою очередь мешало выйти мастерской Джона МакХарда, на более высокий уровень массового производства. Но «Даг» к этому и не стремился, его устраивало существующее положение вещей, он не собирался становиться воротилой бизнеса и создавать крупное предприятие для заколачивания денег, хотя мог бы это сделать, чуть ослабив свои стандарты в производстве масштабных моделей. Для Джона МакХарда главным было качество масштабных моделей Somerville models, а не их количество или прибыль, а также оценка его моделей коллекционерами, которые поверили в него и с удовольствием покупали его продукцию с 1978 года! Эти убеждения «Дага», не изменили даже выигранные им контракты на производство копий автомобилей, предназначавшихся для рекламных целей компаний Saab и Volvo. Автопроизводителям так понравилась продукция от Somerville models, что они просили увеличить количество закупаемых моделей и их ассортимент и готовы были выкупать полностью все тиражи! Однако Джон МакХард, выполнял условия контракта и не забывал об обычных коллекционерах, оставаясь самостоятельным в принятии решений. Ему просто нравилось создавать масштабные модели, и он совсем не хотел превращать это в бизнес, поручая всю бумажную работу мастерской своей жене Роли.

Не забыл он о своем первом увлечении - авиамоделизме. Постоянно создавая чертежи и рисунки возможных конструкций, новые действующие модели, экспериментируя с различными источниками питания.



Джон МакХард запускает одну из своих моделей

Участвовал в соревнованиях, а чуть позже стал главным судьей, ключевой фигурой и просто легендарной личностью Ассоциации Авиамоделизма в Великобритании. Где более пятидесяти лет абсолютно безвозмездно и беспристрастно оценивал работу ее членов, всегда спокойно хваля победителей соревнования и находя ободряющие слова для тех, кто пока не поднялся на подиум. «Даг» был очень уважаем и популярен, а его мальчишеский азарт столь заразителен!



Джон МакХард со своей лучшей моделью 1999 года

Если бы он хотел, он, несомненно выигрывал, каждый чемпионат по авиамодельному спорту, но вместо этого, он помогал все кому мог, давал советы, проводил настройку, осуществлял судейство и другие скучные организационные обязанности, запуская свои модели, как правило уже после окончания соревнований.  И именно в один из таких, любимых им запусков, 29 августа 2002 года на базе ВВС Великобритании в Хонингтоне (графство Саффолк) в возрасте 73 лет   Джон Дуглас МакХард скончался от сердечного приступа.
На его похороны приехало множество корифеев масштабных моделей, такие как легендарный главный редактор журнала Aeromodeller  Рон Моултон или легендарный мастер Джеральд Уингроу.



Рон Моултон



Джеральд Уингроу

Сегодня Джону было бы 87.  Но память о нем хранится не только в сердцах его семьи, коллег или близких друзей, но и на полках коллекционеров всего мира, кто обладает масштабными моделями от Somerville models. И многие до сих пор не верят, что он был талантливым самоучкой, чья огромная любовь к моделям сопровождала всю его жизнь!

После смерти Дага, его жена Роли не стала продолжать семейный бизнес, а продала все оборудование и права на Somerville models компании Promod, находящейся в Великобритании. Новые владельцы сначала наладили выпуск «китов», а с 2013 года и выпуск готовых масштабных моделей автомобилей, при этом сохранив все производство в Великобритании не прибегая к помощи коллег из Китайской Народной Республики. Выпуская масштабные модели, созданные Джоном МакХардом, новые владельцы не окрашивали их в цвета, используемые Джоном, чтобы оставить для коллекционеров разделение между старыми моделями от  Somerville models и новыми. И конечно новые владельцы помимо старых моделей, решили наладить выпуск новых, которые планировал создать «Даг», но не успел, например Ford «Coffin Nose»,  Austin Conway и другие. Хорошо, что дело Джона МакХарда живет и, надеюсь, оно будет развиваться, согласно его перфекционным принципам, качество моделей и их проработка будут повышаться, вместе с возможностями современных технологий в проектировании и производстве. Поживем, увидим!

Джон Дуглас МакХард, white metal, john douglas mchard, somerville models, Ручная работа

Previous post Next post
Up